bitov8080 prosto_chitatel 18.08.22 в 11:15

Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль. Выставка в ГЛМ им. В.И. Даля

Всем привет, друзья, сегодня мы отправимся на выставку, посвященную знаменательным встречам и дружбе двух людей, чья жизнь была крепко связана с любовью к русскому слову. Если А. С. Пушкин «наше все», то В. И. Даля по праву можно называть так же. Они были современниками, причем, Владимир Иванович был младше поэта на два года. Немного удивительная для меня арифметика, поскольку Пушкин, трагически погибший в расцвете лет, кажется вечно молодым, разве может он быть кого-то старше.

Но да, к моменту знакомства Пушкин был знаменитостью, уже написав некоторые свои знаковые вещи.

А.С.Пушкин, рисунки к сказке «О попе и работнике его Балде», 1832г.

А никому неизвестный в литературных кругах врач Владимир Даль увлекся литераторством и в 1832-ом году написал книгу «Русские сказки. Пяток первый» под псевдонимом казак Луганский. Книга была настолько хороша, что ее готовы были засчитать за диссертацию на соискание ученой степени доктора филологии, но цензоры внезапно углядели там крамолу, донеся о ней: «...напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги... содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.» Сочинение изымают из продажи, автора арестовывают. Правда, очень скоро одумались и отпустили, но в качестве диссертации книга не состоялась, и Даль решил один из нескольких оставшихся у него экземпляров пойти и запросто подарить Пушкину. 

«Русские сказки, из предания изустного на грамоту гражданскую переложенная, к быту житейскому приноровленная и поговорками ходячими разукрашенная казаком Владимиром Луганским», 1833

О знакомстве Даль вспоминал так: «Я взял свою новую книгу и пошел сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошел докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам, пустым и сумрачным – вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал ее и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо». Пушкин очень обрадовался знакомству и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». 

Выставка, как это обычно бывает в Государственном литературном музее (моем, не побоюсь этого слова, любимейшем), устроена и оформлена совершенно восхитительно. Посетитель может увидеть здесь работу со словом как бы с двух разных ракурсов. «Два взгляда» — с такой надписи начинается экспозиция, представляющая текст и буквы глазами художника и глазами ученого. Художница Евгения Двоскина выполнила эскизы, в которых две великие фигуры оживают, путешествуют, беседуют и шутят.

— Эй, выползина, иди уху есть!, — на фото ниже, например, обыграно слово «выползина», которое Пушкин узнал от Даля и очень забавлялся им. Выползина означает шкурку, которую после зимы сбрасывают ужи и змеи, а Пушкин зайдя как-то к Далю в новом сюртуке пошутил: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!»

Итак, знакомство состоялось, а следующая встреча случилась уже через год, когда Владимира Даля определили чиновником для особых поручений к оренбургскому генерал-губернатору Василию Алексеевичу Перовскому, а Пушкин в то же время приступил к работе над «Историей Пугачевского бунта» и приехал в Оренбург собирать материал. Так, Даль, хорошо к тому времени изучивший край, стал проводником Пушкина.

Слева: манифест Е.И.Пугачева Яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованием и хлебным провиантом. 1773г. Российский военно-исторический архив, копия

Даль «ездил с ним в историческую Бердинскую станицу, толковал, сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачёвым; указывал на Георгиевскую колокольню в предместии, куда Пугач поднял было пушку, чтобы обстреливать город, — на остатки земляных работ между Орских и Сакмарских ворот, приписываемых преданием Пугачёву, на зауральскую рощу, откуда вор пытался ворваться по льду в крепость, открытую с этой стороны; говорил о незадолго умершем здесь священнике, которого отец высек за то, что мальчик бегал на улицу собирать пятаки, коими Пугач сделал несколько выстрелов в город вместо картечи, — о так называемом секретаре Пугачёва Сычугове, в то время ещё живом, и о бердинских старухах, которые помнят ещё “золотые” палаты Пугача, то есть обитую медною латунью избу».  (из воспоминаний В.И.Даля о Пушкине )

А вот ниже Е. Двоскина изобразила отрывок уже из воспоминаний самарской дворянки Евгении Захаровны Воронцовой: «…Вечер 19 сентября провёл Пушкин у Даля. Мадам Даль рассказывала, как всем дамам хотелось видеть Пушкина, когда он был здесь. Две её знакомые барышни узнали от неё, что Пушкин будет вечером у её мужа и что они будут вдвоём сидеть в кабинете Даля. Окно этого кабинета было высоко, но у этого окна росло дерево; эти барышни забрались в сад, влезли на это дерево и из ветвей его смотрели на Пушкина, следили за всеми его движениями, видели, как он от души хохотал; но разговора не было слышно, так как рамы были уже двойные» (В зале выставки так же стоит интерактивное панно, где при нажатии пальцем на вот эту барышню на дереве, та падает вниз с ужасным писком)

«…Мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Пушкин разговаривал с нею целое утро... Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец» (В.И. Даль)

«Как я хорошо веду себя! Как бы ты была бы мной довольна! За барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю — и на днях отказался от башкирки, несмотря на любопытство, очень простительное путешественнику..», писал Пушкин жене из этой творческой командировки.

Портрет Н.Н.Гончаровой, 1886г.

«Башкирки и калмычки»:

Про «поющую старуху с червонцем» так же есть забавное свидетельство Даля: «Мы уехали в город, но червонец наделал большую суматоху. Бабы и старики не могли понять, на что было чужому, приезжему человеку расспрашивать с таким жаром о разбойнике и самозванце, с именем которого было связано в том краю столько страшных воспоминаний, но еще менее постигали они, за что было отдать червонец. Дело показалось им подозрительным: чтобы-де после не отвечать за такие разговоры, чтобы опять не дожить до какого греха да напасти. И казаки на другой же день снарядили подводу в Оренбург, привезли и старуху, и роковой червонец и донесли: «Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под «пугачевщину» и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти». Пушкин много тому смеялся. Пушкин носил ногти необыкновенной длины: это была причуда его»

Наконец, третья, печальная встреча Пушкина и Даля произошла в день смерти Пушкина. Даль узнал о дуэли на следующий день и сразу же поехал к Пушкину. «У Пушкина нашел я уже толпу в передней и в зале; страх ожидания пробегал по бледным лицам. Д-р Арендт и д-р Спасский пожимали плечами. Я подошел к болящему, он подал мне руку, улыбнулся и сказал: «Плохо, брат!» Я приблизился к одру смерти и не отходил от него до конца страшных суток»(В.И.Даль)

А.А.Суворин, Дуэльный кодекс, 1913г.

«Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман — Вам я это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное» (говорит В.И.Даль в письме В.Ф.Одоевскому)

Справа: В.И.Даль,Записка о последних часах жизни А.С.Пушкина, 1837г., Слева: перстень А.С.Пушкина, подаренный вдовой Н.Н.Гончаровой В.И.Далю, привезен из Всероссийского музея Пушкина, Санкт-Петербург
Посмертная маска А.С.Пушкина

От дуэльного кодекса и посмертной маски мы сворачиваем в соседний зал, где экспозиция продолжается замечательной подборкой, посвященной русской азбуке и словам, которые во времена дружбы двух великих людей были в обиходе. Но прежде всего здесь прямо ощущаешь чарующую атмосферу приемов, балов, великосветских раутов, присутствие шикарных франтов и блестящих дам. 

«Туалет актрисы: Прежде женщины не играли в Лондоне на театрах, а мужчины представляли роли женские. Когда Карл II, в одном из представлений, гневался на медленность актеров, то Директор извинялся, говорил: что Королева еще бреется»

«Истинный Эзоп: Чужестранный Принц, молодой, остроумный, но от природы безобразный, прогуливаясь в публичном саду, услышал, что..»

Буква Веди и прекрасные слова на Ве: веер с галантной сценой из семьи Вяземских, последняя четверть 18-го века, волосА, Ванька, вёдро

Ка: картечь и просто неотразимая кружка

Орден Почетного легиона, принадлежащий А.П.Ермолову

Буква Пэ, оказывается, произносилась, как покой!

Пуля, 1812-й год

Лэ - ломберный столик, лампа-бульотка, первая половина 19-го века

Че - Чернильница, 1860-й год

Слева карманные часы, принадлежащие Н.В.Гоголю, первая половина 19-го века

Ме - моды: Неизвестный художник, Мужской и дамский костюмы. Лист из приложения к «Дамскому журналу «Парижские моды»

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей;

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад»(с)

Этими, всем известными, строчками из «Евгения Онегина» заканчиваем нашу экскурсию по тем далеким временам, когда жили, дружили, путешествовали, творили, любили, работали, смеялись и дурачились два великих человека, Александр Пушкин и Владимир Даль.

Спасибо и до новых встреч, ваш p_ch

 

#alterlit #imhoch #пушкин #даль #литературный_музей #рыцари_слова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 34
    17
    434

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.