Истории как лекарство. О фильме Джорджа Миллера «Три тысячи лет желаний»

В плохие времена, когда грустно, горько, непонятно, что будет дальше, самое время для добрых чудес и волшебной восточной сказки в духе «Тысячи и одной ночи». 

Представьте, что у вас появилась возможность загадать три заветные желания настоящему восточному джинну. О чем бы вы его попросили? Или вообще отказались бы желать, потому что не знаете, чего хотите по-настоящему?

Сюжет про три желания невероятно распространен в мировом фольклоре. И рука об руку с возможностью чуда в нем всегда идет предупреждение — по-настоящему хорошие сказки обязательно еще и «добрым молодцам (и девицам) урок». Режиссер Джордж Миллер снял именно такой фильм — по форме волшебную восточную сказку, а по сути многослойную притчу.

«Три тысячи лет желаний» (англ. Three Thousand Years of Longing) — первый за семь лет фильм Миллера. Он очень разноплановый режиссер: в его фильмографии и постапокалиптический «Безумный Макс», и романтическо-мистические «Иствикские ведьмы», и детский «Делай ноги».

На этот раз автор главной постапокалиптической франшизы создал собственную версию «Тысячи и одной ночи» с участием оскароносной Тильды Суинтон и обладателя «Золотого Глобуса» Идриса Эльбы. Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в мае этого года.

По сюжету учёная-нарратолог Алетейя Бинни (Суинтон) прилетает в Стамбул на научную конференцию. На базаре она покупает старинный сосуд, из которого случайно выпускает Джинна (Эльба). Тот предлагает героине исполнить три её желания. Но Алетейя не спешит их загадывать: ей нечего желать, к тому же она прекрасно знает, чем чреваты сделки с джиннами. Вместо этого она просит рассказать, как он очутился в бутылке.

Отсутствие желаний — довольно неожиданный поворот в хорошо известном сказочном сюжете, и при этом психологически вполне достоверный. Независимо от того, хотим ли мы чего-то на повседневном, обыденном уровне (как героиня — еще глоток чая, кусочек лакомства), бывает сложно и страшно взять и признаться себе в самом заветном, истинном желании. Честно заглянуть в себя, как в «черный ящик» — кто знает, что там? Вдруг, сам для себя окажешься ящиком Пандоры и желаниями выпустишь кучу бед, как кое-кто из бывших хозяев Джинна. Так что, может быть, безопаснее даже не начинать желать? С другой стороны, можно ли сказать, что человек по-настоящему живет, если он ничего не хочет?

Лента Джорджа Миллера — это глубокая многослойная история в форме камерной разговорной драмы. Большую часть фильма Алетейя и Джинн, сидят в номере стамбульского отеля и говорят о любви и одиночестве, о судьбе, силе историй и стремлении к свободе. Разговоры эти отлично дополняются визуальным рядом в сценах с рассказами джинна, поданными в виде роскошных ярких флешбэков. 

Фильм не перегружен спецэффектами, а сосредоточен на героях и диалогах. Тильда Суинтон и Идрис Эльба — огромная удача картины. 

Джинн рассказывает Алетейе три удивительные истории: о царице Савской, Гюльтен — наложнице во дворце султана Сулеймана, султане Мураде IV и талантливой изобретательнице Зефире.

Следуя за историями Джинна, Миллер размышляет не только об ответственности людей за свои желания. Режиссер поднимает серьезный этический вопрос: можно ли лишить другого свободы выбора, заставить полюбить с помощью магии? Дважды хозяева Джинна загадывают подобные желания. И каждый раз эгоистичная, собственническая любовь доводит до беды (первый раз все заканчивается совсем плохо, второй раз причиненный ущерб удается исправить только следующими желаниями и преодолением собственного эгоизма).

В фильме происходит любопытная смена ролей классического сюжета. С одной стороны, Алетейя — специалист по мифам и историям, современная Шехерезада. Неслучайно в Стамбул она прибывает рейсом авиакомпании Shahrazad! Джинн — один из героев Шехерезады, о котором Алетейя профессионально заранее знает все. Между тем, именно Джинн здесь является рассказчиком, цель которого — ради получения свободы заморочить голову собеседнице. Но Алетейя не хочет рисковать. И ей — знатоку мирового фольклора — интереснее узнавать истории Джинна, чем загадывать желания. Столкновение интересов героев захватывает. 

Не менее интересно наблюдать за внутренним конфликтом самого Джинна. С одной стороны, он страстно стремится к свободе. С другой стороны, все его истории так или иначе говорят о потребности в любви. Герой Эльбы чем-то напоминает Лиса из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери — через свои рассказы он словно просит героиню Суинтон: «приручи меня», прими меня, полюби меня. 

Следует отметить, что «Три тысячи лет желаний» — очень важная работа для режиссера. У фильма есть литературная основа. Новелла «Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз"» — заглавная в одноименном сборнике лауреатки «Букера» Антонии Байетт. Весь сборник (и особенно одноименная вещь) посвящены интерпретациям восточных сказок. Книга вышла еще в 1994 году и сразу привлёк внимание Миллера. Почти 30 лет режиссёр искал возможность ее экранизировать. 

Вот что он говорит об этом в одном из интервью: «Большинство историй, которые мы рассказываем, — это аллегории, то есть они открыты к интерпретации зрителем. Мы смотрим фильмы и понимаем их настолько, насколько нам позволяют наш жизненный опыт и наши взгляды на мир. Именно поэтому фантазийные истории, как правило, затрагивают куда более сложные темы, чем фильмы по мотивам реальных событий или документальные проекты. Именно это и привлекло меня в повести Антонии Байетт больше всего, и именно поэтому я не мог перестать о ней думать: мне казалось, в ней заложен огромный художественный потенциал. Это очень сильная история, которая вкратце излагает все самые важные для человечества вопросы. Я рад, что у меня была возможность прочесть эту повесть много лет тому назад».

В конце концов, благодаря историям Джинна Алетейя начинает глубже понимать не только природу человеческих желаний, но и собственные эмоции, что приводит к довольно любопытному результату.

И если бы режиссер закончил картину после главной просьбы героини, получилась бы идеальный романтический фильм. Но именно для финала Миллер припасает сразу несколько важных тем.

Не раскрывая спойлеров, обозначу лишь один из аспектов. Режиссер очень наглядно противопоставляет, с одной стороны, целительную силу историй, сопровождающих человечество на протяжении тысячелетий, а с другой стороны, деструктивность информационной перегрузки современного мира. Мы живём в окружении сотовых сигналов, интернета, телевидения. И всё это неизбежно разрушает и нас лично, и наши отношения.

Фильм вышел глубокий и прекрасный как лучшие из сказок, проверенных временем. Потрясающая картинка и визуальные эффекты трейлера могут настроить зрителя на чисто фэнтезийную историю, хотя на поверку «Три тысячи лет желаний» оказываются философской драмой, посвященной темам одиночества и любви, сокровенным желаниям человека и силе историй. 

Может показаться, что режиссёр снял несовременный и наивный фильм. Но его простоту с лихвой окупают потрясающая игра главных актёров, великолепный визуальный ряд и эмоциональный финал.

Плюсы: 
Снято невероятно красиво.
Прекрасный режиссер снова экспериментирует с жанрами.
Великолепные Суинтон и Эльба в главных ролях.
Отличное лекарство от реальности, когда хочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего, а не вот это вот все.

Минусы:
Если вы любите Джорджа Миллера за «Безумного Макса», то будете сильно разочарованы: фильм совершенно не похож на самые известные работы режиссера.
Кино может показаться наивным или просто устаревшим.

#креативмаркет #обзор_фильма #три_тысячи_лет_желаний #джордж_миллер #тильда_суинтон #идрис_эльба

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 13
    8
    203

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    И да, фильм, пожалуй, глянул бы. Не хватает сказки в нашей суровой действительности.

  • veronika_voronina

    Чей туфля? Надеюсь, вам понравится)

  • olifant

    Сначала несколько мешало «диснеевское» восприятие джинна. Того, который может за мгновение построить дворец или разметать армию врага. В фильме джинн, скорее, сексуальный Хоттабыч. Раз – и всем по мороженке. Или по герпесу. Или основы термодинамики))

    Актёры, картинка, ритм – очень хороши.

    Мне фильм понравился.


  • veronika_voronina

    olifant 

    Рада, что вам понравилось) Правда, классное кино.

  • capp

    Фильм про похотливую сторужку Тильду и гигантского волосатого Идриса. 

    Внеманее!! Прсмотр чреват приступом диабетического кетоацидоза!

  • YaDI

    начитавшись восторженных отзывов, разумеется, скачал и посмотрел этот *глубокий и прекрасный* фильм

    не вштырило. 

  • bastet_66

    Сказок нам сейчас и не хватает. Реальность мрачная. Разгрузить мозг самое время. Посмотрю. Обзор понравился. Немного замечаний, немного восторженных слов. Все в меру. Хороший язык статьи подпортило слово «спойлер». Режет ухо. Но это мое мнение.

  • veronika_voronina

    bastet_66 

    Спасибо за отзыв! Приятного просмотра! Надеюсь, вам понравится)