Андрей Рубанов. «Человек из красного дерева»

И снова здравствуйте, друзья. После некоторого перерыва я, всё же, возвращаюсь к написанию обзоров. И сегодня на обзоре у меня снова книга, которую я прочитал по рекомендации литературных блогеров. На сей раз это современная русская литература и могу сказать, что рекомендовавшие не обманули — книга и в самом деле хорошая. На сей раз в жанре, к которому у меня непростое, но трепетное отношение — магический реализм.

Андрей Рубанов, «Человек из красного дерева»

Когда я говорил о непростом отношении к жанру — я не лукавил. В его рамках мне попадались и книги, которые мне совершенно не нравились, и, наоборот, одни из лучших книг в моей жизни. И здесь многое определяется особенностями самого жанра и того, как работает с ними конкретный автор. Я поясню. Суть магического реализма (и его коренное отличие от той же фантастики, той же мистики или даже того же фэнтези) в том, что это именно реализм. Да, друзья мои, сколь бы банально это ни звучало. Дело лишь в том, что в его реальности есть некие допущения, включающие элементы магии в реальность и, более того, делающие их частью реальностью. Как, например, существование джиннов у Салмана Рушди, «little people» у Мураками Харуки или особого пространства Дома у Мариам Петросян. Таким элементом может выступать и атмосфера, как у Габриэля Гарсиа Маркеса. И вот то, как автор работает на этой тонкой грани, и определяет очень многое.

Андрей Рубанов, на мой взгляд, справился с этим блестяще. Тем самым «магическим допущением реальности» в его романе является существование «деревянных людей». Живущих среди людей обычных. Причём, это не какая-то «древняя раса», вроде гномов или эльфов. Нет, это нечто совершенно иное... Несколько веков назад в русских церквях наравне с иконами стояли ещё и деревянные образа святых. Выполнены они были с огромным тщанием и мастерством. С колоссальной любовью и точностью. Но потом произошла церковная реформа и «трёхмерные иконы» были объявлены идолами. Их выносили из храмов и уничтожали. Но не всех. Многих прятали. Ведь люди считали их практически живыми. А может это было не просто суеверием? Вот примерно на этом и строится сюжет.

Начинается он, как детектив — в соответствующей стилистике повествования. В некоем провинциальном городке грабят дом искусствоведа, который при этом умирает от страха. Но в богатом доме не берут ничего, кроме старинной деревянной головы Святой Параскелы. И вот начинается расследование этого очень странного ограбления. Но это только завязка. Дальше и сюжет, и стиль меняются. И повествование начинает вестись уже от совершенно неожиданного лица и с весьма необычного ракурса. И это уже не детектив в стиле Агаты Кристи. От книги отчётливо повеяло даже каким-то Стивеном Кингом — маленький городок, глухая провинция с бытом невозмутимым, как поверхность старого пруда. И нечто очень странное под этой поверхностью. А потом вам неожиданно начинает открываться целый мир. Сокрытый и очень необычный. Выписанный автором, как старинная икона.

Скажу, что сравнение с иконой здесь тоже не просто так. Книга буквально пропитана атмосферой глубокой религиозности откуда-то из седых веков, из времён Раскола — когда всё было всерьёз. И это не странно, ведь герои — бывшие святые образа. Впрочем, не только они. Иногда среди них появляются незваные гости из совершенно иных эпох. Но это уже отдельный разговор. Все они живут среди людей. Но при этом очень отдельно от людей. И наблюдать за этим очень интересно.

Книга крайне самобытная. Никому не подражающая. Это не латиноамериканский магический реализм Маркеса и не азиатский магический реализм Рушди. И это не Мураками. Это абсолютно русский магический реализм. Если роман Андрея Рубанова и можно с чем-то сравнить даже чисто стилистически, то мне в голову приходит только «Лавр» Евгения Водолазкина, тоже, кстати, балансирующий на грани магического реализма.

В итоге, могу лишь поблагодарить (пусть и заочно) тех, кто поведал про эту книгу. Прислушиваться к светам — это, всё же, правильно. Иначе бы я в жизни не узнал про данного автора. С другой стороны, я и про того же Евгения Водолазкина узнал ровно таким же образом. Да и про Мариам Петросян тоже (при том, что её «Дом, в котором...» — одна из лучших книг в моей жизни). Вот и я вам тоже эту книгу советую. Разумеется, если вам нравится данный жанр.
Рекомендую однозначно.

Хорошего вам чтения, друзья.

#книжная_полка #изба_читальня #андрей_рубанов #человек_из_красного_дерева

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 28
    9
    320

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Интересно, что товарищ Александр Кузьменков книгу разгромил: https://alterlit.ru/post/18671/ 

    Тем интереснее было читать этот обзор. Большое спасибо!

  • ampir

    Дмитрий Соколовский 

    Тю! Дмитрий, покажите мне ту книгу, которую Сан Саныч не разгромил)) 

    https://www.youtube.com/watch?v=UFf4C8ivBFk

  • neo_crusader

    Дмитрий Соколовский 

    Сколько людей - столько мнений.) Всегда пожалуйста.

  • super_kotos

    Дмитрий Соколовский 

    Да, про Финиста гораздо органичнее и интереснее, а это так. Но для литблогеров сойдёть. И что такое "святой ПараскеЛы"?!.)

  • bitov8080

    Когда два текста ругают одно и то же (как с фильмом сегодня) это интересно, но не так, как в случае, когда отзывы получаются с противоположными знаками. Действительно, есть разгромная статья об этой книге) Спасибо, Павел. Заинтриговали

  • neo_crusader
  • vpetrov

    Спасибо. Возможно, интересно будет прочесть.

  • neo_crusader
  • Arhitector

    С моей точки зрения "фундамент" магического реализма в данном произведении (жизнь и приключения деревянных идолов) достаточно искусственен, даже для "магии".

    Подсказываю заглавия следующих ещё ненаписанных книг: "Зеркала - жизнь нелюдей", "Мебель моего города - потусторонняя суть", "Дом живой посуды", "Цивилизация картин", "Обувь, живущая на мне". ...

    За обзор спасибо.

  • neo_crusader

    Arhitektor 

    Не за что. Ну, слушай, а у Маркеса он не искусственный? В этом суть магического реализма - в допущении.

  • bosh

     В РФ полно людей деревянных  на всю голову и даже по пояс.  Например  одна ведущая Россия 24,   не знаю как ее фамилие  гуглил не нашел -тоненькая и маленькая  с темными волосьями) все лето  упорно выходила в эфир в т.н. Брючных Костюмах, как их называли в совке,  жутко  монотонных  уебищных хламидах, да еще из плотной шерстяной? синтетической? ткани которые надо понимать выдавались за летнюю одежду нахуй бля нахуй. Пинжак типа жмеринский лапсердак обязательно  прикрывал несчастной ПОПУ, вероятно дабы не надуло ебенть иногда свисая чуть ле ни до колен. Понятное дело контракт у болезной с какой-то особенно злоебучей фирмой чи брендом одежды, понятное дело стилисты ее конченые мудаки и кондомы, но одевать в жару  на девушку под софитами или чо там у них,  жутчайшие по крою портки  закрывающие  как фигурку так и длиннющие шпильки и метушие полы студии это нечто  из серии  магического изуверства. 

  • bosh

    boshetunmai Температура в тени  была выше 30  когда я увидел это скотство у соседки в телевизоре. Она, соседка, баба за полтос стояла в  пикантных шортиках и в майке без лифчика на террасе под бликами солнца скозь ветви  цветущей сирени, а дикторша тв парилась  в темно-бордовом  застегнутом навсе пуговицы костюме на вид плотнее портьеры  в  кабинете Сталина. Ептваю  так мучить девушку и зрителей Россия 24 по силам лишь людям с привинченой головой из эбонита, не иначе. 

    Я из принципа включал ящик без звука и в течении ВСЕЙ ЛЕТНЕЙ ЖАРИЩИ И ДУХОТЫ раз в  час проходя мимо  тв ящика  с ужасом наблюдал когда же кончится это сумашествие, эта пародия на здравый смысл и это наплевательство на все что можно назвать  профессионализмом в стилистике, но нет на следущей день ведущая появлялась в еще более убогом костюме сварщика  зеленого колера самого заборного вида которым красили сортиры и стены пенитенциарных коридоров эры ебанистческого  првалирования эмалий ПФ-115 и  МЛ-12 ГОСТ 76 года. В такой спецовке можно лесные  пожары тушить И ведь ей надо было изображать удовлетворение своей работой, своим внешним видом и внутренныи балансом самочувствмя молоденькой девицы которая вопщем то на виду у огромной части  пенсионеров, бюджетников и силовиков нашей необьятной. Руководителям Россия 24   повеситься бы  от стыда за свое деревяное и  оловянное мракобесие в вопросах моды, красоты и ваще порядочности которой  им не додали в семьях и на семинарах личностного роста. 

  • udaff

    boshetunmai 

    Попрошу вас не использовать ненормативную лексику в комментариях. 

  • bosh

    Дмитрий Соколовский 

    Прошу прощения. Это не мой текст. Копипаста из  сторонней переписки. Сюда попало ... случайно.