Karakum Karakum 22.12.22 в 08:44

Обзор фильма «Банши Инишерина» / The Banshees of Inisherin

премьера: 21 октября 2022 года
1 ч. 54 мин.
сценарист: Мартин Макдонах
режиссер: Мартин Макдонах
в ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган, Керри Кондон

«Вершина всех зол — это победа в гражданской войне».
Марк Туллий Цицерон

Больше всего на свете не люблю ждать. Ждать чего-то хорошего не люблю вдвойне. Ждать, только предполагая, что ожидаемое будет хорошим и вовсе невыносимо. Новогоднее чудо в этот раз свершилось. Спустя почти два месяца (13 декабря) после премьерного показа новый фильм Макдонаха опубликовали на HBO MAX, а вечером того же дня наши умельцы уже соорудили приемлемый перевод, и я нагуглил картину в недрах пиратских сайтов. Посмотрел — пишу. С пылу, с жару. 

Только тогда одиночество можно считать за благо, когда оно — твой сознательный выбор. Во всяком другом случае, человек, как социальное животное, наедине с собой делается несчастным, угрюмым, опустошенным. И если нет человека, который был бы как Остров, то уж наверняка есть между всеми нами сухопутные перемычки, соединяющие хрупкими тропинками взаимоотношений личные людские эгоизмы. По этим перешейкам происходит теплообмен. Душевное тепло, необходимость дружеского плеча, братской руки, товарищеского участия. Когда такой мостик смывают холодные воды безразличия, когда его топит неумолимая волна отстранения, тогда бедолаге остаётся надеяться на другие перемычки, на связи с кем-то ещё. И в современном мире густая паутина общественных взаимодействий даёт шанс (даёт ли?) на замещение вакантного места.

На ирландском островке двадцатых годов прошлого века, с сотней жителей, разбросанных по округе на километровые расстояния, среди лысых скал и безлесных полей, отсутствует роскошь выбора. Там нельзя по желанию поменять круг общения. Тот, что есть — единственный вариант. Простофиля Патрик живёт в одном доме с сестрой Шивон, и многие годы дружит с музыкантом Колмом. Патрик ведёт нехитрое хозяйство — водит на выпас скот, торгует молоком. Шивон, умная и заботливая сестра, готовит еду, следит за домом, любит литературу и много читает. Каждый день в два часа Патрик спускается к пляжу, чтобы постучать в дверь своего друга Колма, пойти с ним в паб, выпить пару пинт пива (а может быть и бутылочку виски), послушать игру Колма на скрипке. Однообразная, простая и честная сельская жизнь полностью устраивает Патрика. Ему нравится судачить с Колмом о пустяках, перебирать в разговорах скудные новости, подтрунивать над местным дурачком Домиником. Патрик может часами рассказывать Колму, о том, что он нашел в фекалиях своего пони. Животные для него дороги не меньше, чем люди.

Но однажды Колму надоедает такое скучное ущербное существование. Он чувствует в себе потребность плюнуть в вечность — написать мелодию, которая переживет его самого и останется в истории. Мелодию, которая прославит его имя и не даст забвению стереть память о Колме, жившим когда-то на маленьком острове Инишерин. Скрипач видит своему замыслу только одно препятствие — это Патрик. Недалёкий, ограниченный дружок своей пустой болтовней лишь отнимает у Колма драгоценное время. Первого апреля музыкант сообщает Патрику: «Ты мне больше не нравишься. Дружить с тобой не хочу!».

Обескураженный Патрик первое время воспринимает неожиданную размолвку как шутку или недоразумение. Он снова и снова пытается вызвать Колма на разговор, вернуться к давно заведенному ритму жизни. Колма эти попытки напротив, выводят из себя, и он при свидетелях угрожает Патрику — «Начиная с этого момента, если ты будешь ко мне приставать с разговорами, я садовыми ножницами за каждый такой случай буду сам себе отрезать палец на левой руке и отправлять тебе!». Зародившийся конфликт в духе Макдонаха будет развиваться со сдержанным, но черным юмором, с экзистенциальной трагичностью, с мутной надеждой на счастливое разрешение.

Во время событий фильма на большой земле бушует гражданская война. Она фактически никак не влияет на жизнь острова, герои только слышат эхо разрывов снарядов и гром артиллерии с другого берега, но для драматургии этот контекст важен. Потому что между Колмом и Патриком происходит такая же война, но индивидуальная — битва двух мировоззренческих позиций. Что важнее, быть добрым порядочным человеком (Патрик) или оставить после себя заметное наследие (Колм)? Мартин Макдонах лукаво пытается нас убедить, что совмещение невозможно, но в финале (да даже и по ходу сюжета) история опровергает эту максиму.

Жуткая решимость Колма идти до конца, его готовность к членовредительству (без пальцев не очень-то поиграешь на инструменте) пугает зрителя сильнее иного ужастика. Итогом противостояния будет мрачное обоюдное уныние героев, преодолеть которое без жертвы окажется невозможным. А вот куда приведет это преодоление режиссер заставляет решать нас. А решать самим не особо хочется, потому что все данные говорят в пользу пессимистичного исхода. Тотальное одиночество поджидает каждого в конце пути, но очень страшно ещё и пройти всю эту трудную и долгую дорогу к финалу одному (собака и ослик не в счёт). Ожесточение сердец и смерть предсказывает Патрику старуха Маккормик. Полусумасшедшая отшельница не тянет на сказочную банши, но с успехом её заменяет. 

А сказочности, причем сказочности нам очень близкой, в фильме с избытком. Здесь и народные мотивы — Патрик — братец Иванушка, его сестра, мудрая Шивон — Алёнушка, дурачок Доминик — юродивый и блаженный, ослик Дженни — Конёк-Горбунок (не будем натягивать Иа). Здесь и гоголевский нос торчит во всю свою талантливую длину. Русскому зрителю фильм должен понравиться — архетипы не пропьёшь.

Мартин Макдонах, кажется, с каждым фильмом все дальше и дальше уходит от комедии и погружается в темные глубины человеческой «гнильцы», и эта опасная воронка засасывает автора. Все меньше места он оставляет зрителю для улыбок, и все настойчивее толкает его в крепкие ледяные объятия суровой безысходности. Но делает это, тем не менее, с большим изяществом и отменным чувством такта. Фильм получился абсолютно свободным, без единого намека на режиссерскую авторитарность — он настолько легко дышит, будто бы снял себя сам.
Этому, конечно, способствует потрясающая игра Колина Фаррелла. Превзойти себя способен далеко не каждый хороший артист, но карьерное путешествие Фаррелла от смазливого агента из «Особого мнения» к несчастному фермеру Патрику действительно впечатляет. Аплодисменты. «Залечь на дно в Брюгге» сделал из Брендана Глисона идеального напарника для Колина. И Глисон держит марку, пусть эта его роль и напоминает мне уже сыгранную в «Голгофе». Колм в его исполнении получился достоверным и монументальным. Думается Макдонах подсмотрел органичное взаимодействие Фаррелла и Барри Кеогана у Лантимоса в «Убийстве священного оленя», и хорошо, что подсмотрел. Юное дарование в роли отсталого Доминика отлично дополняет именитых коллег. Наблюдать за его мимикой одно удовольствие. Керри Кондон в роли Шивон здорово разбавляет мужское безумие и сгущающуюся хтонь женской добротой и рассудительностью. Прекрасный коллектив.

Таким образом, моё ожидание окупилось сполна. Фильм — замечательное завершение киногода, а Мартин Макдонах во влюбленных зрительских глазах продолжает удерживать пальму/факел/флаг первенства. Хорошо, что он не гонится за количеством фильмов, но продолжает пристально следить за их качеством.

Итог. «Банши Инишерина» своевременный и актуальный (в здоровом понимании этого слова) фильм, за который я без колебаний отдам всех варваров, пэрлов и амстердамов. Смотреть!

#creativemarket #банши_инишерина #обзор_фильма #что_смотреть #колин_фарелл #брендан_глисон

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 23
    10
    291

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    Убедительно. Скачаю.

  • mmotya

    Собственно, состава съемочной группы и зачина про ирландский островок, где ни леса, ни роскоши выбора общения уже достаточно, чтобы бежать смотреть )

  • Psychoscum

    Написано очень и очень красиво, но кроме похвалы Фарелу и Глисону причины смотреть данное произведение не нашёл. Ирланское кино, кстати, в последнее время совсем загибается, вместе с их обществом.

  • Samarin

    Александр Костин 

    Тю. Оказалось - да. Может случайно не на ту кнопку нажал, а может какие перепады настроения случились. Со мной бывает - перепадочный.

  • Samarin

    Александр Костин 

    И "Банши" нельзя назвать независимым ирландским фильмом - обычный мейнстримовый. Хоть и с большой любовью к родине. Но увы, в остальном загибается вся самобытность. Язык в частности.

  • Psychoscum

    Роман Газета 

    У ирландцев, ИМО, лучше всего получаются криминальные фильмы. Вот там уж точно самобытность.

  • Samarin

    Очень круто написано

  • capp

    Пасатрел-таки. 

    Подозреваю, что кино хорошее, но пока(?) максимально не моё.