Обзор фильма «Панические атаки»: клиническое копошение

Жанр: Драма

Автор сценария и режиссёр: Иван Твердовский

В ролях: Елена Тронина, Сергей Двойников, Дарья Савельева, Светлана Камынина, Аня Нова, Елизавета Медведева, Марина Клещёва и другие.

Продолжительность: 1 час 52 минуты

Производство: Россия

Год: 2023

18+

«Панические атаки» — последний фильм Ивана Твердовского перед творческим перерывом. Этот фильм — в отличие от остальных киноработ режиссёра — по престижным международным смотрам не кочевал, но на московском фестивале «Зимний-2023» с ходу взял главный приз, а с лёгкой руки кинокритиков был назван «самым зрелым фильмом» Твердовского.

Начинается фильм из немоты чёрного квадрата, сопровождаемого загадочным гулом, звуком капающей воды, постукиванием, побрякиванием, бормотанием. В обшарпанной квартирке бабка (Марина Клещёва) «лечит» главную героиню Вику (Лена Тронина, выстрелившая в мощнейших «Авроре» и «Happy End») от панических атак. Лечит заговором. Как «ячмень». Две Викиных подружки ждут, пока обряд проводят в ванной. Ждут, вслушиваясь не то в вой водосточных труб, не то в волчий, полный животного страха.

«Дверь открой! — неистово орёт Вика, находясь в пиковом состоянии клаустрофобической истерики — Дверь открой! Дверь открой!» Тревога, брезгливая теснота, так неприятная человеческому разуму, будет витать в кинематографическом быту «Панических атак» постоянно. А формат кадра 4:3 будет давить сильнее «намертво вставшего» лифта, посреди безмолвия задремавшей панельки.

Вике очень, невыносимо плохо. Хотя сегодня, казалось бы, знаменательный день: ей по почте пришла долгожданная виза в «сказочное» Королевство. В Норвегию. К «норгам». Билет на выход из «здесь». Вика уверена, что панические атаки у неё, как и у большинства её сверстников, из-за выбросов местного химического завода, которые поражают нервную систему. Она считает, что «здесь» ей не выжить. Так считает любой, кто к жизни не приспособлен нигде, будь он здоров или не в себе.

Побег к мечте Вике забаррикадирует мать (Светлана Камынина): «Чего тебе там делать? Кто тебя там ждёт? Сестра? Она там полы моет!»

Но, как показывает русское авторское кино, желающих улизнуть из родительского дома детей не остановит ничего. Вот и Вику не остановить. С виду она кроткая, но в глазах — огонь. Больной взгляд, ведьмин. В давности таких называли кликушами (рабочее название фильма — «Кликушество»). Она прыгает, в прямом смысле, в омут с головой — из окна квартиры в месиво огромной лужи, хватает закадычного дружка Никитоса (Сергей Двойников, получивший приз за роль на фестивале «Зимний») и приглашает зрителя в роуд-муви. Нервное, вязкое путешествие из мучительного однообразия в «прекрасное далёко». Кадр с прыжком в лужу можно смело посчитать отсылкой к фильму сюрреалиста Жана Кокто «Кровь поэта» (1932): там мужчина отправляется в загробный мир, прыгнув в жидкое зеркало. Фильм мало кто смотрел, но сцену эту неоднократно врезали в монтаж многочисленных киноэссе на «КиноПоиске» и прочих стримингах, где есть материалы, посвящённые теории кино. Ну а грязная лужа Вики — тоже своего рода зеркало, отражающее боль и отчаяние героини.

Взрослая, 33-летняя актриса Елена Тронина без труда превращается в 18-летнюю странноватую девчонку, которая и сама не знает, чего от себя ожидать. Играть подростковую обсессию гораздо труднее, чем роковую красавицу. Но и вариативности в ролях «странных» людей больше. Соответственно, и персонаж получается глубже.   

По дороге в Норвегию герои заворачивают к самой глубокой в мире шахте — Кольской Сверхглубокой, чтобы прокричать в уши дьяволу своё желание. И если из посёлка Никель уехать можно, то из собственного мистического гена выехать не удалось пока никому.

«Панические атаки» отчасти напоминают дебютную картину Наташи Мещаниновой «Комбинат «Надежда»: там тоже композиция истории построена на зыбкой возможности уехать, «вырваться». У Мещаниновой героиню, мечтающую уехать из северного Норильска, сыграла Дарья Савельева. У Твердовского она же играет роль уже уехавшей в Норвегию старшей сестры Вики. Живёт она там ниже среднего, трудится «на подхвате», зато «не там». Горькая логика несчастных людей, которым куда не поедь, всё одно. Дарья Савельева избирательна в ролях и нечастая гостья киноэкранов. Но всегда поразительно точно попадает в атмосферу истории, будто под неё и писали роль.

В «Панических атаках» — особенно благодаря радикальному финалу — можно запросто рассмотреть влияние Триера. Только если бы последнего насильно вывезли бы в Мурманскую область и насильно принудили снимать кино при минус тридцать пять градусов ниже нуля.

Единственное, что порой раздражало — желание режиссёра периодически напоминать зрителю, как сильно он является представителем депрессивного фестивального кино. Стоило только увлечься сюжетной линией, как начинались прыжки режиссёра в саморефлексию (ваш покорный слуга уже писал об одной из кинокартин Твердовского — «Наводнение», которая изобилует подобным арт-приёмом). Из-за этого клинического копошения сразу начинал тормозить сюжет, тормозить персонажи внутри этого самого сюжета, замирал кадр, а холод картинки грозил впасть в состояние обострённой тревожности даже зрителю. На раскрытие названия картины эти эксперименты с ритмом, конечно, повлияли. Но от общего восприятия — отвлекали.

«Я вообще неврастеник, — откровенничает режиссёр. — У меня бывают панические атаки, мне вообще очень свойственно ощущение чувства тревоги, страха, для меня это физиологически близкое состояние».

Путешествие Вики в «волшебную» страну закончится весьма и весьма прозаично. Вопрос вечного конфликта ожиданий и реальности Твердовский поднимал и в «Классе коррекции», и в «Зоологии», где жертвами разочарования становились  женщины и девушки, наивно поверившие в любовь. В «Панических атаках» места для любовных воздыханий нет, но драматический зачин тот же. У Вики, в отличие от других героинь режиссёра, всё-таки будут шансы на успех, несмотря на трагизм неуютного мирка, который создаёт на пути главной героини автор картины.

#creativemarket #обзор_фильма #фестивальное_кино #панические_атаки #иван_твердовский #елена_тронина #дарья_савельева #сергей_двойников

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 134
    23
    890

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • plusha

    Хороший обзор, спасибо. Им, пожалуй и ограничусь, все вполне ясно.

  • Tardaskin

    plusha 

    Называется "почитать кино"))

  • plusha

    Продолговатый ящик 

    Точно, прям в глаз!

  • Arhitector

    Панические атаки лечатся очень просто. Кому нужно, обращайтесь.))

    Несколько напрягает посыл фильма "убежать туда, где хорошо". Ну-ну. Сразу вспоминается стенания нашей антиллигенции по полям и берёзкам - подавшейся в эмиграцию до и после 1917 бара бум. Все эти бунины, куприны, цветаевы и иже с ними...

    "... чё ты сюда припёрся?... Знаем мы вас таких. Квартирку снимут, потом посуду мыть или грузчиком работать, а там куда кривая американской мечты выведет, да?..."

    Релоканты хреновы. И слабаки.

    Не буду этот психобабский фильм смотреть.

    ЗапустИте его в рубрике "кино в 21-ноль-ноль", - для наклюкавшихся ввечеру старушенций самое то.

  • TEHb

    Не интересен ни Твердовский, ни его творческий отпуск, ни "Панические атаки".
    За обзор спасибо, блох тащить не буду. Если надо, занесу в Телегу.

  • TEHb

    А ещё вспомнился скандал с накруткой голосов Ольгой Апреликовой на ВПФ–2021, но это уже из разряда специфического ассоциативного ряда.
    Тот рассказ назывался "До границы с Норвегией".

  • USHELY

    Каким ещё прорывом?

  • USHELY

    Продолговатый ящик 

    Перед творческим. Куда он потом порвался?

  • Tardaskin

    Ушеля 

    А там точно слово прорыв или болезнь шароёбства не даёт вам никакого покоя?

  • USHELY

    Продолговатый ящик 

    А, не так прочитал, извини

  • jatuhin

    Спасибо . Это гуд.