Джордано Бруно, маг, и народы, им околдованные (1)

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Беранже

Сегодня мы употребляем слово «магия» в том значении, которое даётся на страницах пустых фентезийных книжонок. Для нас магия – это сказочное чудодейственное знание, дающее гарантированный, видимый, практический результат в части мгновенного преобразования материальной среды. По самому определению уже легко заметить принципиальную схожесть магии (в таком её понимании) и современной науки, поскольку она тоже даёт практический, гарантированный результат, хоть и не чудесный и не всегда моментальный. Создаётся превратное, хотя до некоторой степени всё же верное, впечатление, что магия – недоносок науки.
Однако же, если мы обратимся за разъяснением смысла понятия к мудрецам Возрождения, мы тотчас обнаружим, что они магию толковали иначе, и что в их трактовке магия была не столько наукой иль философией, сколько сложным системным феноменом, вмещавшим в себя все сферы жизни. Магия древних – тайное учение о взаимосвязи всего!

О связях в науке

Не лишне будет коротко высказаться о том, что в принципе представляет собой связность для ныне живущих людей. Само понимание связности близко соседствует в нашем уме с представлением о причине и следствии. Считается, что всякая причина неизбежно порождает ряд следствий. Делая наблюдения причинно-следственных связей, откладывая их в памяти, мы учимся прогнозировать, то есть в некоторой мере овладеваем реальностью. Тогда нам кажется, что мы уловляем истину. Но если немного углубиться в анализ наблюдаемых этих процессов, мы увидим, что никаких объективных связей между фактами на самом деле нет. А что же есть? Есть лишь высоко вероятностные последовательности явлений, соотносимые нами в уме. То есть задача связывания причин и следствий целиком принадлежит нам одним. Например, мы не можем опытно объяснить, почему зажигается спичка, если её чиркнуть? У нас, конечно, есть целый массив научных знаний, которые приводятся для объяснения указанного феномена, но что они объясняют? Пространные рассуждения о физических процессах, химическом составе веществ и прочих внешних условиях, говорят не о том, как именно связано чирканье и возгорание, а говорят скорее о какой-то привычной корреляции, о системе воззрений, которую мы однажды приняли для себя, и которую развиваем. Ведь, несмотря на то, что большинство склонно верить одному «официальному» объяснению, одну и ту же последовательность фактов можно объяснять совершенно по-разному. Значит, определяющую роль в понимании вещей для нас играет задействуемый способ связывания. А связывание, как уж выше отмечено, есть предмет магии. Идём далее…

Об опыте и рассуждении

Картина мира современного человека объявляет легитимным только один вид опыта, а именно – данные пяти чувств. Вкус, слух, зрение, обоняние и осязание. Всё, что поступает через органы чувств – есть объективная действительность, говорит нам наука. А это первостепенно важно, поскольку объективная действительность нами рассматривается как синоним безоговорочной истины. Подразумевается, что только на данные органов чувств мы вправе полагаться в любом мало-мальски серьёзном деле. Даже если воспоминания о кислых щах провоцируют слюноотделение, эти воспоминания не рассматриваются как опыт и потому не берутся в расчёт современной наукой, поскольку не объективны. Я хочу чтоб меня правильно поняли: подобные явления, конечно же, изучаются, но личный «переживательный» компонент всегда либо исключается как несущественный, либо рассматривается биохимически, то есть насильно объективизируется. (Однако, удивителен тот факт, что ряд точных наук, таких как астрофизика иль космология оперирует опытно непроверяемыми данными, также претендуя при этом на объективность, но это мы пока что отставим в сторону.) Затем с полученными чувственными сигналами нужно ещё верно управиться, то есть обработать их в соответствии с принципами априорного знания (12 категорий по Канту). Это и есть ядро общепринятого человечеством в наши дни типа научной рациональности.

А что же магия?

Во времена золотого невежества магия занимала нишу наук, но не давала того результата, которым ныне восхищены люди, ибо согласно тогдашним представлениям, разного рода вмешательства в тайны природы полагались запретными, так что даже и магия более концентрировалась на созерцаниях участника обрядовых действ, чем на чувственно воспринимаемых фактах. Соответственно, под объективной действительностью понималась не предвзятая выборка опыта, а все переживания человека целиком – и данные чувств, и наши фантазии, воспоминания, сны, «задние мысли» и многое другое… И работа с этим сложнейшим комплексом впечатлений проводилась на иных основаниях.

С незапамятных времён маги делили реальность на 3 иерархически организованных части, от низшего – к высшему:
1.) Мир здешний, он же земной мир;
Здешний мир, есть тот мир, в котором мы пребываем. Реальность, которую мы наблюдаем с помощью всех своих сложных рецепторов и медиаторов. Здешний мир - предмет изучения физики.
2.) Мир небесный, он же мир звёзд;
Этот мир изучается астрологией и математикой. По сути речь идёт о космосе.
То есть о мире, который можно увидеть лишь силой своего ума.
3.) Иной мир, он же – божественный.
Принципиально иная, непредставимая реальность, которая лежит за пределами наших чувств, умозрений и осмыслений. Мир иной - это мистический мир изучается теологией.

Для данной работы приведённая схема важна в первую очередь тем, что все 3 мира, описанных здесь, объявляются реально существующими и взаимосвязанными. Изучением связей между этими 3 мирами, как раз и занимались мудрецы Ренессанса – провозвестники современной науки.
Если мы исходим из предпосылки взаимосвязанности Бога, сознанья и фактов, мы должны иметь цельный подход к изучению этих сфер. Отсюда сложная сеть из оккультных наук, обширными знаниями в коиих должен был быть силён маг: астрология, медицина, алхимия, техники памяти, герметический свод, даже еврейская каббала. Важно ещё раз заметить, что несложные, в общем-то, сведения, подчерпнутые из столь дальних на первый взгляд областей, будучи применёнными в комплексе, оживали в фантазиях и созерцаниях мага, получая все атрибуты волшбы. Просто потому, что маг верил в реальность всех 3 миров и знал, что их можно свести воедино. Как это происходило?

Тут опять нужны пояснения. В эпоху зарождения гуманизма, почти позабытый за долгое тысячелетие господства христианской схоластики Платон возвращается в головы наиболее образованных европейцев. Отчасти растёт интерес к самому Платону, отчасти к апологетам его построений - неоплатоникам, в чьих умозрениях много места уделено для споров с гностическим христианством, (которого не народилось ещё в годы жизни учителя). Так вот, в момент перехода от Средних веков к Ренессансу онтология неоплатоников становится практически философским мейнстримом. Вообще для всякой магии онтология – первостепенная вещь. Поскольку именно онтология задаёт границы бытия, куда посредством магии затем вмещается человек.

Вкратце раскроем суть онтологии неоплатоников: согласно их учению структура человеческого «я» имеет аналогом структуру реальности. Как вселенной правит Единое, неизреченное и сокрытое от суждений, от своей полноты творящее Ум, затем Душу и Космос, вплоть до материи (точь-в-точь горный поток, устремлённый с вершины к подножию), так нами владеет наш ангел-хранитель, чьими чертами мы наделяем всё самое лучшее, что носим в себе. И при праведном образе жизни и при должном строе мышления мы способны, преодолевая косность материи, восходить к своему идеальному я в Боге. Но это религиозный путь. 
Магический же путь – путь «насильственного» низведения вышних энергий в наш мир. То есть маг в принципе согласен с неоплатониками, но выстраивает контакт между тремя этажами реальности принудительно, в обход «воли небес». Что же он делает?

Виды магии (о сцеплениях, симпатиях, символах)

Вообще список операций, проводимых магами, не так уж длинен. Мечтания человечества не отличаются разнообразием. Люди во все времена хотят красот, наслаждений, хотят быть сытыми и здоровыми, всё знать, любить и быть любимыми. Ни одна из крупных религий не даёт прямых рецептов к удовлетворению этих желаний. Как правило, наоборот - предлагается отказ от сиюминутных желаний во имя вечных благ в будущем. Магия же потому-то всегда и вызывала в служителях культов столь острую ненависть, что она призвана сии эгоистические желания, так или иначе, удовлетворять. Но это короткое отступление, возвращаемся к магистральной теме. Итак, какого типа задачи обычно ставили себе маги?

Большую часть операций, совершаемых магами, условно можно поделить на следующие категории:
- магия врачевания (ятрохимия, биология);
- работа с артефактами и талисманами, создание големов через низведение духа в материю (астрология);
- магия языка: заговоры и гримуары, пение гимнов, магия имён, соответствия чисел/символов (каббала);
- все виды превращений и трансмутаций (алхимия, герметика);
- искусство памяти/воображения;
- некромантия, сообщение с космосом (астрономия, математика, мистические духовные практики)…

Как уже сказано, это работает в комплексе: например, перед магом стоит задача – свести некие вышние энергии в материю. Маг лепит статую или делает амулет из специальных материалов, в специальное время, в особом состоянии сознания. Всё сопровождается потоком из заклинаний, активной работой с воображением, употреблением трав и настоек. Так как с одной стороны ренессансный маг ставит на первое место не практический результат, но свои созерцания, а с другой стороны – принимает за истину весь спектр переживаний, то ему совершенно неважно будет ли амулет выглядеть одушевлённым в глазах случайных свидетелей. Важно лишь самому достичь такого переживания.
И если такой опыт достигнут, задачу одухотворения материи можно считать выполненной. Это не значит, однако, что опыт мага неповторим или бессмыслен. Мало того, ниже я попробую показать, как именно такая магическая работа с сознанием в наше время используется СМИ, задействуется в науке, наполняет быт, определяет судьбы целых народов.

Румынский историк и философ Йоан Петру Кулиану в своём великолепном исследовании «Эрос и магия в эпоху Возрождения», оценивая роль Бруно в современном мире, поставил вопрос слишком узко. Он указал лишь на определённую преемственность в части магических манипуляций с сознанием масс у представителей прессы, идеологов и маркетологов. У другого историка, Френсис Йейтс, тоже посвятивших одну из своих книг ноланцу, проблема очерчена куда шире, но и там, как мне видится, находки Бруно, да и вообще роль магии в целом недооценены. На самом деле учение Джордано Бруно по своему охвату, по своему влиянию на нашу действительность, вполне может быть соотнесено с христианским учением и платонизмом! Собственно, это и есть 3 кита, на которых зиждется едва ли не вся обозримая история. Маг Платон устроил Античность. Христос (которого Бруно тоже считал магом) определил Средневековье, а сам Джордано Бруно породил Новое Время…

Итак, мы уже выяснили, что делает маг? Он меняет сознание. А что сделал великий маг Джордано Бруно? Он изменил сознание миллионов людей на 500 лет вперёд. Прежде я уже обращался к теме механицистского мироощущения, господствующего ныне, вот здесь: https://alterlit.ru/post/59841/ Но тема требует разработки.

Первое на что следует обратить внимание – общий контекст эпохи. Италия в годы жизни Джордано Бруно уже больше ста лет как выбралась из Средних веков. Считается, что пограничная отметка на этом пути была пересечена с приходом к власти Козимо Медичи, легендарного флорентийского политика и банкира. В период ожесточённой борьбы между городскими кланами, он был осуждён по навету, и удалился в ссылку, откуда чужими руками смог за год расправиться со своими врагами. Его скорое возвращение во Флоренцию было поразительным. Вся эта ситуация имеет ядром первое важнейшее открытие, определившее облик Нового Времени:

1.) Реальная власть должна быть сокрытой
Недоброжелателям не должно быть известно ни место пребывания настоящего государя, ни его имя, ни круг его контактов. Реальная власть над миром должна принадлежать не публичным людям, но крупным семействам и тайным сообществам. Знаменитости же, - те кого народ видит у декоративных штурвалов с заезженной песней в устах – просто куклы. Вот они – Макрон и Шольц, Лиз Трасс и Джо Байден. Сделанное это открытие быстро вошло в жизнь тогдашних элит: сначала иезуиты в Ватикане, затем масоны, тамплиеры и розенкрейцеры и так вплоть до одиозного Богемского клуба, действующего в США прямо сейчас.

Помимо того, что Козимо Медичи управлял городом, он был крупным банкиром и меценатом. Это ещё одно крайне важное для нас обстоятельство, поскольку вся нынешняя глобальная власть – финансовая. Храня благополучие семьи, Козимо и его окружение, старались быть тщательными в изысканиях наиболее действенных принципов осуществления контроля над массами, и потому не могли обойти стороной тему религии. Как считает ряд историков, именно следствием этого непреходящего интереса к природе власти стало призвание в город Савонаролы, сделанное внуком и продолжателем дел Козимо Медичи, Лоренцо Великолепным в 1490 году. План был следующий: Савонарола, на тот момент уже широко известный в Италии подвижник и аскет, должен открыто столкнуть на флорентийских улицах две человеческих страсти – страсть к вере и страсть к обладанию, небесное и мирское. От этого ни много ни мало зависел ответ на вопрос: на что надёжнее опираться властителю? Монах рьяно берётся за дело и в следующие восемь лет фактически овладевает Флоренцией. Он проводит большой круг реформ: организует агентурные сети из отпрысков горожан; нещадно ругает Ватикан, требуя низвержения папы; реформирует монастырские порядки ради отъёма излишков в пользу бедноты; разжигает «костры тщеславия», куда сами горожане сносят предметы роскоши, деньги, картины и прочая. Многие почитают его святым... Всё кончилось, когда один из враждебно настроенных монахов вызвал Савонаролу на испытание огнём (предлагалось взойти на костёр: тогда тот, кто прав, будет спасён Богом от смерти). В день испытания пролился дождь – дрова отсырели. Савонарола воспринял это событие как победу и удалился. Вера толпы в святость монаха была поколеблена, скоро он был повешен. Отсюда второй важнейший вывод, определивший облик нашего века:

2.) Деньги являются лучшим фундаментом власти
Деньги как инструмент гораздо более устойчивы в плане снискания лояльности масс. К тому же деньги не требуют от власть имущих такой степени ответственности, самопожертвования и (опять же) публичности.

Как меценат Козимо Медичи отличился, в числе прочего, тем, что вложил немалые средства в воссоздание платоновской академии в Кареджи, поместье недалеко от Флоренции. Здесь важны два обстоятельства. Во-первых то, что Козимо обратился именно к платонизму, а во-вторых, взглянем на корпус текстов, который создавался или был переведён в стенах академии. Тут и Платон, тут и Гермес Трисмегист, тут и возрастание интереса к магии в трудах Марсилио Фичино, тут и каббалистические мотивы Пико. Короче говоря, весь уже известный нам клубок древних тайных учений или - говоря прямо, - азбука власти. Применительно к фигуре Козимо Медичи такое сверхвнимание к вопросам господства означает, что он был буквально одержим властью. Одержим так сильно, что даже сама эта нездоровая одержимость вписалась в Модерн, как выразительнейшая из его черт.

Судите сами: период конца 14 начала 15 веков в Италии ознаменован раздробленностью. Могущество Ватикана давно исчерпало себя. Папство деградирует. Уже не одно столетие некогда великий Рим находится под протекторатом германских династий, во всё это время, однако, не оставляя попыток освободиться (в ту эпоху процесс обрёл имя вражды между гвельфами и гибеллинами). Не мудрено, что господа всех мастей находятся в поиске всё более изощрённых способов привлечения подданных в свои лагеря. Спрос рождает предложение. Вскоре будут написаны и отпечатаны (на только что изобретённом станке Гуттенберга) столь серьёзные для истории мира труды, как «Государь» Никколо Маккиавелли, Эразмовы «Беседы» и «Похвала глупости», и «Город солнца» Т. Кампанеллы, тогда же будет открыт Галилеем базис новой механики и зародится иезуитство.
Почему это важно для нас? Потому что перечисленное - это те самые кирпичики, из которых сложена наша с вами повседневная жизнь, хоть это влияние не очевидно для невооружённого глаза. По-настоящему вооружимся мы, если будем рассматривать их в оптике поиска иных форм власти над Светом. Столь дикое властолюбие стало нововведением в магии, его не было ни у платоников, ни у христиан. До выхода в свет трактата Маккиавелли правители-европейцы руководствовались лишь собственной волей, не задумываясь об этике власти как таковой. До публикации «Города солнца» вряд ли кто-нибудь мог обрисовать себе контуры новой постхристианской парадигмы в части общественного устроения. Это сделал именно Кампанелла, во многом опираясь на мысль своего кумира – Джордано Бруно. И как ещё раз не помянуть Галилея, подарившего практическое применение этим открытиям…
Отсюда вытекает узловой принцип Нового Времени

3.) Наисильнейшая власть та, что вторгается в само нутро человека.
Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов (ватиканского аналога современных спецслужб), рассуждая о сути управления братией, в одном из писем выводит три ступени овладения личностью. Вот они: подчинение действия (выполнение приказов), подчинение воли (согласование своей воли с волей начальника) и подчинение ума (иметь убеждения в соответствии с волей начальника). Интересно, что Лойола особо выделяет последнее как первейшую «добродетель».
Коль уж выше мы выяснили, что подчинение ума в первую очередь осуществляется за счёт принятия той или иной системы связей, то слова святого Игнатия Лойолы следует признать прямым оправданием магии.

Но обратимся, наконец, к ноланскому гению, поскольку его роль ключевая...

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 40
    12
    138

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Postoronny

    Фундаментальная теория заговора. Но "миром правит не тайная ложа, а явная лажа" (Пелевин, по-моему). Клянусь отстреленными ушами ван Гога и Трампа.

  • sevu

    Посторонний 

    Цельная система весов- противовесов и не одна единственная, отсюда хаос, разброд, шатание умов, попытки контроля, попытки уйти от контроля, а шарик для экспериментов один, хотя есть и иные миры. Но они для теософов с этим, как его- "экзистенциально".

  • ampir

    Посторонний 

    Это не теория заговора. Джордано Бруно и сам называл себя магом и авторитетные историки, такие как Кулиану и Френсис Йейтс доказали на фактах его связь Бруно с одной стороны с древней герметической традицией, с другой - с современными медиаресурсами по оболваниванию населения. Именно это  и называлось магией в эпоху Ренессанса и в Средние века... Да и в 20 веке Юнг с Элиаде вполне доказали правомочность и действенность этих форм мышления уже в наши дни

  • capp

    Посторонний 

    Тоже мне, авторитет, ага..

  • max_kishkel

    Мало кто знает. Поцелованный в живот мальчик - Избранный.

  • ampir
  • Stavrogin138

    Лайк, подписка. Даже беглое прочтение порождает у меня обширный отзыв, а надо читать тщательнее))

    Очень интересно, обожаю такое нестандартное видение истории))

  • ampir

    Даниил Смирнов 

    Вторую часть надеюсь более внятно написать)

  • petrop

    Кончится тем, что к вечеру здесь соберутся бесы и устроят шабаш!

  • Crocell

    Игнатий Лойола, кстати, был довольно плодовитым писателем

  • ampir

    Хаагенти 

    Иезуитскую логику тоже он придумал)