Рецензия на фильм «Элвис»/Elvis
год: 2022
режиссёр: Баз Лурман
в ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург, Келвин Харрисон, Дэвид Уэнэм, Коди Смит-Макфи
Горячий рок-привет зрителям!
Человека, достигающего вершин в области шоу-бизнеса, недаром называют звездой. Равно как вращающийся в пустоте космоса громадный термоядерный реактор излучает колоссальные объёмы энергии, освещая вечную тьму и зарождая жизнь, так и настоящая звезда сцены на миг согревает сердца людей и порождает эмоции, о которых её фанаты в повседневной жизни даже и не могли бы мечтать. Элвис Пресли был настоящей звездой, и как положено сверхновой его калибра, даже после смерти его физической оболочки излучаемый им свет продолжает бесконечное путешествие в пространстве, освещая жизнь всё новых и новых ценителей его бессмертного таланта.
Фильм «Элвис», будучи классическим байопиком, повествует о жизни величайшей звезды рок-н-ролла, и отвечает на вопрос, как молодой водитель грузовика из штата Теннесси, любящий импровизировать на гитаре, всего за несколько месяцев умудрился подняться до умопомрачительных высот. Элвис был влюблён в музыку с детства, а его близкое знакомство с негритянской культурой и религиозными церемониями в пригороде Мемфиса значительно расширило его интеллектуальные горизонты. У Элвиса был несомненный талант, у него было желание достичь успеха и упорство, но важнейший элемент пазла — правильный менеджмент — поначалу отсутствовал. Именно в этом ему и помог хитрый нелегальный иммигрант из Нидерландов Андреас ван Куйк, который по прибытию в США взял себе имя Томас Паркер. В начале своей карьеры менеджера летучий голландец много работал с цирковыми артистами и хорошо усвоил важнейший урок — среднестатистический человек, задавленный бытом, отдаст последнюю копейку за хорошее шоу, способное хотя бы на мгновение отвлечь его от насущных проблем. Опытный промоутер Паркер, случайно увидев Элвиса, работавшего на разогреве в провинциальном клубе, немедленно распознал громадный финансовый потенциал юного исполнителя и, забросив своих малоперспективных исполнителей жанра «кантри», стал эксклюзивным менеджером восходящей звезды. И Элвис, разумеется, с лихвой оправдал даже самые смелые надежды, выпуская хит за хитом и собирая толпы на концертах. Ну а расчетливый Паркер, убедив Элвиса подписать поистине кабальный контракт, клал к себе в карман больше половины прибыли.
Как это зачастую бывает с творческими людьми, Элвис ничего не понимал в бизнесе и поначалу сотрудничество было условно выгодным, позволяя артисту концентрироваться на творчестве, не отвлекаясь на нудные финансовые отчёты, стратегии продаж и мерчандайзинг. Да и популярная среди музыкантов 50-х привычка улучшать бодрость духа перед выступлениями амфетаминами (которые в те времена продавались в каждой аптеке) и запивать таблетки галлонами виски, также влияла на способность молодого гения адекватно оценивать ценность вклада менеджера в общее дело. Но время шло, музыкальный мир менялся, и руководящая роль Паркера постепенно стала не просто сдерживать творческий рост, но и очевидно вредить интересам Пресли. Поместье «Грейсленд», коллекция розовых «Кадиллаков» и толпы фанаток больше не радовали артиста. Менеджер решал, служить ли его клиенту в армии, на ком и когда жениться, ездить ли за границу и даже на какие темы писать песни. И сколько Элвис не пытался разорвать токсичные отношения, Паркеру раз за разом, то уговорами, то шантажом, удавалось сохранить статус-кво. В итоге Пресли впал в длительную депрессию, набрал вес, начал злоупотреблять опиоидами и умер от сердечного приступа в возрасте 42 лет. Ну а предусмотрительный Паркер, умеющий правильно составлять контракты, до самой смерти припеваючи жил на доходы от бренда «Элвис».
Но сюжет фильма, какие бы тайны он не раскрыл и с какой стороны бы не показал реальные исторические личности, всё равно остаётся вторичным, и даже абсолютно незначительным элементом.
Куда важнее то, что режиссёру удалось крайне точно передать уникальную атмосферу титанического культурного сдвига, породившего мировой феномен рок-н-ролла. И дело было не только в глубоко символичном синтезе святого и развратного, дающего первый импульс для зарождения поп-культуры как новой религии, и не в толпах девушек-адептов — в конце концов, им много не надо, пара суггестивных движений бёдрами и визг стадионов обеспечен.
Элвис был не только талантливым музыкантом, великолепным шоуменом и исполнителем; он был символом беззаботной жизни, одно присутствие которого позволяло на мгновение забыть о несовершенстве мира и наслаждаться великолепием его музыки. Вероятно, именно поэтому он стал неофициальным символом Лас-Вегаса, уникального города, в котором нет не прошлого, ни будущего, а есть лишь призрачный экстаз настоящего момента. Его творчество, одновременно примитивное и многогранное, весёлое и трагичное, тем не менее всегда оставалось глубоко позитивным, светлым и основанном на любви к жизни и своей аудитории. Именно поэтому, несмотря на сотни и тысячи новых суперзвезд, восходящих и низвергаемых с небес каждый день, Элвис продолжает оставаться самым популярным исполнителем всех времён и народов, и с честью носить мантию Короля рок-н-ролла.
Техническое исполнение картины достойно всяческих похвал. Баз Лурман заслужил титул первопроходца и визионера, успешно объединив стилистику комикса, театральной постановки и остросюжетного фильма ещё в «Ромео + Джульетте», и здесь он держит марку, насыщая каждый миг экранного времени эмоциями. Разумеется, свою роль играет и исходник — если в «Ромео» для создания нужной атмосферы Лурману приходилось специально заказывать основную тему фильма группе «Garbage», то в случае с «Элвисом» о музыкальном сопровождении позаботилась сама судьба, и основная проблема режиссёра заключалась в том, какой из многих десятков золотых хитов включить в саундтрек. Музыка не просто присутствует на фоне, она переполняет каждую секунду фильма, вырываясь наружу и заряжая зрителя своей энергией. Не отстаёт и визуальное исполнение — более 9000 костюмов для главных героев и массовки, причёски, классические «Кадиллаки», стиль 50-х и общая атмосфера карнавального шоу перекликаются с «Мулин Руж» и «Великим Гэтсби».
Традиционно прекрасно для Лурмана отражен основной конфликт произведения. Отношения протагониста и антагониста постоянно эволюционируют, превращаясь то в симбиоз, то в паразитизм, в мгновение ока меняясь от любви до ненависти. Открытый, простоватый, влюблённый в своё дело Элвис, и тонкий психолог, негодяй и настоящий мастер манипулирования Паркер, при всех своих отличиях притягиваются друг к другу, как две противоположно заряженные частицы.
Разумеется, в современном фильме нельзя не обойтись без непременных СЖВ-элементов и казуального расизма (к примеру, расстрел президента Кеннеди преподнесён как сущая мелочь, которая никак не может отвлечь Элвиса от работы, а из убийства Мартина Лютера Кинга непременно надо сделать целый десятиминутный эпизод, в течение которого мы созерцаем убитого горем певца), а также в саундтрек 50-х каким-то чудом прокрался гэнгста-рэп, но всё это мелочи, которые немедленно забываются в ту же секунду, когда Элвис начинает петь.
Кастинг проведён на крепкую пятёрку. Остин Батлер не только является прекрасным актёром, но ещё и талантливо исполняет все свои музыкальные номера с вполне аутентичным южным акцентом. Так что это ещё и хорошая новость для фанатов Херберта: есть все основания предполагать, что если молодой человек хорош в роли Элвиса, то и наш любимый Фейд-Раута ему будет по плечу. Тому Хэнксу уже давно не надо никому доказывать умение справиться с любой ролью, и в образе полковника Паркера он снова демонстрирует свой талант — главный злодей саги получился одновременно отвратительным и жалким, эталонным паразитом, черпающим единственную необходимую ему мотивацию для невиданной подлости в собственной лудомании. Хелен Томпсон в роли сверхзаботливой матери Элвиса и Оливия ДеДжонг в роли Присциллы Пресли преподносят очередной приятный сюрприз, напоминая нам, что в Австралии водятся не только кенгуру, но и хорошие актрисы, а Келвин Харрисон прекрасен в роли патриарха стиля R’n’B Би-Би Кинга.
Итог: отличный байопик с элементами мюзикла, который оценят как фанаты Короля, так и неофиты. Рекомендую.
#новые_критики #элвис #байопик #том_хэнкс #остин_батлер #рок_н_ролл #r_n_b #новое_кино #канны #бутлег
-
Даже не знаю. Вреднющая личность внутри меня кривит нос и говорит о том, что все эти современные постановки о жизни великих людей - так, скорее всего способ заработать бабла на знаменитом имени, нежели искреннее стремление рассказать об истинном бытии главного героя. Хотя фильм про Высоцкого мне понравился, в целом. Может быть и этому кинотворению уделю время.
1 -
Мне совсем не интересно смотреть про жизнь Элвиса, а вот читать прекрасный обзор с совершенно шикарным вступлением - да. Спасибо
1 -
Дмитрий Соколовский почему не интересно смотреть байопик?- не особо близка фигура ггероя.
-
-
1
-
-
Пришлось гуглить — что же такое этот "байопик". Фильм "Элвис" я только посмотрел (ниасилил последние 20 минут). И подумал я, что "байопик" — это плохой китчевый фильм - комикс, фильм - клип, где отсутствие всего, заливают кучей бабла. А не, оказывается — это фильм-биография. А ведь я музыкой занимался хренову тучу лет. И надо же, биография Элвиса мне не понравилась. Жду байопик Шакиры от Бергмана.
1 -
-
да нет,я ору с фильма про чернобыль, где он по бутуму расплавленному ходил в кедах
1 -
-