Бессмысленный и беспощадный (?)

Небольшая вводная. Ни для кого не секрет, что в искусстве отражаются, в том или ином виде, настроения общества. На протяжении всей этого самого общества истории ему сопутствовали различные конфликты, вызванные несовершенством социально-экономических моделей. Таким образом, в данной статье будет рассмотрено как социальные факторы влияли на массовую культуру и формирование контр-культуры. И как общественные противоречия находили своё отражение в произведениях массового искусства.

США, как одна из передовых капиталистических держав, стали одним из главных проводников протестных настроений в обществе. Отмена рабства не устранила проблему расизма, а кризисы перепроизводства, приведшие к Великой депрессии, общественные противоречия только усугубили, с одной стороны, сплотив рабочий класс, а с другой, спровоцировали сильнейшую реакцию на подъём рабочего движения. Поэтому неудивительно, что родившиеся незадолго до или по время великого кризиса и повзрослевшие к середине сороковых выходцы из мелкобуржуазной среды и среды так называемых «белых воротничков» не могли не видеть в каком тупике находится современная им буржуазная мораль. К сожалению, эти молодые люди, воспитанные в духе господствовавшей и в той среде идеалистической философии не понимали подлинных причин, кроющихся в контроле над средствами производства и распределении прибавочной стоимости, общественных конфликтов, поэтому их протест носил довольно наивный и эскапистский характер. Джаз, набравший в то время достаточную популярность, чтобы из развлечения жителей чёрных гетто стать заметным социо-культурным феноменом, но ещё не принятый истеблишментом, казался идеальным звуковым сопровождением начинающим бунтарям. А раскрепощённый и независимый образ жизни джазменов виделся отличной ролевой моделью, своего рода, антитезой удушливой и ханжеской обстановке, царившей в кругах так называемого «среднего класса». Начало движению битников было положено.

Получившие неплохое, преимущественно гуманитарное, образование все эти Керуаки, Берроузы, Гинзберги оставили обширное литературно-поэтическое наследие в котором недовольство существующим положением сочеталось с поиском новых форм для этого самого недовольства выражения. К сожалению, их довольно наивные рассуждения замешанные на фрейдизме, декадансе и гедонизме не содержали в себе много конструктивного. В основном, всё сводилось к тому, что спустя пару десятилетий, вылилось в формулировку «живи быстро умри молодым».

Параллельно с закатом битничества и музыкальной стагнацией джаза (исполнители больше занимались музыкальным самолюбованием, развлекая богатых кутил и мафиозо), стало набирать силу новое движение. Появившийся на стыке блюза и кантри рок’н’ролл, в простых, но мелодичных и бодрых песнях вещал о радостях и тяготах простых же людей, что не могло не найти отклик у молодёжи, уставшей от постоянного давления со стороны старших, так и постоянной борьбы за выживание. Добавим к этому, тотальное закручивание гаек со стороны крупного капитала (маккартизм, и прочие интересности американской «демократии»), то получаем отличное средство канализировать недовольство.

Последовавший рост популярности исполнителей, не мог не вызвать интерес дельцов от искусства. К тому же, совершенствование средств фиксации и тиражирования музыки, привело к формированию индустрии с довольно серьёзными оборотами, и несмотря на сопротивление наиболее консервативных кругов правящего класса (якобы непристойность и бесперспективность), новый жанр продолжил распространяться и набивать карманы нуворишей (доброе старое «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» Томаса Даннинга актуальности не теряет).

Но законы диалектики работают очень точно. И большие тиражи артистов не только приносили прибыли компаниям звукозаписи, но и вдохновляли своих слушателей, среди которых много кому было что сказать по поводу происходящего. К тому же с появлением в массовом производстве электромузыкальных инструментов и относительная простота рок’н’ролльных песен сильно понизили порог вхождения и, в то же, время обогатили привычный, построенный на пентатонике мелодический арсенал большим количеством новых возможностей (в направление приходили, в том числе, опытные джазмены и просто выпускники музыкальных школ из респектабельных семей, что безусловно обогащало палитру). Таким образом, с пятидесятых до конца шестидесятых годов прошлого века формировался тот самый классический рок, который многие любят и до сих пор.

Тут стоит заметить, что протестные настроения всегда сопутствовали рок-среде, что не мешало исполнителям уделять внимание и формальной стороне, создавая мелодичные и доступные для восприятия вещи (вечно обдолбанные псевдоэкспериментаторы типа Phish или наглухо утратившие связь с реальностью 13th floor elevators, достойны прослушивания, но в контексте данного очерка малоуместны). Касаемо содержательной части, наметились две тенденции. Первая, назовём её наивно-экапистской отлично выражена в творчестве таких коллективов как Jefferson Airplane и Greatful Dead с их песнями про «покорми свою голову» и призывами к абстрактному миру. В какой-то степени, они продолжали тенденции битников, с их раздачей наркотиков на концертах и рассуждениями «за всё хорошее против всего плохого».

Вторая же тенденция была более содержательная. Весьма характерными её представителями были The Doors. Слово их певцу Джиму Моррисону: 
«— Общество всегда нуждалось в героях. Молодые по-прежнему их ищут?
— Война во Вьетнаме не породила ни одного героя. В будущем, я думаю, ими станут политические деятели, ученые или эксперты в области информации. Это будут люди, обладающие интеллектуальным пониманием принципов жизни общества и жизни вообще.
— Вы расцениваете движение хиппи как реакцию на модернизацию?
— Точно! Реакция вакхического типа, но очень наивная. Обpаз жизни хиппи — мелкобуржуазный феномен. Он может существовать только в нашем обществе — обществе хлеба и зрелищ. Поколения, предшествовавшие нам, вынуждены были жить с мировыми войнами, экономическими кризисами... А последние 10-15 лет у всех стало достаточно денег, чтобы вести эксцентричный обpаз жизни.
— Как и многих, Вудсток впечатлил меня, но на концеpте я спрашивал себя: к чему все это? К чему, по-вашему?
— Я там не был. Всего-лишь видел фильм и разговаривал с людьми, участвовавшими в этом фестивале. Получается, что я получил информацию из вторых, или даже из третьих рук. Не могу позволить себе комментировать те события, но... Они были великолепны, все эти ребята! Что касается публики, она меня расстроила. Эти хорошо откормленные люди путались в своих пеленках.»

Данный фрагмент интервью наглядно показывает, что этим ребятам свойственно куда более вдумчивое отношение к происходящему, и более внимательный анализ современных им событий.

Но в те легкомысленные годы, голоса The Doors и им подобных потонули в призывах к тотальному гедонизму и отказу от социализации. Время ещё не пришло.

*продолжение следует

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 144
    25
    601

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.