Большая анимация – большие проблемы

Пока в главном конкурсе еще не все фильмы доступны у нас в адекватном качестве, можно поговорить о второй по значимости номинации на премию американской киноакадемии. Это может показаться странным – ну, подумаешь, какие-то мультики, ни звезд толком, ни космических бюджетов, воскресный утренний сеанс, что называется.
На самом деле именно в полнометражной анимации четче проявляются даже не столько культурные, сколько идеологические тренды. Семейная аудитория – самая восприимчивая (не говоря уж о том, что финансово емкая) и хорошо поддается прошивке достаточно простыми методами. «Ну, хорошо, а нам-то что с того?», - спросите вы и будете не правы. Базис, как известно, надстройку обуславливает – и пока мы, так или иначе, остаемся в экономической ауре глобального мира, пока на нас продолжают влиять колебания курсов валют, биржевые котировки ресурсов и вот это все, базовые установки, которые задает главный (как минимум – по медийному охвату) киноконкурс имеют значение. Да и влияние, чего уж там, тем более, что прокат в РФ получают, за небольшим исключением, практически все номинанты. В анимационном полном метре у нас пока в мировом масштабе заслуг не то, чтобы много. Александр Петров («Старик и море», 2000 г.) и Константин Бронзит («Мы не можем жить без космоса», 2016 г.) заслуженно выигрывали конкурсы короткого метра, но в полном у нас нет очевидных успехов (разве что кассовые, да и то на внутреннем рынке).

Последние два года номинация словно зависла в раздумьи. В 2023-м главный приз взял «Пиноккио Бенисио Дель Торо», в 2024-м – «Мальчик и птица» Миядзаки. Это было похоже на награды чисто по совокупности заслуг, классики не удивили, а в чем-то даже и разочаровали. Идеологические высказывания в оба года были, достаточно яркие и недвусмысленные, но индустрия предпочла замереть в ожидании. Вспомним хотя бы абсолютно повесточную «Нимону» (и как в ней испортили хороший стимпанковый комикс), вполне глобалистский «Элементарно», инклюзивненький «Морской монстр». В 2022-м приз взяла «Энканто», обойдя на вираже «Райя и последний дракон», что тоже было по-своему знаково — оба фильма напоминали групповые сеансы психотерапии в экзотических локациях (Латинская Америка и Юго-восточная Азия соответственно), что отражало тревожность и неопределенность момента. Не могу не вспомнить знаковое противостояние 2017-го, когда «Зверополис», прекраснодушная постмодернистская сказка о городе равных возможностей, в котором зов крови был чем-то ущербным и даже вредным, выиграл у «Моаны», сложносочиненной, красивой и достаточно консервативной истории о вечных ценностях.

Но вернемся в 2025-й. В номинации, как всегда, выступили монстры индустрии. Дисней /Пиксар представил «Головоломку 2», продолжение истории взросления и связанных с этим проблемах. Оригинальный сеттинг, в котором главными героями были персонифицированные эмоции (напомню, Радость, Печаль, Страх и Гнев), управляющие сознанием подростка и формирующие его личность, практически не изменился. Но героиня подросла и теперь места за пультом занимают Тревожность, Стыд, Уныние и Зависть, решившие полностью сменить старую команду (отдельного упоминания заслуживает Ностальгия, у нее всего два эпизода, но забавных). Пубертатный подросток – довольно хлопотное создание, конфликты в команде эмоций неизбежны, но, разумеется, все закончится хорошо и с прицелом на продолжение. Фильм закрывает нишу, в которой были «Я краснею», «Лука», но не становится каким-то знаковым прорывом. Добротная и вполне традиционная для студии работа, которая рассказывает слишком просто о слишком сложном, вряд ли пробуждая у «юного зрителя» стремление к серьезной рефлексии.

Дримворкс представил «Дикого робота» Криса Сандерса. Технически это интересный проект, в котором 3D-анимация мягко интегрируется с рисованной (точнее, с имитацией рисованной). Сделано это толково, но вот сама история провисает, не говоря уже о очевидных нестыковках. Неведомо как на необитаемом острове оказывается робот, антропоморфная машина с единственной универсальной функцией – выполнять поставленные перед ней задачи. На острове (судя по ландшафту – где-то в северных широтах) обитают разнообразные зверюшки, робот находит с ними общий язык (то есть буквально – они все вдруг начинают разговаривать на языке межвидового общения, английском, разумеется) и берет на себя воспитание осиротевшего гусенка, попутно примиряя всех обитателей острова между собой (и нарушая иерархию всех пищевых цепочек, заметим в скобках). Гусенок растет, улетает на юг вместе со стаей, потом благополучно возвращается, но тут, откуда ни возьмись, появляются другие роботы, настроенные крайне воинственно, хотя их вроде бы на одном заводе делали. Зверюшки побеждают агрессора, после чего робот возвращается на базу, где планирует «поступить как следует» (как именно – тоже остается за кадром). Банальные сюжетные ходы, привычные типажи и характеры, универсальная мораль «за все хорошее против всего плохого» не дают возможности полноценно сопереживать происходящему, хотя локации глаз изредка радуют.

Очередной «Уоллес и Громит» с подзаголовком в русской локализации «Птичья месть» (в оригинале гораздо более звучно Vengeance Most Fow! – Месть превыше всего!) честно говоря, расстроил. Мне очень нравится весь этот цикл, не только технически задавший стандарт в пластилиновой покадровой анимации, но и создавший абсолютно оригинальные характеры, свой неповторимый вайб и стиль. Но, кажется, Ник Парк в этот раз подошел к новому проекту налегке, как к типичной франшизе, скомпилировав историю из сюжетных конструкций, которые уже были реализованы ранее. Даже антагонист, как и основной конфликт, пришли сюда из серии «Неправильные штаны» – это тот самый зловещий пингвин-рецидивист, которого наши герои в свое время успешно упекли за решетку. Будут, как всегда нелепые изобретения Уоллеса, обаятельные ужимки Громита, забавный экшен. Из нововведений стоит упомянуть какой-никакой, но искусственный интеллект, управляющий садовыми гномами-беспилотниками. В целом обаятельно, но, увы, вторично.

Еще одна пластилиновая работа, австралийские «Мемуары улитки» (автор, Адам Эллиот уже получал Оскар за короткий метр в 2004-м, его полный метр «Мери и Макс» в 2009-м взял Хрустального медведя в Берлине) – единственный номинант с возрастным рейтингом «R». По-правде говоря, я и не всякому взрослому его бы порекомендовал, по-крайней мере в депрессивном состоянии духа. Это грустная, хотя и не без черного юмора, история об одиночестве, где героиня, печальный интроверт, рассказывает про свою жизнь, полную невзгод и лишений, где было много смертей и разлук, потерь и разочарований. Из несомненных достоинств – детально и скрупулезно проработанный предметный мир, хорошая музыка, изящно закольцованный финал, когда героиня, примирившись с собой, снимает кино про свои мытарства. Да и в целом, несмотря на общий тон, у фильма оптимистичный (я бы даже сказал - гуманистичный) пафос.

А про общеевропейский «Поток», номинированный еще как «Лучший фильм на иностранном языке» (вообще-то смешно, там за весь фильм – ни слова) я уже писал на этой неделе – это традиционный для номинации дебютант с периферии, симпатичный, но не сказать, что прорывной.
Попробуем подытожить рассказ о номинации прогнозом. Будь моя воля – я бы выбирал между «Потоком» и «Мемуарами улитки», фильмами, которые хоть как-то зацепили меня эмоционально. Но мой голос, я думаю, учтен не будет. Да и вряд ли можно всерьез рассматривать в качестве лауреатов анимацию с серьезным возрастным рейтингом или работу 30-летнего дебютанта из маленькой Латвии. Исходя из рассуждений, с которых мы начали этот обзор, я также отставляю в сторону вторую «Головоломку» (это вполне нишевая история) и «Уоллеса и Громита» (у Ника Парка и так уже три Оскара на полке стоят). Так что история о человечном роботе-прогрессоре и победе молодой маленькой демократии над механизированным тоталитарным монстром мне определенно видится фаворитом.
Прав я или нет, узнаем второго марта, в этот день, если в Калифорнии не случится новых пожаров, нам объявят лауреатов.
-
Спасибо за обзор по анимационным достижениям. Я, если честно, почти не знаком с полным их метром. Ну, пожалуй, "Валли", посмотрел с некоей долей интереса. А так, в целом, ограничился очередным сезоном "Любовь, смерть и роботы".
3 -
Это интересный мир, правда.
Роботов тоже смотрел с интересом.
Но кроме "Трех роботов" из первого сезона ничего не запомнил. Там же котик! ))1 -
Там сейчас есть интересные работы. Они стали разнообразнее по исполнению.
1 -
-
-
-
спасибо за обзор, автор уверенно владеет материалом и подачей. на все это нужно время и мотивация, тут нормальное кино не всегда есть желание и возможность смотреть. .
в свое время тоже впечатлили "Роботы", но дальше первого сезона пока не продвинулся.
3 -
-
-
-
-
-
Познавательный обзор. Отдельная благодарность за Уоллеса и Громита. Упустил появление свежатинки - нового фильма в этой очаровательной мультмозаике. Ник Парк - батька! Удивительный режиссёр. Что ни мультфильм, - то шедевр.
1 -
У Парка все фильмы отменны. Ну, может, "Дикие предки" чуть послабее. Но совсем незначительно. А уж "Барашек Шон", "Побег из курятника", не говоря об упомянутой серии об Уоллесе и Громите - шедевры (Посмотрю теперь и последний.) "В мире животных" своеобразен, но тоже прекрасен. В нём только обилие титров между коротенькими сериями несколько надоедает. Хоть убивайся и вырезай.
1 -
"Диких предков" пропустил в свое время, кстати. Спасибо за наводку ))
1 -