Pro грамматеГу и грамотность

«В последний раз я видел вас так близко.

В пролёты улиц вас умчал авто.

И снится мне — в притонах Сан-Франциско

Лиловый негр вам подает манто».

Александр Вертинский.

«Авто» в данном стихотворении мужского рода. На что можно списать такую «неграмотность» Вертинского? На авторский почерк, авторское право, а может Вертинский был «лентяем» и упорно не хотел учиться, путая род и падежи?
А может все же на дислексию?

Я не закончила в свое время Гарвард, Принстон и Иркутский пед, который в 2014 году получил статус университета. Всего два курса, пусть так, но даже с моими двумя могу заявить, что языки развиваются вместе с обществом. Они меняются, следуя за общими правилами, свойственными человеческой речи. 

Изначально «метро» и «авто» были мужского рода. Образованы от слов «метрополитен» и «автомобиль». То есть средний род для «метро» и «авто» присвоен в связи с тем, что им соответствует окончание «О». В двадцатом веке слово мышлЕние в словарях существовало как мЫшление, правильно было писать не «тОрмоз», а «тормАз».

Последнее время у людей все чаще подгорает насчет кофе, — «он», или «оно»? сломаны тысячи копий, но воз с кофе и ныне там, в какие мешки его не насыпай. Согласитесь, логичнее и естественнее этому слову присвоить средний род, но кому это надо по утрам, когда так прекрасен и необходим лищь его аромат и вкус? 

Во всемирной паутине набирает обороты движение «граммар-наци». Эдакие языковые фашисты. Таких много. Это те самые упоротые орфо-фанатики, которые радеют за чистоту родного языка. Как правило они даже не смотрят на суть текста, не вникают в то, ЧТО написано, для них прежде всего важна форма и подача. Любая ошибка, неправильно расставленный знак препинания, точка или тире приводит их в ярость, но в то же время дает им повод заявить о себе. Шоры собственных врожденных или приобретенных на трудном пути психических комплексов не дают им увидеть картину, их внимание приковано к рамке, из какого она дерева, ровно ли висит на стене, крепка ли веревка, завален горизонт или нет, и кто все эти люди?! Несчастные напоминают старушек-вахтерш в провинциальном музее, очумевших от одиночества и стерильной тишины. Любой случайный посетитель и колебания воздуха, вызванные его появлением, доставляют им боль, любая пылинка, осевшая на их вскрытый, незаживающий мозг причиняет страдания.

Есть и другая когорта, которые не то, чтобы лузеры, скорее представители людей с «врождённой грамотностью». Это такие же, но «латентные» дислектики, со знаком плюс. Они стояли у истоков самого позорного явления, какое только могла выплеснуть из своих канализационных труб всемирная сеть — так называемого «олбанского языка». Взрослые дяди и тети, потеряв всякий стыд, склеивали виртуальные ласты и ныряли в эту муть с головой, чем нередко доводили себя до реальных сдвигов в психике. Отдельные представители человекоподобной фауны, достигшие просветления, срывались и говорили на этом речекряке в быту. Вроде бы невинная забава, не так ли? Но, в итоге, все заканчивалось смирительной рубашкой и санитарами. Что же вело их к этому? Закоренелый животный страх допустить ошибку в слове и получить по пальцам линейкой от строгой училки в кокошнике. Механизм «олбани» на самом деле прост, приведу простейший пример: если с крыши украли лист шифера, как это скрыть? Да очень просто — обнести всю крышу под ноль. 

Но приидем и припадем же к науке, ибо науку, в отличии от психологии, можно измерить рулеткой, пощупать, лизнуть, потрогать за вымя. Например, к анатомии. К строению мозга. Наука доказала, что в мозге существуют отделы, отвечающие за распознание грамматической правильности фразы. Например, «зеленая трава» и «зеленое трава». Какая из этих фраз будет осмысленной, где человек запнется? Именно нейроны отвечают за выявление заминки на нелогично построенной фразе. Нейроны выявляют нарушение грамматики и передают сигнал о наличии ошибки. Эта же группа нейронов помогает воспринимать человеку тексты или речь, не имеющие знакомых слов, но имеющие знакомые корневые морфемы. Нейроны подают сигнал начать анализ сказанного или прочитанного. Такие испытания далеко не каждый мозг способен выдержать, отсюда и знаменитый мем: «Читаю и кровь из глаз».

Когда училась в школе (90-е и начало нулевых) , у нас часто проводились всякие тестирования с целью установления уровня интеллекта, а так же выявления взаимосвязи между уровнем интеллекта, наличием литературного багажа, общим образованием и качеством усвоенной литературы. Частота таких тестирований была особенно интенсивна в 10-11 классе, что соответствовало возрасту 16-17 лет. То время, когда мои ровесники захватили еще советскую модель сдачи экзаменов, а страна переходила на новые образовательные рельсы и готовила общество к ЕГЭ. Миф о самой образованной нации, а также о самой читающей стране в мире рухнул. По итогам исследований 2001 года, самыми читающими и образованными странами были названы Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Австралия и Корея. Американцы оказались на 17 месте, Россия на 30-ом, где-то рядом с Португалией и Бразилией. 

А теперь к каминг-ауту. В общем, он прост — у меня есть диагнозы: дислексия, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), дисграфия. Причина — родовая травма, последствия асфиксии, что привело к отмиранию некоторых участков мозга, отвечающих за слух в правом полушарии мозга. Эти диагнозы мне были поставлены в 17 лет. Обучение проходила по советской программе образования. По той, что была в 90х, но и по сегодняшний день всё еще фантомными болями простреливает в недоработанный новой программе обучения населения. Основа ее фонематический метод, слуховая доминанта, принятая за базис, она учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова. Далее звуки переводятся в буквы. В русском языке отсутствует однозначное соответствие звучания и написания слов. То есть, образовательные программы у нас все еще советские, где фонетический разбор принят как постулат лингвистики, но к 5 классу ученик обязан усвоить основы грамотности.

Сначала детей учат распознавать звуки, а потом писать, одновременно внедряя в этот процесс множество лютейших исключений, правил правописания. Современная образовательная система способствует росту малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием. И так же с низким фонетическим восприятием. 
Возвращаясь к вопросу о самой читающей стране и соответствии интеллекта и багажа знаний. Многие исследования подтверждают прямую взаимосвязь между количеством прочитанной литературы и грамотностью, но не подтверждают при этом рост интеллекта.
Мы приближаемся к одной из причин устойчивой неграмотности — дислексии.

Когда блюстители чистоты правописания утверждают, что дислексия показатель низкого интеллекта, — они ошибаются. Интеллект — это прежде всего образ мышления, а не грамотно написанный текст. Нужно понимать, что это вообще такое, дислексия. Которая увеличивается среди населения всего мира год от года. Каждый десятый человек в мире — дислексик. Что такое дислексия? Это «словесная слепота». Человек либо не видит текст, буквы, либо они у него располагаются не в том порядке, в котором написаны, они «скачут», переставляются в хаотичном порядке, слова не просматриваются. Таким людям трудно читать бегло и писать без ошибок.

Существуют расстройства того же спектра, что и дислексия — дисграфия. Те самые описки — недописанные окончания или замена букв. В уме человек может грамотно проговорить слово, но написать с ошибкой, вместо «спасибо» он напишет «спасиб» или «спастибо». Причины нарушений в неврологии, наследственности, родовых травмах мозга, во всех видах травм ЦНС, отвечающих за речь, слух, в любых видах заболеваний ЦНС, вне зависимости от возраста.

Страдающий дислексией, не будет пользоваться «внутренней речью», не будет «проговаривать в себе», как делает обычный человек. Он все представляет в картинках, выстраивая образный ряд. То есть, страдающие дислексией, имеют прежде всего высокий уровень визуального восприятия и памяти.
Например, как я воспринимаю тексты. Для меня это нелегко, на самом деле. Буквы и слова сразу вызывают страх. Я словно «разгребаю» завалы, продираясь через дебри не связанных слов, нечётко просматриваемых букв, мало того, еще и расставленных в обратном порядке. То есть, я читаю текст не слева направо, а справа налево. Так происходит не всегда, чаще всего в состоянии невроза, стресса. Обычно читаю текст справа налево, буквы слабо просматриваются, либо прыгают хаотично. Я вспоминаю как выглядит слово, состоящее из похожих букв. Скачущие буквы порой вызывают «спотыкачи» и запинки. К этому со временем можно привыкнуть. То есть, как слепой, пытающийся идти наощупь. Синдром дефицита внимания так же дезориентирует человека. Он думает картинками. Я думаю картинками. Я выстраиваю мысль в картинках. Не пытаюсь ее как-то усвоить вербально, а именно выстроить картинный ряд. Проговорить в голове фразу я тоже не могу. Визуально вспоминаю, как она пишется, в каком порядке выстроена, в какой последовательности расположены буквы в слове. И переношу в текст. 

То же касается и восприятия информации. Когда слышу, что пошел дождь, я представляю этот процесс, вижу, как капают капли, серое небо, на дорогах лужи, мгновенно представляю как эти лужи выглядят. В начальной школе я не могла научиться читать по слогам, впрочем и не научилась. Читать начала сразу словами, целыми предложениями. Для этого нужно было время, чтобы упорядочить фразу голове, начиная со слов, которые состояли из знакомых букв. Сначала я запоминала, как они выглядят. В какой последовательности и как они размещены в словах, фиксировала это визуально. То есть слово «стол» состоит из букв с, т, о, л. И тут же в голове возникало изображение стола. Так и научилась. Фонетический разбор речи для меня вообще за гранью. Приходилось просто запоминать образ, воспроизводить каждый раз в голове. В математике было сложно понять, что от меня хотят в принципе. Я рисовала задание на бумаге и разбирала «кто на ком стоял».

Самое страшное, наверное, для меня, как дислексика — это когда говорят «ну, давай представим (что угодно), включи фантазию». У меня начинается паника. Я не умею это делать. Я сразу думаю, что может воспрепятствовать, какие есть обстоятельства, трудности. Действие кажется малореалистичным, а значит не может быть представленным четко. Картинка преломляется, искажается, а затем исчезает. Все становится нереально. А написать, тем более что-то выдумать, как полететь в космос — малодостижимо, но возможно теоретически. То же самое, если читаю текст и вижу, что есть несоответствия явления или действия. Происходит запинка, начинается паника, тремор. Дальше я не вижу текст. 
Сейчас поясню. Например, в тексте фраза: «Сережа съел кусок бартиучуризотто».
Что такое «бартиучуризотто» я не знаю, соответственно представить не могу, не могу ни запомнить эту информацию, ни усвоить ее. Дальше читать текст невозможно. Произошло прерывание в картинном ряде, а значит действие не может быть осуществлено, в связи с нарушением логической цепочки и соответствующим нервным состоянием.

В начальных классах никто не разбирался с моей дислексией и прочими дисграфиями с гиперактивностями. Учительница решала на родительских собраниях вопрос о моей безграмотности просто: «Она у вас способная, но ленивая. К тому же невнимательная». Мама должна была принять меры. Меры принимались: в школе я прятала свои руки, синие от ударов ремнем, линейкой и прочими предметами. Это делалось, дабы я прекратила писать «небрежно» и записывать фразы с конца(справа налево). А уж с чтением и вовсе беда, так как я не умела читать бегло, читала картинками. Меня взяли в гимназию в 6 лет в первый класс на основании прохождения тестов на уровень интеллекта, при том, что я не умела читать, писать, я не знала букв, кроме 10шт, умела считать до 10, но не в обратном порядке.
Но.
При этом учителя отмечали у меня высокий интеллект. 
В определении какая полоска изображена, я говорила -широкая. А 8 из 10 опрошенных моего возраста и старше отвечали — толстая. Понимаете?
На вопрос какого цвета данный предмет, я отвечала бирюзовый, а 8 из 10 опрошенных моего возраста и старше отвечали — синий или зеленый.
Вопрос в образе мышления.

Большинство людей пишет грамотно не из-за образования, а из-за врождённого чувства языка. Образование лишь корректирует им процесс настройки грамотной речи — чего, к сожалению, лишены дислексики.

Список людей, которые страдали и страдают дислексией, и той самой «безграмотностью»:
Джейми Оливер
Стивен Джобс
Билл Гейтс
Льюис Кэрролл
Стивен Спилберг
Микеланджело и еще много ярких личностей.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 468
    42
    1242

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Stavrogin138

    Очень крутой и проникновенный самоанализ. Помимо терапевтического эффекта, он несет в себе определенный заряд понимания, который мне, как эмпату, очень важен. Да, можно считывать чувства, эмоции. Но мышление?? И вот благодаря таким работам есть возможность проникнуть в сознание другого человека и лучше его понять. Спасибо большое за расширение границ познания!

  • Stavrogin138
  • 1609

    Даниил Смирнов 

    Меня пугают позитивные люди. Ну знаете, которые всегда в гармонии и посылают лучики добра и света. Светлые человечки.

    Я пару раз видела как светлые человечки общаются тет а тет... И была в легком кЮльтурном шоке.ну те самые вежливые, светлые, воспитанные люди с манжетами и золотыми запонками.

    Не дай бог))

    У меня и уши повяли . я даже в самые свои гневливые приступы не помню, чтобы так теряла литсо, как эти луноликие душки , дышащие духами и туманами

  • Stavrogin138

    Нинель Цуппербилль 

    Здесь две проблемы. Первая - в целом достаточно простая система культурных ритуалов. Ну то есть люди не вникают в целом в культуру общения, они просто считают, что если в обществе ты душка и няшка - то уж в частном порядке ты должен раскрыться полностью, потому что оковы общества тебя угнетают. Это все лицемерие - в обоих случаях. 

    Второе - в частной беседе я, конечно не ангел. Но я обычно не допускаю, чтобы кто-то это слышал.И провожу их только с теми, кому доверяю. Это тоже своего рода лицемерие, но это меньшее из зол. Природу человека не изменить - но можно научиться ограждать остальных от нее))

  • 1609

     Цаца Каценеленбоген  

    Видишь, я тебя тегнула))

    Давай, зай , раздупляйся)

  • Tatyana_LTA

    Нинель Цуппербилль 

    не вижу я. дай привыкнуть к этому интерфейсу)))

  • 1609

    Цаца Каценеленбоген 

    Привыкнешь. По типу вк, стограммов. Да и в окачках щас так же. Ну не Тг, канешно)

  • 1609

    Цаца Каценеленбоген 

    Ах да.. Будут доколупываццо- ну ты в курсе)))

  • Tatyana_LTA

    Нина стрательно разделила мухи и котлеты, разложила им по полочкам. Все в своем стиле.

    Хочу и свою баночку под святую водичку подставить. Можно закрыть глаза неграмотность, если присутствует смысл и суть. Далеко не все были в школе отличниками, курили бамбук на задних партах, но это не мешало им стать состоявшимися людьми во взрослой жизни. При желании можно выучить правила, если возникнет необходимость в более качественной самопрезентации.

    Все дело в правильной расстановке приоритетов. Я всегда обращаю внимание на смысловую нагрузку текста, умение выражать свои мысли, богатсво лексикона, убедительность. Ведь наша речь - это вамый важный способ самовыражения. Если человек пустой, с низким интеллектом, но ему нечего выражать. Соответсвенно, даже самая идеальная грамматика не спасет даже самого "начитанного осла"/душнилу. Я с бОльшим удовольствием пообщаюсь с неграмотным, но умным человеком, с хорошим чувством юмора и такта, чем с грамотным, но тупым. Как правило, именно вот такие зануды и любят хейтить на предмет грамотности. Это такой примитивный способ паразитирования и привлечения внимания, не более.

    Но в любом случае, грамотность - это уважение к себе и своим читателям.

    Как-то так..))


  • 1609

    Постановщик 

    Ой все, тебе пора уже.

    К сведению, Каждому свое-автор Цицерон. Первый. Я не в курсе про простаты.

  • Allexx

    Нинель Цуппербилль 

    Если ты не в курсе, это не значит, что этого нет. Убейся ап стену, у тебя же вроде есть сын. Или это лес шумит? 

  • sevu

    Нинель Цуппербилль 

    чо, педофилов отродясь не видали?

  • 1609

    Ото такое Цаца Каценеленбоген  , знаешь, открывает-закрывает блоги))

    Сам себе приятный

  • Tatyana_LTA

    Нинель Цуппербилль 

    да чем бы дитя не тешилось лишь бы не вешалось)))

  • 1609

    Цаца Каценеленбоген 

    Это да

    Ты же знаешь, я еще такая добрая. И милосердная.

    ))

  • UrsusPrime

    «Сережа съел кусок бартиучуризотто» Глокая куздра:) Тут человек с минимальским кругозором сразу включает ассоциативный кусок себя (а не знания слова, которое уже отработало и сказало, что в душе не ведает, что это). И вот модуль говорит, что это скорее всего что-то итальянское, причем что режут на куски. Автоматически вылазит образ пиццы, ролла с листами салата и курицей аля Цезарь или банально кусок запашистого сыра. Этого обычно хватает для общего понимания о чем речь. нУ и еще контекст фразы помогает:
    «Сережа был голоден, как в плане секса - не зря же он шел к Нине, но и в плане еды - у Нины кормили только сексом, поэтому по пути он зашел в аптеку, чтобы не принести Нине букет, в цветочную лавку, чтобы принести букет и в бартиучуризоттоицерию, где не удержался и все же съел кусок бартиучуризотто, присовокупив оставшиеся слайсы к купленному в аптеке гематогену и цветам.»
    В целом данный текст похож на длинную развернутую отмазку на претензию к очередному рассказу "Очень много ошибок и опечаток. Текст требует вычитки, а автор - порки розгами". И Автор как бы говорит критику: А Я ВОТ ТАКАЯ! и не потому что опять все писалось в последние наносекунды до дедлайна и тупо лень было снова эту ересь перечитывать, а потому что у меня дислексия и вообще меня в детстве головой роняли на кафель. Понять и пгостить(С)
    А ну и Нино - креведко!

  • UrsusPrime

    Евгений Петропавловский 

    *поставил галочку сходить вас почитать)))))

  • petrop

    UrsusPrime 

    Ну чо, всё по-чесноку, как грится, взрослые ж люди))

  • UrsusPrime

    Евгений Петропавловский 

    Само собой - социальный договор и прочие "Детские площадки" Бредбери.