Портсигар

olifant: Жандармы (alterlit.ru)
Лев Кириллович вышел к обеду с большим опозданием, чем несколько удивил княгиню. Однако, взглянув на сияющее лицо супруга, догадалась, что причина тому была. Князь тем временем пригубил вина и принялся напевать что-то под нос. Сделал ещё глоток, отставил бокал и лукаво посмотрел на жену.
— Bon, ne me fais pas attendre (Так и быть, не томи), — благосклонно улыбнулась она. — Рассказывай, что тебя задержало?
— Курьёзнейшая история, — немедленно откликнулся супруг, с нетерпением ожидавший вопроса. — Изволь расскажу.
Князь на мгновение задумался.
— Сегодня, решив заняться докладом по грядущей реформе, я остался дома, дабы всецело посвятить день работе. Часы полетели незаметно, как вдруг входит секретарь с небольшим свёртком. Докладывает, мол, доставлен только что. Разворачиваю...
— Ах, Leo, — воскликнула княгиня, — сколько можно предупреждать! Ни в коем случае собственноручно не открывай никаких пакетов. Помнишь историю с бомбой в посылке, что так беспечно открыл несчастный граф Анатоль?
— Пустое, — отмахнулся Лев Кириллович. — Итак, вскрываю упаковку и нахожу внутри... Что бы ты думала? Изрядно потёртый серебряный портсигар с выгравированной на крышке буквой «И». Больше ничего. Ни записки, ни открытки. Спрашиваю у секретаря, откуда взялся этот нелепый презент. Тот отвечает, что передан двумя господами, судя по мундирам, служащими железной дороги. Передав свёрток, поспешили откланяться и ушли.
Князь, подняв брови, развёл руками, словно показывая, в каком недоумении оказался.
— Bien sûr (Разумеется) велю немедленно вернуть, ибо теряюсь в догадках. Сам же рассматриваю портсигар, в надежде понять, что означает сие неожиданное подношение. Как его появление связано с железной дорогой? Начинаю подозревать, что это чьё-то неуместное чудачество или просто глупый фарс.
— Так секретарь их привёл?
— Слава богу, догнал!
Лев Кириллович прикрыл глаза, словно вспоминая гостей.
— Действительно, оказались железнодорожными инженерами. «Требую объяснений господа», говорю как можно стороже, — продолжил он. — «Будьте любезны пояснить причину послания» и указываю на портсигар. Те, признаться, на мгновение оторопели. Наконец старший собрался с духом и пояснил, что рады вернуть сей предмет мне, как законному владельцу.
— Je ne comprends pas (Ничего не понимаю), — нахмурила лоб супруга.
— Сам пребывал в недоумении, — рассмеялся Лев Кириллович. — Поясняю, что вижу портсигар впервые, да и папирос никогда не курил. Тут гости окончательно смущаются. Переглядываются виновато и пускаются в объяснения. Оказывается, на днях некий бродяга, встреченный ими на вокзале, предложил приобрести за десять рублей «княжеский» портсигар. В подтверждение же предоставил газетную вырезку.
Князь достал из кармана халата свёрнутый вдвое листок, водрузил на нос пенсне.
— «Происшествия», — прочитал он, — «Вчера неизвестные злоумышленники забрались в дом князя Л. К. Мышевицкого, похитив процентные бумаги и денежные документы. Между тем, более всего хозяин удручён утратой серебряного портсигара, что был подарен ему безвременно ушедшим братом Иваном Мышевицким».
— C’est totalement absurd! (Полный абсурд), — вскричала супруга. — Какая кража? Что за брат Иван?
— Увы, дорогая. Просто эти господа стали жертвами мошенника. И вот что отрадно. Выкупив у негодяя портсигар, поспешили вернуть его, как память о близком человеке. Заметь, попытались передать инкогнито. Не ожидая награды.
— Невероятно!
— Как бы ни было прискорбно, пришлось огорчить гостей, пояснив, что они пострадали от рук прохвоста. Но, памятуя об искреннем желании доставить мне радость, вернул портсигар, присовокупив десять истраченных рублей и коробку сигар.
— Всенепременно включи этот анекдот в мемуары, — решила княгиня, возвращаясь к прерванному обеду.
Лев Кириллович встал, прошёлся вдоль стола.
— Знаешь, что волнует в этой, казалось бы, глупейшей истории? Трепетная забота незнакомых людей. Значит, не зря корплю над бумагами, полемизирую на заседаниях в министерстве и наживаю врагов. Вспомни скольких трудов и нервов стоила поправка к последнему постановлению межведомственной комиссии. Казалось бы, мелочь, ан нет! Российский народ не так прост и глуп, как считают парвеню из Совета, не покидающие кабинетов. Понимает, что несёт благо, а что вредит устоям. Льстивые речи и награды Департамента гроша ломаного не стоят по сравнению со скромным даром этих двоих. Сие, поверь, высшая награда моей деятельности. Не напрасно я бессонными ночами...
У князя перехватило дыхание, и он отвернулся, дабы супруга не заметила катящихся по щекам слёз.
***
— Сигары и десять рублей, — всё в Игнате клокотало от гнева. — Да только за поддельную статью в газете пришлось выставить две бутылки мадеры. А прокат мундиров? Что же в итоге заработали? Рубль? Гривенник?
— Я получил коробку превосходных сигар, — невозмутимо откликнулся приятель, — а ты возможность взглянуть вблизи на человека голубой крови. Изучить речь, манеры, вдохнуть запах очень больших денег. Отличный наглядный урок, для одарённого юноши.
Игнат, польщённый неожиданной похвалой, порозовел.
— Как бы то ни было, рисковать портсигаром всё же не стоило. Он мне крайне дорог.
— Был уверен, — подмигнул приятель, — что так урок вернее запомнится.
-
-
-
-
-
-
-
-
Отрадно, что князь так никогда и не узнал подлинную причину визита))
1 -
-
-
-