Рецензия на фильм «Быстрее пули» / Bullet train

год: 2022
режиссёр: Дейвид Литч
в ролях: Брэд Питт, Джои Кинг, Майкл Шэннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Брайан Тайри Генри, Эндрю Кодзи, Хироюки Санада, Бэд Банни, Зази Битц

Экзотический привет зрителям!

Химию недаром называют неряшливой стороной физики и я уверен, что эта максима относится также и к миру кино. Как формулу, которая кажется элементарной, будучи начертанной на грифельной доске, бывает крайне сложно синтезировать на практике, так и малейший дисбаланс элементов превращает шедеврально задуманный фильм в просто неплохо снятый. Именно такая беда и приключилась с проектом «Быстрее пули». Сияющие огни ночного Токио, якудза, русская мафия, катаны, чемодан с долларами, предательство, интриги, жажда мести и стилизация под гонконгские боевики 80х — всё это должно было сложиться в явного конкурента эпика «Убить Билла». Но что-то пошло не так, так что давайте смотреть — почему.

Сюжет фильма одновременно прекрасен и заигран, как грампластинка Лале Андерсен. Дюжину негодяев, наёмных убийц, сермяжных рюсских мафиози, якудз, мексиканцев, негров и прочих антисоциальных типов, помещают в некое закрытое пространство, дают им взаимоисключающие задания, и с интересом наблюдают за процессом естественного отбора. В данном случае, в качестве оммажа Хичкоку и Агате Кристи, в роли банки для пауков выступает скоростной поезд «Синкансэн», идущий из Токио в Киото. 

Главный герой, тайный агент по кличке Божья коровка (хорошо хоть не Промокашка), подменяя заболевшего коллегу, прибывает на вокзал и берётся за лёгкое задание — сесть на поезд в Токио, украсть архетипичный чемодан с долларами и скрыться в ночи на первом же полустанке. Казалось бы, полчаса ненапряжной работы и миллион у тебя в кармане, но едва довольный жизнью протагонист пытается сойти с поезда с заветным чемоданом в руках, как его атакует крайне агрессивный мексиканский бандит. Чудом отбившись от врага, и, естественно, пропустив свою остановку, мистер Коровка начинает подозревать, что дело нечисто — большая часть пассажиров и персонала поезда проявляют к чемоданчику повышенный интерес, все 16 вагонов дорогого и популярного экспресса практически пусты, а на стрельбу, драки и трупы на борту никто не обращает внимания. 

Ну а пока Божья коровка мучается вопросами бытия, авторы знакомят нас с остальными сюжетными линиями. Представитель древнего рода якудз по имени Кимура садится на поезд, чтобы найти и отомстить неизвестному, который сбросил его малолетнего сына с крыши. Двое британских киллеров по кличке Лимон и Мандарин спасли из плена сына русского мафиози и теперь должны доставить его отцу в Киото целым и невредимым. Боевик наркокартеля по кличке Бэд Бой, бегает по вагонам в поисках убийцы своей невесты. Знаменитая негритянка-отравительница, известная как Шершень, ищет возможность уколоть ядовитой иглой вышеупомянутого русского мажора. Некая таинственная девушка строит коварные планы. И над всем этим цирком возвышается тень главаря международной русско-японской криминальной организации по кличке Белая Смерть.

Японская «Красная стрела» едва успевает набрать ход, как на борту начинается полный бедлам — все вышеозначенные персонажи гоняются друг за другом, стреляют, взрывают, сражаются врукопашную, рубят друг друга катанами, скидывают оппонентов с поезда на полном ходу, а заветный чемоданчик с деньгами каждые десять минут меняет владельца. Специализирующийся на ненасильственных преступлениях вроде воровства и добычи компромата протагонист пребывает в перманентном шоковом состоянии и готов даже расстаться с деньгами, лишь бы выбраться из этого кошмара, да вот незадача — Божья Коровка является крайне невезучим человеком и при наличии малейшего шанса всё вокруг него непременно идёт не так — он то теряет билет, то оставляет пистолет на вокзале, то сталкивается лицом к лицу с врагом, то прячет чемодан там, где его легко находят конкуренты, то случайно получает укол смертельным ядом. Но несмотря на это, главный герой не унывает и идёт к намеченной цели — всё-таки американцам поколения «икс» в своё время недаром вдалбливали пользу позитивного взгляда на жизнь, который может побороть даже русскую мафию.

Режиссёр «Быстрее пули» Дэйвид Литч проделал удивительный путь в Голливуде, начав с вакансии каскадёра и в итоге добравшись до режиссерского кресла. В числе его наиболее значимых работ — первый «Джон Уик» и второй «Дэдпул», и влияние этих блокбастеров, а также каскадёрские корни Литча немедленно проявляются и в его новом проекте. На первый взгляд кажется, что режиссёр решил объединить лучшие элементы его предыдущих работ, забыв о том, что далеко не всякая франшиза поддаётся гибридизации. Основой успеха «Джона Уика» в своё время стал стиль, ироничный пафос и невозмутимое выражение лица Кеану, «Дедпул» же подкупал безостановочным юмором и крайне харизматичным главным героем. Увы, но «Пуля», попытавшись угнаться за двумя зайцами, упускает обоих, и навсегда застревает на уровне тщательно сделанной копии, не способной достичь уровня оригинала. Для серьёзной криминальной драмы картина слишком ветрена, непоследовательна и нереалистична, для комедии — недостаточно смешна. Умение успешно балансировать между беззаботным фарсом и жестокой реальностью подобно мастерству канатного плясуна, и, к сожалению, приходится признать, что Литчу всё ещё далеко до таких признанных мастеров постмодерна как Тарантино и Ричи.

Не поймите меня неправильно — в наши времена народная мудрость, повествующая о спонтанной трансмутации раков в условиях безрыбья, как нельзя актуальна, и на фоне марвеловских отходов «Быстрее пули» выглядит едва ли не гениально. Разумеется, учитывая опыт Лича, с технической стороны фильм выполнен на крепкую пятёрку. Для того, чтобы фильм состоялся в качестве боевика, применены все возможные средства — динамичная, но при этом плавная смена кадров, креативное использование углов камеры и спецэффектов, отлично поставленные драки, постоянные повороты сюжета и простенькие, но небезинтересные интриги. Комедийную составляющую обеспечивают колоритные персонажи и огромное количество диалогов, некоторые из которых периодически вызывают улыбку. Впрочем, есть и блестящие эпизоды, такие как главный герой, извиняющийся перед сильной и независимой женщиной за «мэнсплейнинг», в то время как она умирает в муках — лютая база, господа. Ненавязчивая музычка Bee Gees, которую мы слышали уже более чем в 9000 голливудских фильмов, дополняет атмосферу, а предельно облегчённая философия уровня фильма «Ёлки» (гы-гы, чел, прикинь, в этом мире всё взаимосвязано, опа!) создаёт претензии на хоть какую-то глубину картины.

Авторы делают всё возможное, чтобы развлечь зрителя, но неудачные попытки фильма балансировать между жанрами сводят их усилия на нет, одновременно обнажая огромное количество крайне неудобных вопросов. Когда того же Дэдпула в прямом смысле разрывают на куски и он немедленно регенерирует, мы не обращаем на это внимание — герой же мутант, а комикс он и есть комикс. Но когда обычный бандит в вроде как серьёзном фильме умудряется выжить, упав с поезда, летящего на скорости под 300 км/ч или голыми руками на ходу выбить сантиметровое плексигласовое лобовое стекло, или когда пуля в печени не мешает якодзуну махать копьём, или когда 10 миллионов долларов помещаются в чемоданчик размером с лист А3, появляется стойкое ощущение, что средний возраст целевой аудитории фильма не выше 9 лет. Про идиотизм сцены «взрывчатка в пистолете ТТ» не хочется даже говорить — это надо смотреть и самому выть от ужаса.

Кастинг проведён отлично и представляет собой тот редкий случай, когда большинство актёров идеально попадают в образ. Брэд Питт — специалист широчайшего профиля, и одним из его амплуа являются всевозможные дурачки. Агент Божья Коровка в исполнении Питта — эталонный человек не от мира сего, который, несмотря на всю свою спецназовскую тренировку и обширную практику, так и не научился воспринимать реальность всерьёз. Жесты, мимика, постоянные идиотские монологи о его прогрессе в области личностного роста под руководством психоаналитика — всё это создаёт замечательный, крайне цельный образ агента-сойбоя, и добавляет очков фильму. Парочка сводных братьев-киллеров в исполнении Аарона Тейлор-Джонсона и Брайана Тайри Генри очень хороша, хотя комический эффект в основном создаётся мономанией толстого негра, повёрнутого на комиксах о говорящих поездах. Джои Кинг прекрасна в роли femme fatale поколения «Z», готовой ради признания убить объект своего обожания, а Майкл Шеннон, говорящий по-русски почти без акцента, традиционно великолепен.

Итог: прилично снятый, но крайне неровный фильм. Непритязательной аудитории придётся по вкусу его экшн-составляющая, но громадный нереализованный потенциал картины не даёт возможность полностью насладиться происходящим на экране.

#новые_критики #брэд_питт #джои_кинг #боевичок #недокомедия #япония #якудза #мафия #хараджуку

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 15
    11
    258

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Я такого рода фильмы не очень люблю. Впрочем, поставлю в свой список ожидания. 

  • vpetrov

    Шеннон, говорящий по-русски, почти без акцента - хороший слуховой аттракцион.

  • YaDI

    смотрел надысь. согласен с автором - и актёры хороши, и задумка вроде неплоха, и трюки, и всё такое прочее, а в результате всё равно не тарантина. но, надо признаццо, и не такое унылое гавно, коим ныне забиты все торренты. в общем, ни разу не жалею, что посмотрел. а концовка так вааще!!!

  • Psychoscum

    ЯДИ 

    Концовка это чистый расизм - негр, сброшенный с поезда на скорости 300, запросто выживает. Он что, бревно?

  • YaDI

    Александр Костин 

    не расизм, а традиция. в американских фильмах все, кто падает в воду, хоть чорный нигра с поезда, хоть белая леди с вертолёта (Солт, например) - все всегда остаются живы. высота и скорость не имеют значения, потому что в воду, а вода мягкая, это знают даже дети.

  • Psychoscum

    ЯДИ 

    Ну Солт это же русская Natasha. Это другое, понимать надо! :)

  • bastet_66

    Спасибо за обзор. Хорошо, что в изображении русской мафии не проявилось русофобского идиотизма. И на актеров посмотреть приятно. Бывают такие вечера, когда хочется увидеть не глубокий фильм, заставляющий шевелиться серые клеточки головного мозга, а просто посидеть, тупо глядя в экран, и понаблюдать, как меняется картинка, заранее зная, что все кончится хорошо.

     

     

  • Kulebakin

    Отличный фильм!