Marginalus Игорь Скиф 30.01.23 в 13:51

Мой 2022 киногод

Почему-то подумалось, что это может быть интересным. Не только для прочтения, но и для обсуждения, высказывания собственных оценок, возможно — для яростных споров и фырканья в адрес автора. Возможно, это подвигнет кого-то составить и собственные подобные списки, которые я бы с интересом почитал.

Если эта моя задумка действительно вызовет интерес у читателя — я с удовольствием окунусь и в предыдущие года. Мне есть что рассказать.

Итак, фильмы 2022 года, которые я просмотрел. Очень коротко и с картинками.

От просмотра каких-то фильмов я отказался (не хочу), кроме того — у меня по прежнему лежат и ждут своей очереди просмотра три картины. на которые я возлагаю надежды («Треугольник печали», «RRR: Рядом ревёт революция», «На Западном фронте без перемен»), но писать о которых в этом обзоре не буду, я их еще не видел.

И остается вот что (в порядке оценки IMDb):

 

«Большой баг»

(BigBug, 2022, реж. Жан-Пьер Жёне). IMDb 5.5

Действие фильма происходит в 2045 году. В мире правит искусственный интеллект, которому не очень нравится вздорность, нелогичность и вольнолюбие людишек. И за поломки универсального интернета компания людей и их роботослуг оказывается запертой в «Умном доме»... И, кажется — их хотят убить.

Нежно люблю этого режиссера с конца 80-х. Его дебютные фильмы (в содружестве с Марком Каро) «Деликатесы» и «Город потерянных детей» считаю совершенно гениальными. Его «Амели» (2001) некоторые критики называют лучшим фильмом 20 векам — и это мнение имеет под собой основание. Старый хиппи, неисправимый левак, бунтарь и романтик, упрямо стоящий против ветра паршивых перемен; грустный клоун, пытающийся гротеском и иронией защитить честь человечества перед бездушными машинами и деньгососущими негодяями. Упрямо не считает нужным что-то менять в своей колоритной подаче кадра и сюжета и снимающий в 2022 году так же, как снимал в начале девяностых. Всегда любопытно, но не всегда интересно.

Фильм с треском провалился в прокате, оценку IMDb можно расшифровать как «Старик окончательно рехнулся, но пусть уж делает, что хочет. Заслужил». Фильм понравится не всем, я же посмотрел с интересом (хотя печать недоумения иногда отображалась на моем челе). Посмотрел, а через некоторое время пересмотрел его же фильм 2009 года «Неудачники». И опять захотел в Париж (я там так и не побывал ни разу, но уже хотел).

 

«Сердце Пармы»

(2022, реж. Антон Мегердичев). IMDb 5.5

XVI век. Русский князь Михаил держит уральскую страну Парму (нынешний Пермский край). На севере и востоке — местные племена и народности, которые совсем  не рады русским пришельцам, на юге и юго-востоке — татарские осколки-княжества когда-то мощной Золотой Орды, а с запада идет объединение русских княжеств под тяжелой рукой московского царя. А тут еще — любовь и мистика и борьба христианства с язычеством.

«Не прошло и полувека, как эти русские научились снимать исторические триллеры по голливудским стандартам и на собственном историческом материале. Хотя и норовят постоянно добавить туда свою богоизбранность» — так бы я сказал, если бы был богатым пузатым американским продюсером с сигарой в зубах и тремя юными любовницами разных рас. Но, так как я — не он, скажу иначе:

Вполне добротное, увлекательное историческое фэнтези на основе хорошей книги Алексея Иванова. Выше среднего уровня потока т.н. «мировой» кассовой продукции широкого потребления. И после просмотра остается светлое и приятное впечатление, а не ощущение, что тебя заставили в помойке поковыряться. Я это ценю.

Критиков этого фильма делю на три категории:

  1. Люди, которые в принципе не любят современное российское кино. (без комментариев)
  2. Люди, которые читали книгу и «книга — лучше (глубже, ширше, метафизичнее)». Вполне возможно, это же — разные жанры. Я книгу не читал, мне — норм.
  3. Зануды. Им особенно не понравился боевой лось и пуговицы на кафтанах московских стрельцов (не того, говорят, цвета, нарушена, говорят, историческая идентичность). Занудам я скажу так: отличный лось, отличные пуговицы, отличный Бондарчук в образе Ивана Грозного, а вы, зануды, идите в места эти уральские и насладитесь красотой. И пусть над вами взойдет радуга.

Ничего выдающегося в этом фильме нет, но посмотреть его можно и вы можете получить свое удовольствие, если вы любите российское кино, не считаете, что фильм должен быть прямой иллюстрацией книги и не являетесь занудой.

Впрочем, есть и другие мнения об этом фильме. На Альтерлите представлены два обзора этого фильма: Еще один взгляд на «Сердце Пармы» и «Сердце Пармы»: кровь, бред и сиськи

 

«Три тысячи лет желаний»

(Three Thousand Years of Longing, 2022, реж. Джордж Миллер). IMDb 6.8

Засушенная в собственных комплексах женщина-ученый средних лет (Тильда Суинтон) попадает в руки молодого сексапильного араба негритянской наружности (?), предположительно — джина, который с помощью безудержной лести, нежных прикосновений и возбуждающих сказок чувственно раскрепощает даму и влюбляет в себя. Настолько, что она теряет ум, честь, совесть, сознание и забирает его нелегально с собой в Англию. Хотя — не исключено, что все это ей полностью или частично видится под тяжелыми наркотиками.

Легкий и необременительный фильм, ярко и зрелищно сделанный, на Тильду (самую востребованную актрису нашего времени, что меня не раздражает — она умеет играть) приятно смотреть. Фильм оставляет хорошее впечатление, хотя это — как раз тот случай, когда обертка у конфетки намного лучше ее вкуса.

Предполагаю, что фильм больше понравится женской аудитории — это путешествие по женскому бессознательному. Те же, кто этот фильм не посмотрят — ничего не потеряют.

На Альтерлите уже писали об этом фильме: Истории как лекарство. О фильме Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний»

 

«Варяг»

(The Northman, 2022, реж. Роберт Эггерс). IMDb 7.1

Вольная переработка Шекспира под антураж викингов. Более подробно я писал уже на Альтерлите . Если не ждать чего-то особенного — можно получить от фильма удовольствие.

Предполагаю, что фильм больше понравится мужской аудитории — это путешествие по мужскому бессознательному. Те же, кто этот фильм не посмотрят — ничего не потеряют.

Еще две альтерлитовские рецензии на этот фильм: Рецензия на фильм «Варяг» / The Northman и Пролетая над кукухой. «История моей жены» и «Варяг»

 

«Быстрее пули»

(Bullet Train, 2022, реж. Дэвид Литч). IMDb 7.3

Немного скучающий на своей рутинной работе криминальный асс, наемный убийца и шпион получает задание подменить своего заболевшего коллегу, забрать из поезда Токио — Киото небольшой чемоданчик и сойти на промежуточной станции. Казалось бы — ничего сложного, но не в этот раз.

Киноэстетам в качестве бонуса после просмотра предлагаю пофантазировать — как выглядел бы этот фильм, если бы его снял не Дэвид Литч а Дэвид Линч, времен «Малхолланд Драйв».

Но и здесь кое-что есть. Я, пожалуй, пересмотрю этот фильм через пару лет, если у меня будет такая возможность. Из совершенно тупой задумки и явного желания продюсеров просто срубить бабла, Литч сделал достаточно изящную вещь. Я бы даже сказал — прелестную безделушку. Пойдя по пути ироничного (или даже пародийного) гангстерского триллера, засунув героев в узкое пространство трубы поезда, оперируя (как в конструкторе «лего»), почти всеми жанровыми штампами, рассыпая, как крошки воробьям, везде пасхалочки и отсылочки для насмотренного зрителя — режиссер смог сделать вполне приятный постмодернистский коктейль, который понравился и рядовому зрителю (который примет все за чистую монету) и эстетствующему снобу (который примет все за глумливый стёб). На самом деле — не то и не это, режиссер просто хорошо делает свою работу и показывает, что он — весьма перспективен и амбициозен. Нет, однозначно, Дэвид Литч — молодец. И Брэд Питт — молодец, красавчик и хороший актер, не растерявший еще порох в пороховницах и ягоды своего громадного практического актерского опыта.

Те, кто будет ждать от фильма чего-то значительного (типа «Джентльменов» Гая Ричи) — могут быть слегка разочарованы. Те же, кто будет настроен просто посмотреть приятное кино и хорошо провести вечер — вполне будут удовлетворены. Трупов и крови достаточно много, но подается все настолько клюквенно и кукольно, что и не оставляет впечатления излишней жестокости.

Еще одна рецензия на фильм Александра Костина 

 

«Элвис»

(Elvis, 2022, реж. Баз Лурман). IMDb 7.4

Жизнь Элвиса Пресли, рассказанная с точки зрения его импресарио, полковника Паркера.

Просто достаточно приятное кино. Ничего нового к широко известной биографии короля рок-н-ролла не добавляет, каких-то интересных кинематографических находок не демонстрирует. Актер Остин Батлер не очень внешне похож на самого Элвиса, но играет вполне достойно и временами достигает той магнетической харизмы, которую выдавал его герой. Но лучшими, на мой взгляд, в этом фильме являются вставки с сюжетами зарождения аутентичного негритянского музыкального драйва — вот там начинает сочиться настоящая магия.

Фильм — не более, чем просто хорошее кино, но я не удивлюсь, если он возьмет какой-нибудь «Оскар» — выбирать в этом году особенно не из чего.

Немного иной взгляд на фильм  в другой рецензии Альтерлита 

 

«Банши Инишерина»

(The Banshees of Inisherin, 2022, реж. Мартин Макдонах). IMDb 7.9

История о том, как на маленьком ирландском острове, на котором никогда и ничего не происходит, поссорились Колм Доэрти и Патрик Салливан. Лучший фильм этого года (на мой взгляд и из того, что я посмотрел).

Мой любимый режиссер, за творчеством которого я слежу с 2011 года, со времен фильма «Однажды в Ирландии» (там режиссером выступает его брат — Джон Макдонах, но Мартин нашел денег на фильм и всячески помогал ему. Джон, кстати — тоже отличный режиссер, помимо «Однажды в Ирландии», рекомендую присмотреться к его фильму «Банда Келли» (2003), где герой с лицом и повадками молодого Игги Попа, под музыку Игги Попа мочит во славу Ирландии «проклятых англичан» в Австралии начала 20 века.)

История, рассказанная в фильме «Банши Инишерина» — простая и сложная, очень личная и общечеловечная. Я бы сказал — почти библейская история. История маленьких, но не мелких людей (простите, я не могу не вспомнить тут Чехова). О Мартине Макданахи я, надеюсь, когда-нибудь напишу большую обзорную статью, об этом фильме в Альтерлите написано уже достаточно много очень достойными людьми (здесь , здесь  и здесь ). Добавлю лишь, что мне очень понравилось определение этого фильма юзером "Роман-газета" — "Левиафан здорового человека". Именно так. Может быть — именно в этом определении и кроется магия этого фильма: люди и живут на этом острове не очень хорошо, бедненько; и, может, не большого они ума или красоты; и, может, нелепы их поступки и за каждым движением можно найти что-то плохое и неправильное… Но сколько любви во взгляде режиссера (он же сценарист) ко всем этим неидеальным людям, неидеальной природе, неидеальным обстоятельствам... И эта Любовь — она спасает мир, спасает этих людей и спасает зрителя... Да-да, мне кажется, человек-зритель после просмотра этого фильма становится (пусть чуточку и ненадолго) лучше. И какое счастье смотреть фильм, обернутый в любовь, а не в ненависть.

Это не лучший фильм Мартина Макдонаха, но, на мой взгляд — лучший фильм 2022 года. Кому-то он может показаться скучноватым, кто-то заснет на половине просмотра — но тут уж, ребята, не вина режиссера, кто-то и на Бахе в филармонии засыпает, евпочя.

 

«Все везде и сразу»

(Everything Everywhere All at Once, 2022, реж. Дэниэл Шайнерт, Дэн Кван). IMDb 8.1

Американская семья китайцев, во главе с матушкой-владелицей прачечной, приглашает вас в сюрреалистическое путешествие по метавселенным собственного подсознания. В наличии — супергерои, демоны, сексуальные игрища, кровавые битвы и философские размышления. В качестве особого бонуса — жестокое побивание копов резиновыми фаллосами.

Более подробно я уже писал о фильме  на альтерлите. Добавить мне нечего. Тоже, думаю, какого-нибудь «Оскара» этот фильм должен получить.

 

Такие дела. Такой мой 2022 киногод. Я очень надеюсь, что вам было нескучно читать. Рад буду узнать в комментариях о вашем наиболее понравившемся фильме 2022 года выпуска (и это я пишу серьезно).

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 30
    12
    1193

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    в 2022м из полного метра ничего такого особенного не припомню,чтобы воттак ррраз! - и зацепилло. сериалы куда как лучше были

  • Marginalus

    ЯДИ - увы, согласен... Боюсь, что через несколько лет 2022 год будет помниться только очередным неплохим фильмом Макдонаха. Хорошим, но не лучшим в его карьере.

    Я еще не видел свежего Гая Ричи, но он, кажется. уже 23 год, да и не очень-то его и хвалят.

  • horikava_yasukiti
    В полку свидетелей Инишерина прибыло.))
  • Marginalus

    как подсел на него в 86, так и сижу... Думал - ушел, ан - нет...

  • horikava_yasukiti

    Игорь Скиф, отличный фильм. Мне ещё "Отчего рехнулся господин Р.?" нравится.

  • horikava_yasukiti
  • zrelov95

    Ваяй дальше. Мне интересно

  • Marginalus

    Paramon, а вы - азартны.

  • kor-

    С нетерпением жду обзора на "треугольник печали". Интересно, отчего мне так понравился "треугольник" и совершенно зеркально не тронул "квадрат" того же автора.  Дело в моем настроении или они действительно разные, хоть и одинаково обласканы критиками?

    Спасибо за обзоры, Игорь.

  • bbkhutto

    за Сердце Пармы с лосем, пуговицами и Бондарчуком отдельный лайк 

    автор, откуда вы свалились? кинообзоры здесь читаю редко, но от ваших совершенно невозможно оторваться