Alterlit

Некроз идеи или идея некроза

#феминизм #имхоч #гусар #отыграть_назад #ципоркина #уткин  

 

Благодаря замечательной статье И. Ципоркиной «Орлы-меценаты и душевно ясные снегири» ознакомилась с публикацией А. Рудалева «Литература бежит в сторону идеологии» (Октябрь, №1, 2018). Вывод там такой: «Идеологизированная литература производит мертвечину. Ее становится все больше. Автор спешит обозначить свою идейную позицию, заявить политическое кредо. Откликнуться развернутым постом, который назовет романом. Идеология наступает и удушает живое и суверенное в литературе».

Просто ужас. Чума, Война, Голод, Смерть и Идеология.

Что же делать автору? Как взнуздать этого всадника Апокалипсиса по имени Идеология, не получив смертельный удар копытом в лоб?

Для начала зайти с нужной стороны. По Марксу да, действительно, идеология  — это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества — она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. Но в более широком смысле идеология - это система взглядов и идей какой-либо человеческой общности и вне ее творчество невозможно.  Разве что порнография, да и то вряд ли, ведь отрицание - это тоже идеология, и как правило, довольно агрессивная. 

Где же грань между живым творчеством и безжизненной агиткой? Когда художественные образы помогают осмыслить действительность, а когда искажают и заслоняют ее?

Будучи под впечатлением от недавней статьи К.Уткина «Попоболь от братопапов», обращусь, пожалуй, к фемповесточке, и для примера возьму два сериала. Книги трогать не буду, чтобы не обижать авторов, «людей, о коих не сужу затем что к ним принадлежу». 

Итак, сериал «Отыграть назад» (США, 2020, реж. Сюзанна Бир), и сериал «Гусар» (Россия, 2020, Реж. Р. Мосафир, З.Болотаев). В обоих произведениях главная героиня, сильная независимая женщина, переживает тяжелые времена.  

В завязке «Отыграть назад» героиня Николь Кидман считает себя абсолютно счастливой женщиной, у нее крепкая семья, любимая работа, достаток, словом, все, чего только можно пожелать, но внезапно муж после двенадцати лет безмятежного брака оказывается конченой мразотой. В припадке ярости он убивает свою любовницу и потом не останавливается ни перед чем, чтобы избежать наказания. 

В «Гусаре» мы знакомимся с сильной независимой женщиной Катей на пике ее отчаяния. Брак с никчемным мужем-дурачком так измотал ее, что даже перемещение человека во времени не производит  особо сильного впечатления, воспринимается скорее как досадная помеха на пути к цели - сбросить тяжкие оковы супружества и зажить наконец свободно и счастливо, как и подобает сильной независимой женщине. 

К сожалению, быстро выясняется, что гибель гусара вызовет исчезновение Кати, а без ее пригляда он в современных реалиях точно не выживет, поэтому героиня вынуждена остаться с представителями двух самых кошмарных разновидностей членомразей - жалким недотепой и тупым мужичарой, и заботиться о них.

Сначала «Отыграть назад» произвел очень хорошее впечатление, а «Гусар» наоборот удручающее, показавшись бездарным ремейком «Ивана Васильевича», но позже мнение мое изменилось на противоположное. 

К сожалению, идеология феминизма застила авторам «Отыграть назад» буквально все. Стремясь доказать незамысловатую идейку, что все мужики сволочи, даже если притворяются хорошими, творческий коллектив сериала в довольно грубой форме надругался над человеческой природой и законами драматургии, которые на нее опираются. 

Героиня Николь Кидман весь фильм ходит на… хотела написать, на сложных щах, но у актрисы сделана новая великолепная пластика, которая не позволяет ей пока еще в полной мере владеть лицом и отыгрывать эмоции. Ладно, скажем, на свежих щах она ходит, страдает, ничего не делает, предоставив решать все свои проблемы богатому папе, который тоже жуткая скотина, изменял жене, но дочь любит (комплекс Электры у создателей настолько мощный, что даже груда фемидей не смогла его скрыть). Персонаж исходно скучный, без внутренних противоречий, и развитие его не органично. В финале она самым подлым образом подставляет человека, с которым прожила счастливые двенадцать лет, не испытывая ни малейших угрызений совести.

Персонаж Хью Гранта вообще задохнулся под завалом всевозможных пороков, которые авторы в него накидали. Получился не противоречивый, а расколотый образ, как всегда бывает, когда автор наделяет героя взаимоисключающими качествами в угоду продвижению сюжету или торжеству своей идеи. То он полжизни притворяется добрым доктором и любящим отцом семейства, а то хватается за молоток во время первой ссоры с любовницей. Просто слышишь закадровый голос авторов: «ты посмотри, что творит эта сволочь! А вот еще смотри! Все еще сомневаешься? А как тебе такое?». Нет, можно, конечно, делать персонаж воплощением одного какого-то дурного качества, но средоточие всех человеческих пороков нежизнеспособно. 

Не знаю, чем этот сериал может помочь человеку.  Разве что утешить завистливых дам, напомнив, что чужое счастье призрачно, и бог его знает, что там в самом деле творится за закрытыми дверями… Тут нет  глубоких переживаний, нет борьбы ни внутренней, ни за существование, нет нравственного выбора (точнее говоря, есть, но как только героиня начинает колебаться, сценаристы услужливо бросают на нужную чашу весов тяжеленькую гирьку). Есть голая идея, под которую все подвёрстывается. 

В сериале же «Гусар» образы просты, но не примитивны, и прослеживается их органичное развитие. Герои учатся прощать, принимать друг друга такими, как есть, понимают, что феминизм феминизмом, но семья остается одной из важнейших ценностей в жизни человека. 

В итоге «Отыграть назад» красивый, роскошно убранный, но труп, а «Гусар» - нелепый, грубый, пошловатый, но живой. Допускаю, что с таким товарищем многим не захочется иметь никаких дел, но человек на грани развода или нервного срыва может получить от него хороший совет, пусть и приправленный крепким словцом или соленой шуткой. Эстетичный же покойник «Отыграть назад» не скажет ничего. 

Идея жизнеспособна, пока питается живой кровью человеческих чувств. Как только кровоток прекращается, происходит некроз, и произведение искусства покрывается трупными пятнами, а то и вовсе приобретает гангренозный вид. Подобное зрелище в принципе обладает некоей притягательностью для неискушенного человека, но при наличии здоровой психики устойчивость к нему развивается довольно быстро. 

В идеях феминизма нет ничего плохого, и они достойны разработки и воплощения в художественных образах, просто надо помнить, что сильная независимая женщина тоже человек и ничто человеческое ей не чуждо. Она любит и ненавидит, страдает и сострадает, мечтает и отчаивается ничуть не меньше, чем яжемать и членомразь. 

Позволю себе цитату из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

Место автора где-то здесь, на стыке идеи и человеческой природы, личного и общественного, небесного и земного. 

Не топить за идею, а осмысливать ее, проверять, прикидывать, куда она может завести ослепленного ею человека. 

На коне по имени Идеология надо не скакать, а пахать. 

И если продолжать сельскохозяйственные метафоры, то главное - не ставить телегу впереди лошади. Идея рождается по мере развития характеров, а не характеры ломаются под идею.

  • 7
    5

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться в системе. Зарегистрироваться
  • Psychoscum

    Интересная завязка.

    ИМХО, разница между творчеством и агиткой заключается в вере самого творца. Если человек искренне верит в идею, которую описывает в своём произведении, получается творчество, в иных случаях - агитка.  

  • alt_sgb

    Понравилась сама идея, -сравнить лампочки с апельсинами по степени полезности (хорошо не на вкус). 

    В общем. Креативно, но от неожиданных канцеляризмов и газетных штампов иногда вздрагиваешь. 

  • olga_starushko

    ШЕФРЕДАКТОР AltCG™ лампочки с апельсинами - это с отсылом к хорошей детской книге о математике "Путешествие по Карликании и Аль-Джебре" (авторы В. А. Лёвшин, Э. Б. Александрова)?

  • alt_sgb

    Ольга Старушко да. В книге описывалас- Лампансины, как результат решения математической задачи про Лампочки и Апельсины. 

  • bitov8080
    prosto_chitatel 09.06 в 12:09

    Мария, спасибо за статью. Да, всегда хорошо, когда находится золотая середина. Многие хорошие идеи теряли себя именно из-за упоротых активистов, которые по итогу работают в минус общему делу. 

  • Karl
    Kremnev207 09.06 в 12:25

    Благодарю за публикацию)

  • olga_starushko

    Я помню первую главу и маленькую двойку, которая ехидничала: а зачем вы сложили белую булку с ветчиной? Прочла эту книгу в шесть лет и влюбилась на всю жизнь.