Бессмысленный и беспощадный (?) (продолжение)
*начало здесь: https://alterlit.ru/post/50927/
Но первоначальная эйфория прошла. Идея непротивления злу насилием себя не оправдала. Те знаковые представители движения хиппи, кто не умер от излишеств или не сошёл с ума от галлюциногенов, вполне закономерно трансформировались в субъектов шоу-бизнеса, став заложниками некогда созданного ими образа. А социальные и экономические проблемы никуда не делись. Наступило разочарование и, как следствие озлобленность. Что не могло не отразиться и на музыке, в том числе.
Здесь надо сделать небольшое отступление. В начале шестидесятых, параллельно с рок-психоделией, существовал феномен так называемого «гаражного рока». Исполнители, в силу разных причин, не могли себе позволить дорогостоящее оборудование, арендовать высококлассные студии, да и зачастую, не имея серьёзного музыкального образования инструментами владели не очень уверенно. Но вышеперечисленное способствовало тому, что песни этих коллективов были доступнее для восприятия, а темы, поднимаемые в текстах, ближе простому слушателю.
Такие коллективы, как The Kingsmen, The Seeds, The Sonics и многие другие, сочетая в своей музыке элементы рок’н’ролла, музыки сёрф, ритм-энд-блюза и эстрады с насмешливыми и остроумными текстами на злобу дня, становились локально известными, а некоторые песни даже попадали на радио. Само звучание было грубоватым, небрежным, но слушатель находил в этом своё очарование. Таким образом, уместно утверждать, что предпосылки для дальнейшего развития имелись.
Примерно в это же время, потомок словацких эмигрантов, художник Андрей Вархола (энглизировавший своё имя в Энди Уорхол), поимел свои пятнадцать минут скандальной славы, высмеяв коммерциализацию искусства сериями сделанных под копирку работ, и решил, что ещё пятнадцать минут ему не точно не повредят. Превратив свою студию «Фабрика», в своего рода клуб, где привечали всевозможных поэтов, танцоров, высокодуховных личностей и прочих «не-таких-как-все», предприимчивый словак принялся делать из этой публики «звёзд» и «суперзвёзд».
Безусловно, в большинстве своём, это был балаган из кривляющихся кликуш, но в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, в этой толчее находили место серьёзные и целеустремлённые люди, имевшие что сказать и отлично понимающие, как они будут это делать.
Кинорежиссёр и сценарист Пол Моррисси, к примеру, в своём фильме «Плоть» затронул такие темы, как сексуальная свобода, бедность, мужская проституция. Соединив как новаторские приёмы визуального повествования, так и серьёзный общественный посыл.
Поэт и музыкант Лу Рид, выпускник литературного факультета Сиракузского университета, сотрудничающий с Peakwick records как автор песен и студийный гитарист и валлийский мультиинструменталист и композитор Джон Кейл, ставшие в 1967-м году основателями The Velvet Underground.
Этот коллектив многие преподносят как первопроходцев панка, но это не совсем правильно. Безусловно, имевшие в их репертуаре место, атональные шумные номера с текстами на темы садомазохизма, наркомании, проституции и зарисовки из жизни сексуальных меньшинств были во второй половине шестидесятых в диковинку, но дальше богемной тусовки Нью-Йорка и прочей, так называемой, творческой интеллигенции их популярность особо не простиралась. Да и большинство репертуара, всё-таки, составляли обычные песни на стыке ритм-энд-блюза и рока или имитации уже упомянутого гаражного рока (Waiting for the man, I’ll be your mirror).
Стоит отметить, что с 1966-го года, в Сан-Франциско действовал такой коллектив, как Blue Cheer, под руководством басиста и певца Дики Петерсона, чья громкая и грубая музыка со своеобразной мелодикой заложила основы кучи жанров на десятилетия вперёд.
А в 1967-м, в городе Энн-Арбор, штат Мичиган, барабанщик Джеймс Остерберг решил встать к микрофону и, пригласив своих школьных друзей Рона и Скотта Эштонов и Дэйва Александра, образовал группу the Stooges. Взяв звучный псевдоним Игги Поп и доведя небрежность гаражного рока до абсурда, принялся распевать о радостях безделья и бесконечного употребления наркотиков.
Стоит отметить, что участники были выходцами из той среды, которую в русской литературе называли разночинной — преподаватели в государственных школах, начальники цехов на производстве, владельцы небольших магазинов или младший медицинский персонал. Говоря проще занимали промежуточное положение между так называемым средним классом и откровенной беднотой. Следовательно перспективы перед молодыми людьми простирались не самые блестящие. Понимание того, что какие-то стипендии на получение дорогостоящего образования по престижной профессии им не заиметь, а бесконечная рутина на производстве или работа в родительском «бизнесе» их никоим образом не прельщает, не могло не вызвать у ребят фрустрацию и злость. Конструктивной альтернативы, тем не менее, новоявленные творцы тоже не могли выдвинуть, а посему только и оставалось, что дразнить окружающих эпатажными выходками да лупить по своим инструментам со всей силы.
Резюмируя вышенаписанное, можно сделать следующие выводы: на фоне политических и экономических неудач в стране, обострения классовых и расовых конфликтов, разочарования в молодёжных движениях (а хиппи, напомню, были прежде всего социальным феноменом) и несостоятельности всё ещё господствующей мелкобуржуазной морали новая музыка, агрессивная и напористая, находила сильный отклик у современников. Тут-то и пришлись ко двору уже упоминавшиеся The Doors с их критическим отношением к предлагаемым альтернативам. До молодых людей начало доходить, что благодушный пацифизм — не решение.
-
Arhitektor 26.05 в 19:27
Так то да. Каждый реализует себя в меру своих извилин. Одни в ошейниках и полуголые что-то бренчат на своих палках на сцене, попутно занюхивая, подкалываясь и отхлёбывая. Другие - строят ракетные двигатели, компьютеры и марсоходы. Кто из этих двух групп более важен для человечества - вопрос риторический.
1 -
-
Вахтанг Сабурталинский 27.05 в 04:59
Прекрасный обзор! Про певцов и музыкантов завсегда радостно - живут они весёлой и насышеной жизнью, чего и нам желают.
1 -
Господин Хорикава Ясукити 27.05 в 10:53
Вахтанг Сабурталинский, спасибо, что находите время ознакомиться. Я польщён.)
1 -
-
Господин Хорикава Ясукити 27.05 в 11:08
Вахтанг Сабурталинский, чёрт побери, мне приятно. Спасибо.
1 -
Виджей Фисташко 27.05 в 22:561
-
-
Господин Хорикава Ясукити 28.05 в 09:48
Виджей Фисташко, к сожалению, у Сильвиана кроме эстетики не так уж много за душой. А так, согласен, некорректное равнение.
-
-
Arhitektor 29.05 в 14:13
Нет, товарищ господин камрад Хорикава, не резонёрствую. А истинную правду сообщаю. Кто-то мнит себя движитилем человечества, дрыгаясь, пища и брынча на палке на сцене, а кто-то ЯВЛЯЕТСЯ движителем человечества, изобретая и изготавливая эти самые звучащие палки, сцены, микрофоны, а также смартфоны, самолёты, синхрофазатроны, суперкомпьютеры, силиконовые долины и прочие ступеньки к пролетающим над планетой космическими кораблями иных цивилизаций, бороздящих пространство.
Хотя...ладно, и палкодрынчателей мы тоже возьмём в светлое космическое будущее. Будут агитировать туземное инопланетное население за вступление в земную конфедерацию. В ней ведь - хорошо: поля, до горизонта засаженные пшеницей и кукурузой, сиськи, металлика, песняры и крэк. Пф-пф-пф-пф. :))
-
Господин Хорикава Ясукити 29.05 в 14:19
Arhitektor, при всём уважении, мой дорогой собеседник, вы не истинную правду сообщаете, а именно резонёрствуете, мешая трюизмы с некорректными сравнениями. Инженеры ничем не лучше артистов вообще, и музыкантов в частности, а, они в свою очередь, не являются какой-то там высшей кастой. Людям нужен комфорт, но нужен и досуг, а уж какие формы он принимает и почему подробно описано в работах и Маркса, и Энгелься, и многих других. Перестройка системы производственно-экономических отношений создаст предпосылки для иной культуры, в том числе и музыкальной. Так что, напрасно вы так.