Обзор кинокартины «Наводнение»: испытание Замятиным

Год выхода: 2022
Страна: Россия
Жанр: Драма
Режиссер: Иван И. Твердовский
Сценарий: Иван И. Твердовский, Евгений Замятин
В ролях: Анна Слю, Софья Шидловская, Максим Щеголев, Владислав Прохоров, Екатерина Стеблина, Анастасия Венкова, Владимир Майзингер и другие.

Главная героина фильма (Софья Шидловская), девушка-подросток Аня, в силу трагических обстоятельств оставшаяся без родителей. Теперь она живёт со своей тёткой Софьей (Анна Слю). Оказавшись ближайшей родственницей, та берёт на себя бремя опеки над сиротой. Муж Трофим (Максим Щеголев) не против. Помимо крыши над головой, супружеская пара дарит Ане радость спортивных дисциплин — они тренируют команду пловцов. И в самый разгар зимних спортивных сборов девушка вливается в «дружный» коллектив невообразимых персонажей, коих можно сравнить разве только с морскими гадами. 

Так начинается новоиспечённая фестивальщина Ивана И. Твердовского, которую он заявил как экранизацию одноименного рассказа Евгения Замятина. Впрочем, присутствие Евгения Ивановича заканчивается в фильме тем самым «одноименным названием». Ну, и тем, что девочка очень по Замятину — сиротинушка, ещё и онемевшая от горя после гибели родителей.

Существует экранизация Витаутаса Жалакявичюса, «Зверь, выходящий из моря» и у Игоря Минаева в 1993 году была попытка перенести «Наводнение» на киноэкран. Оба режиссера постарались как можно больше оставить от исходной трагедии.

А у Замятина было так: у средних лет семейной пары не получается завести ребёночка. В это время, соседская девочка-подросток остаётся сиротой. Естественно, супруги принимают решение удочерить несчастную, в результате чего супруг ударяется в беспросветную набоковщину со всеми вытекающими. Взволнованная припадками ревности супруга — главная героиня у Замятина — воспользовавшись паникой, вызванной наводнением, ликвидирует и расчленяет свою соперницу, избавляется от останков и немножечко страдает. Потому что она героиня русской классической литературы. Она не имеет права не страдать.

У режиссёра Твердовского вместо соседской семейной пары — родственники. А муж — гадский гад, который по умолчанию жаждет насильственных действий по отношению к беззащитному подростку. Супруга, застукав дражайшего на месте преступления и не разобравшись в высоте чувств, превращает и без того нелёгкую жизнь Ани в кромешный ад. В котором нет никакого спасения ни героине, ни зрителю. 

Вдобавок ко всему, большая часть событий происходит в замкнутой группе молодых людей — на тренировочной базе секции по плаванию. А история про затюканного, запуганного подростка, который находится в замкнутом пространстве с травящими его сверстниками, очень напоминает фильм «Класс коррекции». Режиссером которого также является Иван И. Твердовский. То есть, если мы отметём какие-никакие сюжетные и композиционные различия, перед нами ремейк дебютной картины данного автора. С таким же накалом невыносимости происходящего, в такой же палитре непролазной чернухи, и — сейчас где-то встрепенулась Валерия Гай Германика — с пиршеством подростковой жестокости. Твердовский не пожелал разобраться в сильнейшем рассказе Замятина, как и поленился хоть сколько-то проанализировать себя на предмет художественного потенциала. Перед нами вновь саморефлексия, погруженная в «метафору» человеческой безжалостности. Не сумел пройти испытание прозой классика, утонув — наводнив — попавшегося под руку зрителя застоявшимися водами полузаброшенного бассейна. 

Необходимо отметить, что из всех форм работы со зрителем режиссёр Твердовский выбирает форму издевательства. В лучших традициях русского авторского кино «Наводнение» безжалостно бьет по зрительскому глазу неестественно мутной картинкой, пробует на крепость зрительское же ухо суровой, «натуралистичной» работой звукорежиссера, а неактуальный уже приём «свободной камеры» уносит куда-то во глубины тошнотворных воздушных аттракционов.

Безусловно, в мире кинематографа есть место для кинокартин с так называемым «психотерапевтическим эффектом». Это когда в конце киносеанса зрителю на корню хочется пересмотреть своё отношение к окружающей действительности. Ларс Фон Триер, например, вообще не чурается применения «шоковой терапии» в её кинопроявлении. Но режиссёру Твердовскому до Триера... А наблюдать, как художник посредством киноисскуства пробует вычленить мизантропический эксперимент — это всё-таки больше про психиатрическую деятельность. А хотелось бы про кино. 

В итоге измотанный зритель в финале зависает немой рыбой над мутью хлорированной воды: неуютно, холодно, скользко и токсично. Если эти составляющие и есть дискомфортная концепция «Наводнения» Твердовского, то кинокартина у него получилась блестяще. Зрителя, как беззащитное существо, подобное девочке Ане, зажимает в атмосфере, в которой дышать нечем, не с кем и незачем. Казалось бы. Это можно громко назвать новым прочтением отечественной прозы, но у нас уже был и «Морфий» Балабанова, и «Мелкий бес» Досталя и даже «Папа, умер Дед Мороз» Юфита. Если это повторение пройденного у самого автора кинокартины, то неловкий вопрос — зачем он вовлекает в этот ученический процесс зрителя.

Кто главнее — режиссёр Твердовский или зритель, покажет время. Да и то, лишь в том случае, если не произойдёт какого-нибудь наводнения.

#creativemarket #наводнение #иван_твердовский #евгений_замятин

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 108
    23
    546

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.