Магический якутский реализм — «Не хороните меня без Ивана»
«Не хороните меня без Ивана» (2022, реж. Любовь Борисова)
Оригинальное название: «КЭРЭНИ КӨРБҮТ» («Увидевший Прекрасное»)
Кинопоиск: 8,4; IMDb: 6,9; Я: 7,8
Фильм вышел одновременно с «Банши Инишерина» и зритель, которому посчастливилось увидеть оба фильма, конечно же, будет их сравнивать — они похожи, хотя один бьет безукоризненностью замечательных актеров, общим мастерством, а другой прекрасен своей незамутненностью и интонацией светлой простоты минимализма.
«Не хороните меня без Ивана» — удивительное кино, и мне сложно разделить талант режиссера, сценариста и продюсера Любови Борисовой (в ее режиссерском активе уже есть нашумевший фестивальный фильм «Надо мною солнце не садится» (2019), и обаяние самой «кинематографической якутской волны».
В журнале «Сеанс» есть интервью с Любовью Борисовой, взятое накануне премьеры этого фильма. И там режиссер говорит слова, которые (мне по крайней мере) помогают с пониманием концепции этого фильма:
«Когда я ездила по зарубежным фестивалям, заметила такую особенность: все фестивальные фильмы очень мрачные, депрессивные. Не важно, из какой страны: все страдают и плачут. А потом включается наш фильм: страшные развалины-хижины, голые камни, на них сидят два мужика, но какие счастливые! Это был такой контраст, что я задумалась: откуда он вообще?
<...> Я начала думать, в чем заключается якутское счастье? Постепенно пришла к выводу, что в красоте, в близости к природе. Вся наша культура в этом. Ее апогей — эпос Олонхо, литературный памятник. Там подробное описание сотворения трех миров, их красоты. Все вокруг красоты вертится. Там нет денег и власти, единственная ценность — красота. Даже ту девушку, облику которой посвящены целые главы, демоны крадут для того, чтобы у них было немного красоты. Наши предки длинными зимними вечерами рассказывали о красоте, о лете. Все всегда ждут лета, когда она наступает — празднуют. Это бесконечный бурный цикл, в котором нужно успеть пожить. Мы свирепо хватаемся за жизнь, в этом наша философия».
«Мы свирепо хватаемся за жизнь в поисках красоты»
Феномен якутского кино.
Начиная с 2016 года можно говорить о феномене якутского кино. Фильм «Мой убийца» (режиссер Костас Марсаан) с триумфом прошел по показам европейских и американских кинофестивалей независимого кино и стал номинантом на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм».
При этом дорога к массовому российскому эрителю складывалась с большим трудом. Опять журнал «Сеанс», говорит продюсер «Моего убийцы» Марианна Сиэгэн:
«... первая проблема, с которой они столкнулись, пытаясь выстроить российский прокат фильма, была в том, что непонятно, как подавать фильм. У режиссера вроде иностранная фамилия — Костас Марсан, а сам фильм выглядит как восточный триллер. А напишешь «якутское кино», и все подумают, что фильм про оленей. Парадокс в том, что для доступа хотя бы на рынок внутри России приходится отчасти стирать свою идентичность. Это один из труднопреодолимых барьеров».
(Из статьи А. Медведева «Якутское кино в пяти словах»)
В 2020 году еще одно якутское кино, «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, с триумфом взяло главный приз Кинотавра (при 100% восторженном рейтинге среди кинокритиков). И вот тогда о якутском феномене (выросшим на базе молодой киностудии «Сахафильм», основанной в 1992 году) заговорили.
Если попытаться в двух словах обозначить эстетику «якутского кино» — это магический реализм, смешение реальности и эпоса в фантасмагорический коктейль, приправленный якутской этнической культурой и природными красотами. Все подается очень просто, без каких-либо изысков и не вываливаясь за границы реальности и быта.
Вот и фильм «Не хороните меня без Ивана» выдержан ровно в этой же стилистике и, при всей простоте и даже лаконичности повествования, от него невозможно оторваться — зритель вслед за историей идет по самой кромке между реальностью и магией.
Фильм сделан в категории «роуд-муви» и у меня создалось впечатление, что этот выбор продиктован фотографиями начала века одного из персонажей (реального якутского художника и этнографа Ивана Попова,) взятыми из музейного каталога. Фильм соткан из нескольких новелл-историй, которые случаются по пути следования русского сына священника и якута Степана Бересекова, который периодически впадает в летаргический сон и боится, что его как-нибудь заживо похоронят без Ивана. Фильм, на мой взгляд, обладает достоинством, которое бывает только у очень хороших фильмов — конечный продукт получился намного больше, чем сумма слагаемых. В математике, кажется, это невозможно, а в Творчестве — бывает.
И еще немного об атмосфере фильма. Критик Константин Губанов («Российская газета») пишет:
«Пока <именитые режиссеры>, как кажется порой, соревнуются в негласном соревновании, кто глубже погрузится в глубины страданий человеческих, лента «Не хороните меня без Ивана» наполнена ярким солнечным светом и каким-то особым миросозерцанием, доступным, кажется, только якутам. Хотя, наверное, это достигается и в том числе за счет того, что зритель на происходящее смотрит глазами двух главных героев, один из которых художник, а другой по-особому воспринимает красоту — именно она его и отправляет в летаргические состояния на несколько дней или даже недель».
и с этим сложно не согласиться.
Сравнение с «Банши Инишерина», с которого я начал этот рассказ, конечно же неслучайно. В чем же похожи эти фильмы? Рискну утверждать, что, по сути, мы тут видим ирландский и якутский магический реализм, с помощью которого режиссеры показывают неосознанное стремление самых простых и обычных людей к Красоте. Единственному, ради чего (возможно) и стоит жить. Истории разные, дороги разные, а суть — одна.
На Альтерлите об этом фильме уже рассказывал юзер «кличка гога повесился». Именно его рецензия и вдохновила меня на просмотр. Спасибо ему, я получил удовольствие от фильма.
-
Прекрасный обзор. Отчего-то вспомнилась недоснятая "Река" Алексея Балабанова. С погибшей Свинобоевой. Хотя там радостного немного. Заметно, что изначально материал польский, а не якутский.
1 -
Открыла для себя якутское кино. Никогда не смотрела, а тут прочитала обзор и поняла, что хочу увидеть эти фильмы. Вероятно, в них есть то, чего так не хватает в сегодняшнем дне – богатства не материального, а духовного. Добрая, прочувствованная статья. Читала с удовольствием.
1 -
Почитал обзоры. Попытался посмотреть. Не, не разделяю общих восторгов. Перехвалено. На мой взгляд.
1 -
гога вдохновил Игоря
Игорь вдохновил меня
обоим очень благодарна (но Игорю немножко больше)
фильм невероятный
p.s.: на месте, где Степан бежал, не допив молока, у меня чуть не лопнуло сердце
2 -
Лучше бы "Башни иншерина" сравнили с "Убить священного оленя", а не с замечательным якутским фильмом. Я не поверил своим глазам, когда увидел, что у башень и оленя разные режиссёры. Так как абсолютно одинаковые фильмы, с абсолютно теми же актёрами, которые абсолютно одинаково играют, занимаясь осторожным вбрасыванием в общественную повестку педофильско гомо инцестного вопроса. А теперь вопрос — В Иване такое видели? Нет.... Вот то-то и оно.
1 -
Про фильм "Убийство священного оленя" мне хотелось бы отдельно написать. Если у меня получится найти время - я постараюсь это сделать здесь. У меня там возникло несколько мыслей, которые кажутся мне любопытными.
1 -
Фильм был бы классный, если бы не навязчивое продвижение всякой мерзости. Что "Башни", что "Олень" ничего бы не потеряли без этого фсего. Абсолютно.
1