Бессмысленный и беспощадный (?) (продолжение)

*начало здесь: https://alterlit.ru/post/50927/

Но первоначальная эйфория прошла. Идея непротивления злу насилием себя не оправдала. Те знаковые представители движения хиппи, кто не умер от излишеств или не сошёл с ума от галлюциногенов, вполне закономерно трансформировались в субъектов шоу-бизнеса, став заложниками некогда созданного ими образа. А социальные и экономические проблемы никуда не делись. Наступило разочарование и, как следствие озлобленность. Что не могло не отразиться и на музыке, в том числе.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В начале шестидесятых, параллельно с рок-психоделией, существовал феномен так называемого «гаражного рока». Исполнители, в силу разных причин, не могли себе позволить дорогостоящее оборудование, арендовать высококлассные студии, да и зачастую, не имея серьёзного музыкального образования инструментами владели не очень уверенно. Но вышеперечисленное способствовало тому, что песни этих коллективов были доступнее для восприятия, а темы, поднимаемые в текстах, ближе простому слушателю. 

Такие коллективы, как The Kingsmen, The Seeds, The Sonics и многие другие, сочетая в своей музыке элементы рок’н’ролла, музыки сёрф, ритм-энд-блюза и эстрады с насмешливыми и остроумными текстами на злобу дня, становились локально известными, а некоторые песни даже попадали на радио. Само звучание было грубоватым, небрежным, но слушатель находил в этом своё очарование. Таким образом, уместно утверждать, что предпосылки для дальнейшего развития имелись.


Примерно в это же время, потомок словацких эмигрантов, художник Андрей Вархола (энглизировавший своё имя в Энди Уорхол), поимел свои пятнадцать минут скандальной славы, высмеяв коммерциализацию искусства сериями сделанных под копирку работ, и решил, что ещё пятнадцать минут ему не точно не повредят. Превратив свою студию «Фабрика», в своего рода клуб, где привечали всевозможных поэтов, танцоров, высокодуховных личностей и прочих «не-таких-как-все», предприимчивый словак принялся делать из этой публики «звёзд» и «суперзвёзд».

Безусловно, в большинстве своём, это был балаган из кривляющихся кликуш, но в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей, в этой толчее находили место серьёзные и целеустремлённые люди, имевшие что сказать и отлично понимающие, как они будут это делать.

Кинорежиссёр и сценарист Пол Моррисси, к примеру, в своём фильме «Плоть» затронул такие темы, как сексуальная свобода, бедность, мужская проституция. Соединив как новаторские приёмы визуального повествования, так и серьёзный общественный посыл.

Поэт и музыкант Лу Рид, выпускник литературного факультета Сиракузского университета, сотрудничающий с Peakwick records как автор песен и студийный гитарист и валлийский мультиинструменталист и композитор Джон Кейл, ставшие в 1967-м году основателями The Velvet Underground.

Этот коллектив многие преподносят как первопроходцев панка, но это не совсем правильно. Безусловно, имевшие в их репертуаре место, атональные шумные номера с текстами на темы садомазохизма, наркомании, проституции и зарисовки из жизни сексуальных меньшинств были во второй половине шестидесятых в диковинку, но дальше богемной тусовки Нью-Йорка и прочей, так называемой, творческой интеллигенции их популярность особо не простиралась. Да и большинство репертуара, всё-таки, составляли обычные песни на стыке ритм-энд-блюза и рока или имитации уже упомянутого гаражного рока (Waiting for the man, I’ll be your mirror).

Стоит отметить, что с 1966-го года, в Сан-Франциско действовал такой коллектив, как Blue Cheer, под руководством басиста и певца Дики Петерсона, чья громкая и грубая музыка со своеобразной мелодикой заложила основы кучи жанров на десятилетия вперёд.

А в 1967-м, в городе Энн-Арбор, штат Мичиган, барабанщик Джеймс Остерберг решил встать к микрофону и, пригласив своих школьных друзей Рона и Скотта Эштонов и Дэйва Александра, образовал группу the Stooges. Взяв звучный псевдоним Игги Поп и доведя небрежность гаражного рока до абсурда, принялся распевать о радостях безделья и бесконечного употребления наркотиков.

Стоит отметить, что участники были выходцами из той среды, которую в русской литературе называли разночинной — преподаватели в государственных школах, начальники цехов на производстве, владельцы небольших магазинов или младший медицинский персонал. Говоря проще занимали промежуточное положение между так называемым средним классом и откровенной беднотой. Следовательно перспективы перед молодыми людьми простирались не самые блестящие. Понимание того, что какие-то стипендии на получение дорогостоящего образования по престижной профессии им не заиметь, а бесконечная рутина на производстве или работа в родительском «бизнесе» их никоим образом не прельщает, не могло не вызвать у ребят фрустрацию и злость. Конструктивной альтернативы, тем не менее, новоявленные творцы тоже не могли выдвинуть, а посему только и оставалось, что дразнить окружающих эпатажными выходками да лупить по своим инструментам со всей силы.

Резюмируя вышенаписанное, можно сделать следующие выводы: на фоне политических и экономических неудач в стране, обострения классовых и расовых конфликтов, разочарования в молодёжных движениях (а хиппи, напомню, были прежде всего социальным феноменом) и несостоятельности всё ещё господствующей мелкобуржуазной морали новая музыка, агрессивная и напористая, находила сильный отклик у современников. Тут-то и пришлись ко двору уже упоминавшиеся The Doors с их критическим отношением к предлагаемым альтернативам. До молодых людей начало доходить, что благодушный пацифизм — не решение.

 

 

#alterlit #imhoch #музыка 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 101
    23
    593

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.