Нравится — не нравится...

#критика #субъективныйподход #мотивхудожника #искусство #формальныекритерии

Последние лет десять (возможно и больше) в оценках произведений искусства, это касается не только литературы, наблюдается тенденция субъективного подхода. Особо радикальные «критики» даже объявляют его единственно верным. В особо запущенных случаях, читая этакий «разбор», совершенно невозможно понять о чём произведение, но зато можно узнать, на какой широкий спектр эмоций способен автор того или иного, с позволения сказать, разбора, какие у него в детстве были фобии, и прочее, к делу не относящееся. Особо умиляет приписка в духе «посмотрите/почитайте, и составьте своё мнение». Впрочем, я отвлёкся, этот феномен потребует отдельного исследования.

И так, «а мне понравилось/не понравилось»... Вопрос «а чем?», в лучшем случае, остаётся без ответа, а в худшем — узнаёшь о том, как автор чувствителен, восприимчив и вообще — тонкая натура. Ну или, формулировочки в духе «это же искусство, тут просто нравится или нет».

Ничего подобного, граждане. Художник (в широком смысле) — такой же член общества, как любой другой человек. Следовательно, никоим образом не свободен от воздействия процессов в этом самом обществе происходящих. И совершенно неважно, насколько он сам в этом себе отчёт отдаёт. Потому, при оценке того или иного произведения, всегда стоит учитывать исторический, социальный, да и личностный аспекты. В голову к каждому деятелю культуры мы не залезем, но составить примерное представление о мотивировках создания того или иного культурного артефакта можно. Более того, нужно. Ведь, искусство, взятое en masse и исходя из предыдущего тезиса, есть отражение состояния общественного сознания, и таким образом, для любого ответственного члена общества имеет ещё и познавательную ценность. А отдельно взятые произведения, как плод, всё-таки, (псевдо-)интеллектуальной активности, отдельно взятого творца, ещё могут быть неплохим подспорьем для понимания отдельно взятых людей. Ну или определённых типажей.

Тут можно столкнуться с другой группой людей, оппонирующей, предыдущим «тонким натурам». Они дают свои оценки, исходя из соответствия формальным критериям, наподобие мальчика из мультфильма «Снежная королева», в сцене, где он разглядывая, вроде бы, льдинку восторженно произносит: «Какая точность! Ни одной неправильной линии!».

Казалось бы, такой подход, кажется более выигрышным. Но это только кажется. Конфликт формы и содержания, на мой взгляд, конфликт мнимый. Да и те же самые формы неоднократно трансформировались под влиянием тех экономических процессов, порождающих соответствующие общественные настроения. Говоря проще, идея определяет выбор формы, а не спонтанные хотелки. Форма — лишь инструмент. Безусловно, личные эстетические пристрастия к тем или иным стилистическим решениям всегда имеют место. Но, на то они и личные. И многие авторы грешат тем, что при создании произведения выдают набор отработанных или любимых приёмов, ничего конкретно не выражая. А некоторые «творят» вообще не отдавая себе отчёт что они делают и зачем. Тому можно поискать причин, и более того их есть, но тема настолько обширная, что придётся отложить. Скажем так, налицо то, что я называю отсутствием интеллектуальной дисциплины.

Исходя из вышеперечисленного, наиболее конструктивной следует признать ту критику, которая анализирует адекватность формы содержанию, или же выявляя отсутствие этого самого содержания. Немного отступая, замечу — за время прошедшее с первых наскальных рисунков (связных речевых конструкций, напевов, неважно) искусство накопило огромный арсенал выразительных средств, которые имели объективные предпосылки для возникновения. В соответствии упомянутым в начале абзаца, для наиболее точного анализа, критику необходимо изучать то, что на современном околокультурном жаргоне называют «бэкграунд», причём, как упоминалось выше, этот самый «бэкграунд» включает в себя и исторический, и социальный контексты, как порождения производственного, и выходящего из него экономического базисов. Понимаю, для большинства современных гуманитариев это, по словам персонажа Александра Абдулова из фильма «Убить дракона», «тяжело, непривычно», но, по его же словам «можно. Главное только — начать».

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 75
    24
    552

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Stavrogin138

    Ты затронул в свойственной самому себе дерзкой манере тему, которую довольно часто пытались решить многие поколения контркультурщиков.

    Кто, например, Рабле для эстетики средневековья? Такой же дерзкий хрен, который назло повсеместному торжеству духа устроил телесную вакханалию. Да и много есть примеров в литературе, когда авторы тем или иным способом взламывают систему изнутри и дают ей новую жизнь.

    Но дают жизнь новому явлению все равно те, кто в это верит. Ни в метод, ни в образную систему. В идею.

    Твой текст - это антирецензия, по большому счету. И ты просто говоришь - так тоже можно. А потом будут те, кто будут делать по-другому - но в той же канве. Уверен, за этим интересно будет наблюдать))

    P.S. Линча, в целом, не обижай. Ты его мочканул для пьесы, но он - визионер и не всегда поддается анализу))

  • horikava_yasukiti

    Даниил Смирнов, "Уверен, за этим интересно будет наблюдать))" - так да. Я и попытался дать такой анализ процессов и тенденций.

    "но он - визионер и не всегда поддается анализу))" - как мне кажется, он, помимо стрижки бабла с простодушной аудитории, просто ищет какие-то новые визуальные решения. Чисто технические задачи решает.

    "В идею." - а без  идеи никуда. Когда есть что сказать, то и адекватную содержанию форму подобрать/создать получится.

  • snakeangel

    А вы слышали, что Квентин Тарантино больше не планирует снимать свой фильм "Кинокритик" (The Movie Critic)? Печально )

    Как говорил сам режиссер, действие Кинокритика происходит в 1977 году в Калифорнии (США), а его главным героем был парень, который жил, но никогда не был по-настоящему известным, и он писал рецензии на порно. Тарантино рассказал, что вдохновлялся своей работой, когда был подростком, он загружал порнографические журналы в торговый автомат. В одном из журналов ему нравились статьи критика, который писал «язвительно и умно».

  • horikava_yasukiti

    Сергей Мельница, блин, это досадно. История-то интересная.

  • snakeangel

    Господин Хорикава Ясукити 

    Стареет, 61 год исполнился..все ему не так и все ему не то, ворчун )

  • horikava_yasukiti

    Сергей Мельница 

    Время не щадит никого. Впрочем, учитывая его последние фильмы, может оно хорошо.

  • Colibry

    Федор, пришла на коммент Даниила и зачиталась. Меня еще не было на сайте, поэтому я твой текст не читала до этого. Хочу сказать, что лично мне доставляет удовольствие читать аргументированную глубокую критику от тех людей, которые владеют предметом (методами анализа, знаниями в области филологии и литературный багаж). Как пример могу на сайте привести Льва Валерьевича Рыжкова, чьими рецензиями мой мозг питается как изысканной пищей. Лично меня очень радует, когда мои, например, стихи кто-то разбирает с точки зрения раскрытия смыслов через средства художественного изображения. Мне самой редко нравятся стихи "ни о чем", лейтмотив, основная мысль или главное чувство должны быть, имхо. К сожалению читать стихи могут немногие, как мне сказала однажды одна филологиня (бывший главред), поэтический язык, как и иностранный, нужно учиться понимать. Я люблю читать критику прошлого века на классиков, очень помогает постичь нюансы содержания и форм. Проза в этом смысле, мне кажется, более доступной, но я не согласна, что Белинские не нужны. Другое дело, что нет их почти...

  • horikava_yasukiti

    Colibry 

    А ещё соответствие формы заявленным задчам.)

  • Colibry

    Господин Хорикава Ясукити 

    А эмоциональная составляющая (психология персов) тебя не интересует?

  • horikava_yasukiti

    Colibry 

    Интересует, но в контексте истории.

  • 313131

    все это еще па русске пачитать . ггг

    Феде харе умничать скажи просто заебале вы миня все казлы и уйду я от вас 

  • horikava_yasukiti

    Чёрный Человек, во-первых - уходить я никуда не собираюсь, а во-вторых, я - слепень, вонзающий своё жало в толстую и неповоротливую задницу культурных снобов.))

  • petrop

    Одобрил, не знаю почему.