К дате Львовского погрома
Начавшись с 30 июня 1941-го, он продолжался до 2 июля.
Что последовало за ним, известно.
Опубликовав этот снимок (его очень не любят админы одной сахарной соцсети, банят мгновенно), Дмитрий Конаныхин сегодня написал: "Посмотрите на лица украинцев, рассматривающих львовских евреев, пока ещё всего лишь моющих дорогу."
А фотографии оркестра из концлагеря Яновский на окраине Львова (одним из них я сопроводила сегодняшнюю публикацию текста "Семь восьмых") были сделаны одним из тамошних заключенных и сохранились чудом.
Это и о них в том числе говорят на своих выступлениях Мария Якубович и Алексей Розов:
Поколение предвоенных композиторов, исполнителей, актёров, певцов, музыкантов большею частью сгорело в печах крематориев нацистских концлагерей
Причём здесь снова танго?
Музыкальная танго-культура, какой мы её знаем сейчас, обогащалась за счёт многих волн эмиграций.
Приезжие проходили через порт Буэнос-Айреса, оседая здесь целыми диаспорами и привнося в звучание танго новые музыкальные инструменты, манеру исполнения, характерные ритмы.
Некоторым выходцам из Восточной Европы удалось попасть в Аргентину до Второй мировой.
Но не всем.
Европейское танго, в отличие от чёткого ритмического рисунка одна вторая, принятого в Аргентине за канон, дышало в ритме семь восьмых: вспомните хотя бы Оскара Строка, это очень характерный пример.
Именно в таком ритме звучали оркестры в концлагерях нацистов.
Из-за снимков Яновского лагеря, возникшего после Львовского погрома, о "танго смерти" чаще всего упоминают в связи с его музыкантами, лучшими львовскими довоенными исполнителями, композиторами и авторами популярных песен. Но список лагерей, где людей истязали и уничтожали под музыку, включает почти каждый из известных конвейеров смерти в третьем рейхе: подробный материал об этом можно найти, например, здесь.
А об истории появления оркестра в Яновском лагере и о суде над участниками расправ через двадцать лет после окончания войны можно прочесть тут.