Обзор фильма «Отпуск в октябре»: Внедрение узора

Автор сценария и режиссёр-постановщик: Роман Михайлов

Оператор: Алексей Родионов («Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха», «Наследие»)

В ролях: Мария Мацель, Геннадий Блинов, Евгений Ткачук, Анна Завтур, Кирилл Полухин, Фёдор Лавров, Юлия Марченко и другие

Продолжительность: 1 час 52 минуты

Производство: Россия

Год: 2023

Профессор, доктор физико-математических наук Роман Михайлов, чуть ли не в спортивной униформе уличного гопника рассекающий пространства фестивального кино, отправил в прокат свой четвёртый за полтора года фильм. На таких скоростях работает только любимчик кинокритиков Хон Сан-су. Другие же любители — выискивать в кино повод для собственного жирненького словца — нарекают ленты Михайлова «сновидческим кино» — жанровое определение фантасмагории, видимо, слишком лобовое для так называемого интеллектуального зрителя. Людям попроще, далёким от психоделики, смотреть это бесполезно. Вообще при просмотре сложилось стойкое ощущение, что и актёры этого фильма мало что в ими изображённом поняли. Наша же с вами задача — попытаться понять посыл, коим наделил своё новое детище самый обсуждаемый в настоящее время режиссёр русского авторского кино.

«У всего на свете есть свой особый ритм, узор, который воздействует на человека и его жизнь, на его мировоззрение», — утверждает Роман Михайлов и показывает, что его кино, по сути, и есть поиск таких ритмов и узоров.

Как и всегда у Михайлова, начало фильма дарит робкую надежду на сюжетное кино: Света (Мария Мацель) едва выпустилась из театрального института. Её портфолио пока богато лишь эпизодами в «ментовских» сериалах. Как любая уважающая себя актриса она грезит ролями поглавнее и проектами посложнее. Поэтому посещает все кастинги, на которые в силах попасть. После очередного прослушивания — где они на пару с подружкой-актрисой (Анна Завтур) читают тексты рэпера Хаски, для комиссии, в которой зачем-то сидит Михаил Елизаров — им сообщают, что они приглашены («угодили») в какой-то невероятный болливудский мюзикл со звёздами первой величины. Радость от карьерного взлёта резко улетучивается, когда выясняется, что до съёмочной площадки нужно ехать в закрытом кузове потрёпанного фургона. На улице холод, ночь, зима. Денег ноль, вариантов работы — тоже. Подружка ретируется, а Света ввязывается в авантюру. Завязочка — головокружительнее некуда. Но по прибытии юная актриса попадает в... Прозу Романа Михайлова, где идёт наистраннейшая клубная вечеринка, во время которой режиссёр-индиец пытается снять кино.

В новой картине Михайлова без труда угадываются отсылки на «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга, «Синий бархат» Дэвида Линча, и — как ни странно — на «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа. Михайлов синтезировал стили этих великих мастеров, чтобы начать сложный разговор о природе кино в самом неподходящем для этого месте — внутри кино.

В своём кинопроизведении Михайлов пытается, как Виндинг, погрузить зрителя в медитацию посредством монтажа. Как Герман, перенасытить изображение действием. Как Линч, наполнить мир иррациональным злом. От себя добавляет кислотный неон и метафизические странности в поведении персонажей. Получается талантливо, убедительно, но ученически.

Демонический диджей этой вечеринки-киноплощадки (завсегдатай михайловских экспериментов Евгений Ткачук) рассказывает Свете о некоем отце Кирилле, который носит в себе тайну особой притягательности советской киноплёнки: якобы в неё встроен уникальный алхимический код, который внедряет узор в сознание человека. И далее героиня «Отпуска в октябре», совместно с коллегами, как елизаровский Библиотекарь — пытаются постичь высший смысл, в свободные от смен дни. Даже так: день за днём, они реконструируют фильмы времён СССР, не преследуя какую-то цель, не рассчитывая на какой-то приз, но отдаваясь этому действу сполна. Легенда о «великой советской плёнке» — то ли миф, то ли сумасшествие, за которым кроется смысл «Отпуска в октябре».

У Евгения Ткачука в фильме есть реплика: «Зачем актёром стал? Больные фантазии воплощать?» Есть все основания полагать, что это он о своей роли.

Нить повествования постепенно ускользает от зрителя, словно неповоротливый, но скользкий карп в мутной воде авторского кинематографа. Как бы свой собственный «Вавилон» перестаёт получаться у Романа Михайлова. Заявленный индийский Эйзенштейн куда-то пропадает. Что за кино тут снимают, и снимают ли вообще, зритель не узнает никогда. Персонаж Андрея Бледного (главный идеолог группы 25/17) признаётся, что вообще не понимает, что здесь происходит. Неприкаянно путешествующий из кадра в кадр Юра Борисов, судя по выражению лица, будто бы вообще обманом попал в этот фильм — задач перед ним не стоит совершенно никаких. Тревожный сон режиссёра-постановщика на фоне эротически вздрюченных танцев. Кто понял, тот посмеялся. Но никто не понял.

Что такое кино, никто не знает — намекают нам создатели «Отпуска в октябре». Кинокартины, снятой во втором столетии кинематографа, где всё уже было. Всё. Включая и подобную заумь.

Нет, нам ещё немножко подарят «человеческого» кино. В дискотечных световых вспышках Света встретит Андрея (Геннадий Блинов). Он тоже ничего не понимает. Он тоже хочет покинуть эту вечериночку. Его тоже тошнит от этого «Малхолланда Драйва». И нам дадут ночную дорогу со слепящими огнями, странных ночных путников, почти ромкомовский диалог. После такой стремительно развивающейся ночной прогулки зритель восторженно ожидает постельную сцену. Но это артхаус, если вы успели позабыть. Тут всё не так. И рядовой зритель, внедрённый в узор, обречённо вздыхает.

Героиня Марии Мацель бесконечно лежит на фоне разных ковров. Лежит она бесподобно. Очень артистично. Оставь авторы лишь сцены её полежанок — это было бы ещё более странное, но красивейшее кино.

Ваш покорный слуга готов ввязаться в просмотр любого кинематографа. Если это сделано талантливо, то даже запущенная шизофрения постановщика меня не смутит. Если это не «междусобойчик для избранных», то будет попытка понять абсолютно галлюциногенные, героически заковыристые режиссёрские решения. Если создатель киноповествования покажет мне лазейку к пространству созданной истории, я не без удовольствия в неё «занырну». Единственное, чему я до сих пор не могу научиться — это расшифровывать пустоту. И, не найдя шифра, нарекать пустоту шедевром. Который не для всех.

#creativemarket #внедрение_узора #отпуск_в_октябре #артхаус #ковер #пустота #роман_михайлов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 54
    21
    505

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector
    Arhitektor 29.11.2023 в 13:58

    Акулина 

    Ну... раз Вы-то акУлина, значит у Вас есть акУла. Откуда ж я знаю, что у Вас за... акУла и как она выглядит. Вам, вероятно, лудше знать.))

  • ujhlsycrfz
    Акулина 29.11.2023 в 14:16

    Arhitektor 

    Ого, а я дальше "барышни крестьянки" и не думала/видела))

  • Tardaskin

    Акулина 

    Ещё была попадья Акулина Памфиловна в «Капитанской дочке»)

  • ujhlsycrfz
    Акулина 29.11.2023 в 15:50

    Продолговатый ящик 

    Какая прелесть)) Напрочь не помню "капитанскую дочь"

  • gulkoshelk
    gulkoshelk 29.11.2023 в 16:14

    Надо смотреть))) Персонаж Андрея Бледного (главный идеолог группы 25/17) признаётся, что вообще не понимает, что здесь происходит-ну,впринципе, ничего не изменилось)) это не он снял эту хуепургу про карликов, и когда они кв конце начинают тупо ржать с цитат стихов?)

  • udaff

    gulkoshelk 

    мы не материмся в комментариях

  • gulkoshelk
    gulkoshelk 29.11.2023 в 16:21

    Дмитрий Соколовский 

    а хде там мат?ааа, ну пальцы то помнят, а кнопки по прежнему нет

  • V3T6S9Q7
    Таня Ульянова 30.11.2023 в 06:11

    Спасибо за отзыв. Мне понравилось. Не знаю, смогу ли сей шедевр увидеть, но спасибо) Разве только чтобы полюбоваться Машей Мацель, которая бесподобно лежит на фоне ковров...

  • avos
    Авось 30.11.2023 в 23:12

    Кино дарит удивительную возможность актерам в период каранавала цифровых перевертышей - хотя бы во время съемок и при создании роли остаться собой. И потом, это "остаться собой" иметь в сюжете и памяти зрителей. Рассыпаться собой в других. Правда, собраться назад бывает очень сложно. Читаю рецензии на кинообзоры с большим кайфом. Это такое искусство - передать не только содержание, но и встроить его в контекст времени и других режиссеров. 

    Здорово с параллелями про узор и идею-фикс в "Библиотекаре", про перекличку с Линчем и Германом. Иррациональное зло - глубокая проекция. Да, иронический драйв автора рецензии не менее притягателен, чем ковры для странных лежанок героини. А перекличка названия с экранизацией Вампиловской "охоты" случайна?

  • avos
    Авось 01.12.2023 в 00:02

    Продолговатый ящик 

    Пока так, наметки. Про ковры и Вампилова. Здесь еще и Чехов со своим ружьем и ковром. Эта триада и компилирует сюжет, скорее всего. У Вампилова герой так и не стреляет из ружья в себя, хотя оно "висит" всю пьесу. Показалось, что образ главной героини - каким-то образом, аллегория этой истории вампиловской, где она — это ружье на ковре, но не на стене, а на полу — обобщенный или собирательный образ актрисы в лице героини. Темы, которая не "выстрелила" или..вообще пошла по третьему пути - мимо чеховской колеи и мимо вампиловской. Посмотреть смогу не скоро. Моя - не резидентус РФ. А у нас его еще нет, когда появится где-нибудь в онлайн-кинотеатре.

  • avos
    Авось 12.12.2023 в 22:36

    Продолговатый ящик 

    "Кинопоиск" (я там в +) добавил фильм для просмотра, так что скоро попробую сюда вернуться. Люблю смотреть вещи прицельно. Спасибо за наводку. 

  • Tardaskin

    Авось 

    Я там тоже в +)

  • TEHb
    Анастасия Темнова 02.12.2023 в 02:28

    >>Кто понял, тот посмеялся. Но никто не понял. 

    Ящичек хорош. )

    Возник только один вопрос: почему сюрр (события на грани сна и яви) стали именовать сновидческим кино? Сюрр слишком трешов? Хочется большей эстетики в формулировках?