ivan74 Tenkara 16.07.24 в 10:00

Какое время, такие и прокуроры: обзор сериала «Презумпция невиновности» / Presumed Innocent

Жанр: юридический триллер, судебная драма, детектив.

 Режиссер: Грег Яйтанс, Анне Севитски. Сценарий: Дэвид Келли.

 В ролях: Джейк Джилленхол, Рут Негга, Билл Кэмп, Элизабет Марвел.

 Год: старт сезона — 12 июня 2024.

Производство: Apple TV+.

Жизнь, она, как известно, калейдоскоп — сегодня одно, завтра напрочь другое. Помощник прокурора Чикаго Расти Сабич это ощутил по всей строгости. Вот он живет-не тужит: высокий пост, статус лучшего гособвинителя, жена, двое детишек, блестящие перспективы. И вдруг — трах-бах: убита и изнасилована коллега-прокурорша, она же любовница. И понеслось, посыпалось: о срамной связи Расти с убитой известно и жене, и начальству, семья трещит по швам, спрятать улики не удается — и вот он уже не обвинитель, но обвиняемый....

Стриминговый сервис Apple TV+ продолжает гнуть линию «переосмысления жанров». Разделавшись совсем недавно с нуаром при помощи инопланетян, на этот раз платформа выкатила собственную версию судебной драмы (юридического триллера, если хотите). Первый эпизод новой экранизации старого романа Скотта Туроу «Презумпция невиновности» вышел 12 июня. 

«Презумпция невиновности» впервые была опубликована в 1987 году, а перед этим за рукопись дебютанта, служившего в то время помощником федерального прокурора США, буквально дрались крупнейшие издательства. История чикагского прокурора, обвиненного в жестоком убийстве коллеги и вынужденного доказывать свою невиновность, попутно раскрывая коррупционные схемы в судебной системе, почти мгновенно стала бестселлером. В 1990-м появился одноименный фильм Алана Пакулы с Харрисоном Фордом в главной роли. И вновь успех: рекордные сборы в первые недели проката, а по прошествии времени — статус «культовой» картины в жанре судебной драмы.

Не будет преувеличением сказать, что именно с этой книги и этого фильма открылось второе дыхание у создателей многочисленных историй о судебных расследованиях. Где вместо улиц, злачных мест и полицейских участков — офисы юристов и залы судебных заседаний, а совершенное и раскрываемое преступление — не больше, чем повод показать, как работает система, и разобраться, а существует ли вообще правосудие. От «Защитников» через «Перри Мейсона» — к «Мэтлоку», «Закону и порядку» и дальше, дальше, до «Схватки» и «Хорошей жены» — в этом захватывающем шествии законников по экранам «Презумпция невиновности» законно имеет почетный статус. И вот вам — бац: свежий взгляд, переосмысление от Apple TV+.

Замахнувшись на святое, новаторы дальновидно запаслись козырным тузом: автор свежих прокурорских страданий — большой спец по судебным драмам. «Практика», «Закон Лос-Анджелеса», «Юристы Бостона» — это все он наворотил, Дэвид Келли. Кстати, тоже бывший прокурор. И текущий законный супруг Мишель Пфайффер, до кучи. На первых ролях в сериале — тоже не абы кто по нынешним меркам, сплошь номинанты и лауреаты. Чего же свежего привнесли переосмыслители в классическую уже историю?

Первым делом, само собой, — повесточку. Супругу накосячившего прокурора Расти Сэбича в фильме 90-го года играла экс-женушка «Крепкого Орешка» Джона Макклейна Бонни Беделиа. Переосмысленному Сэбичу в жены нынче сосватана уроженка Аддис-Абебы Рут Негга. Убиенной любовницей прокурора Пакула в своей картине сделал еще одну красотку тех лет, Грету Скакки. Норвежка же Ренате Реинсве в этой роли в новой версии выглядит настолько замухрышечно, что поневоле сочувствуешь соблазненным и кинутым ею прокурорам, судьям и бандюкам.

А вот за главного героя в исполнении звезды «Горбатой горы» Джейка Джилленхола переживать не хочется совсем. Вообще непонятно, как этот очкарик, задрот и истеричка умудрился добиться поста помощника окружного прокурора. Большую часть экранного времени он не занимается своими прямыми обязанностями, а психует, ноет, страдает, собачится с женой, плавает в бассейне, грезит об оставившей его роковой замухрышке и исповедуется психотерапевту. Ну, изредка — куда деваться, расследует убийство и пытается откусаться от обвинения. Нет, герой Харрисона Форда тоже позволил себе пару раз пустить скупую прокурорскую слезу, вспоминая о былом настольном сексе. Но дело свое он знал добре.

Авторы новой «Презумпции», отдадим им должное, стараются не забыть о детективной составляющей сюжета, умело подбрасывая в регулярно затухающую топку семейных разборок и экзистенциальных страданий интригующие детали, загадки, разгадки и улики. Увы, складывать этот паззл зрителю не так-то просто и не особо увлекательно: только настроился на развитие лихого поворота — тормози, получи очередной разговор «про молаль».

И это, видимо, и есть базовая идея «переосмысления» старой истории о страсти, ревности и коррупции в стенах прокуратуры и суда: превратить ее в некую психологическую драму о кризисе семейных отношений, гендерных ролях и всяком таком актуальном. Не случайно же в новую «Презумпцию» введена еще одна семейная пара, которой не было в оригинале: защищающий попавшего в беду прокуроришку его бывший босс Рэймонд Хорган (Билл Кэмп, «Ход королевы») с супругой (Элизабет Марвел, «Карточный домик»). Они, кстати, не только по сериалу, но и по жизни муж и жена, и в сериале на их застольные посиделки и беседы о тревожном и важном тоже потрачено солидное количество минут. Но на эту старую гвардию хотя бы приятно смотреть.

В целом же, как по мне, попытка создать на базе мощного «производственного романа» (и одновременно — отличного детектива) нечто более глубокое и драматичное оказалась так себе. Вяловато получилось, нудновато и невнятно: детектив задвинули на задний план, а мораль пока как-то не прорисовывается. Что хотели сказать, какую важную мысль донести — ни фига не понятно.

С другой стороны, лично я благодарен создателям за повод пересмотреть старый шедевр Пакулы и вспомнить об оригинальном романе. Вот их я и рекомендую, тем более, что книжка издавалась у нас в хорошем переводе прекрасного Георгия Злобина, автора переводов Джека Лондона, Эдгара По, Стейнбека, Апдайка и других крутых американцев. 

Но если все же кто решится штурмануть «переосмысленную» «Презумпцию» — лучше с нее и начинать, чтобы не так сильно плеваться. Сам я две финальные серии досматривать точно не буду: не верю, что в них обнаружится какое-то откровение, которое обеспечит создателям право на реабилитацию.

#creativemarket #зарубежный_сериал #презумпция_невиновности #джейк_джилленхол

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    10
    285

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.