Marginalus Игорь Скиф 19.02.23 в 12:55

Гай Ричи — хороший парень

Гай Ричи — хороший парень. Вот, посмотрите — какой красавчик. Этим фото была проиллюстрирована в интернете новость о том. что пивной бар Гая Рича (а у него есть собственный пивбар — что может быть лучше?), второй раз за полгода пострадал от пожара.

Видите в глазах диоклетианову мудрость человека, который является мировой звездой, но при этом еще владеет пивнушкой для собственного удовольствия?

В семье Ричи есть легенда, что по отцовской линии его родословная восходит к английскому королю Эдуарду I. Впрочем, словам режиссеров в интервью не всегда надо верить.

В школьные годы Ричи учился с спец.школе для детей с дислексией, но был отчислен оттуда в 15 лет из-за проблем с наркотиками и неприятными (или приятными) историями с девушками. Окончательно бросив школу (аттестат он получит потом экстерном, задним числом), Гай — хороший парень пошел работать: барменом, каменщиком, копателем траншей, курьером на киностудии... Там приятель позвал его подработать на сьемках рекламных роликов на местном кабельном канале и все заверте... Впрочем, на режиссерский курс он ходил еще в школе, в качестве внеклассных доп. занятий... «К этому чуваку с кино никто не записался, он стоял такой растерянный, ну я и пошел к нему из жалости», — скажет он позже в одном из интервью.

Снять свой первый полнометражный фильм, «Карты, деньги, два ствола» , точнее — найти деньги на этот фильм, Гай Ричи смог найти благодаря жене Стинга, с которой ему удалось познакомиться и которой очень понравилась его дебютная короткометражка. Она убедила продюсеров вложиться и она убедила мужа сняться там в небольшой роли (а значение Стинга для английской и американской общественности не надо преуменьшать). В компании этих своих друзей, кстати, Ричи позже и познакомился со своей будущей женой Мадонной.

Я же говорю — такая биография не может не тронуть сердце, про коричневый пояс по джиу-джитсу и черный пояс по дзю-до я уж и не упоминаю.

Гай Ричи создал свой кинематографический язык, Гай Ричи стал культовым английским режиссером в США и завоевал там уважение (это очень непросто, американская публика иностранцев не жалует), В конце-концов — Гай Ричи был женат на Мадонне и выжил после этого, хотя несколько лет и собирал себя по кусочками после развода с помощью алкоголя и прочих излишеств. Гай Ричи — молодец и чудовищно неровный режиссер. Не так давно я пересмотрел все его фильмы, устроил себе такую маленькую ретроспективу и эта неровность — поразительна. После «Алладина» ( который был хуже, чем плохой, он был — никакой) я уже поставил на этом режиссере крест, но тут вышли великолепные "Джентльмены"...

Вышесказанное вступление я написал, пытаясь показать — с каким смешанным чувством надежды и опасения я начал смотреть «Операцию "Фортуна"».

Операция «Фортуна»: Искусство побеждать (Operation Fortune: Ruse de Guerre, 2023). IMDb 6.7

Поначалу мне даже понравилось — очень все живенько (весь фильм проходит очень насыщенно, зрителю не дают возможность расслабиться: гэги, взрывы, драки, диалоги — все идет искрометной и непрерывной волной), умелое и нарочитое жонглирование устоявшимися шаблонами придает нужный пародийный налет этому шпионскому боевику, а многочисленные «пасхалочки» добавляют удовольствия насмотренному зрителю.

Но — не работает. Почему-то не работает... Тот же пасьянс, что прекрасно сложился в «Джентльменах» — с теми же актерами (великолепный Хью Грант, Джейсон Стэйтем, такой же как всегда),  с теми же установками (вывернуть наизнанку, мясом наружу, коммерческое кино, перемешав и доведя до гротеска все его шаблоны) — и не работает.

Этот фильм некоторые критики уже обозвали «Худшим фильмом Гая Ричи». Я не согласен: «Агенты А.Н.К.Л. » — еще хуже, а «Гнев человеческий» я даже не стал смотреть.

Почему не работает? Вот что интересно. И здесь я воспользуюсь своим любимым приемом, поцитирую уважаемых кинокритиков сайта "Альтерлит", благо об этом фильме на сайте писали.

Госпожа Комарова  («Операция «Фортуна»: психопат, горе-хакер и вертолет ) пишет:

«Гай Ричи умеет делать экшен. Он знает, как управлять зрительским вниманием. В «Операции Фортуна» динамика не провисает ни в одной точке, чередуются в работе два наиболее сильных сюжетных механизма: нагнетание напряжения (пан или пропал) и неожиданность (черт из табакерки). Фильм идет почти два часа, но смотрится на одном дыхании. При этом он совершенно ни о чем: герои старательно играют в смертоносную игру ради денег и удовольствия, а потом титры. С таким же успехом можно рубиться в какой-нибудь линейный шутер. Здесь мы видим, как экшеновое кино занимается исключительно потреблением зрительского времени, не компенсируя его ничем. Напряжение падает драматически, и на выходе из кинотеатра у тебя только горка мусора в руках. И если учитывать высказывания причастных к фильму, что они планировали пародировать шпионское кино, то надо сказать, что миссия провалена. Они не обсмеяли, а возглавили бардак».

Может быть дело в этом (все так пишет госпожа Комарова, все так). После просмотра фильма у многих (не только у меня) возникает вопрос: а нафига я это смотрел? Если бы я ехал на сапсане из Петербурга в Москву и мне надо было бы убить лва часа времени — проблем не было бы: этот фильм Гая Ричи — отличный убийца времени. Но зачем его смотреть целенаправленно? И почему после «Джентльменов», после «Большого куша» такого вопроса не возникает? Какой месседж-послание несут удачные фильмы Гая Ричи и не несет этот фильм?

Рискну предположить. Любовь и чувство стиля, чувство стиля и любовь. В лучших фильмах Гая Ричи главные герои вызывают симпатию и переживание за них, а тут любить некого — разве что великолепного Хью Гранта, но его любить, как раз и нельзя — он отрицательный персонаж. 

Любить некого, а без любви, как известно, все теряет смысл.

Что касается чувства стиля — собственно именно на этом и держится весь киноязык режиссера — гремучий безумный винегрет, где все доведено до абсурда и нелепости, но чрезвычайно изысканно разруливается. А здесь изысканности (той самой, что французы называют «Charmant») нет. Денег «Операция Фортуна» (более ста миллионов долларов) съела больше, чем два предыдущих фильма Ричи («Джентльмены» и «Гнев человеческий») вместе взятые, а шарма — нет. Сложно с ним, не получается его просчитать и вывести по формуле — он неуловим и необъясним. И так получается, что без любви и безупречного чувства стиля фильмы Гая Ричи рушатся, остается одно лицедейство и спец.эффекты.

Из интересного:

Госпожа Сусанна Альперина  в своей рецензии (Чем отличается новый фильм Гая Ричи «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» от картин про Джеймса Бонда? ) приводит интересный нюанс:

«Первоначально выйти в мировой прокат <фильм> должен был еще весной прошлого года. Но реальность «споткнулась» об один конкретный эпизод. Привычка вешать ярлыки на представителей разных национальностей сыграла на этот раз с кинематографистами злую шутку. Дело в том, что в одной из сцен миллиардер в исполнении Хью Гранта знакомит на своей яхте кинозвезду (Джош Хартнетт) с украинцами, которые начинают себя вести крайне невоспитанно, стремясь сделать селфи со знаменитостью. Затем мировая пресса сделала акцент на том, что фильм отправлен на доработку, из-за сложившейся международной ситуации и чувствительности некоторых граждан к теме, и, как следствие, картина задержалась с выходом в прокат».

В окончательной версии фильма, которая вышла все-таки в прокат, эти невоспитанные туповатые богачи — русские. Ничего обидного для себя или моей русской нации, я кстати, в этом не увидел: русские и цыгане часто фигурируют у Гая Ричи, всегда выглядят гротескно и никаких отрицательных эмоций (у меня как зрителя) это не вызывает, тем более, что у Ричи традиционно работает в команде много россиян, в основном — мастера по спец.эффектам.. Но сам факт переделки «плохих украинцев» в «плохих русских» по указке цензуры, согласитесь, дает неприятный штришок к новому миропорядку.

И хватит об этом фильме, смотреть его стоит только если вам надо как-то убить время. Чтобы не заканчивать на минорной ноте, давайте я вам лучше расскажу о другом фильме Гая Ричи. Фильме, который я, наоборот, рекомендую посмотреть.

 Кинематографический процесс делится на урожайные и неурожайные годы и 2019 год вообще отметился для меня целой россыпью прекрасных и просто хороших фильмов: «Кролик ДжоДжо», «2017», «Достать ножи», «Ирландец», «Однажды в Голливуде», «Платформа» (много еще оставляю за скобками, так как там можно и поспорить).

Джентльмены (The Gentlemen, 2019) IMDb 7.8

Этот фильм я смотрел на премьере, в уютном кинозале и с коньяком. Все это вместе мне очень понравилось и, вернувшись домой, у меня получились такие впечатления:

Гай Ричи достоин внимания. У Гая Ричи было два безупречных фильма «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Кроме этого у Гая Ричи есть два хороших фильма, которым совсем немного не хватило, чтобы стать безупречными («Рок-н-рольщик» и «Револьвер») и два незаслуженно недооцененных фильма («Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней»... Здесь все просто — вышел крышесносный сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем и всей планете сорвал голову напрочь. «Шерлока» Гая Ричи просто не заметили — упс).

Кроме этого, у Гая Ричи есть чудовищный фильм «Агенты А.Н.К.Л.», беспонтовый фильм «Меч короля Артура» и сделанный на отъябись «Аладдин». В этот промежуток времени Гай Стюартович находился под очарованием Мадонны (сначала — женат, потом долгий процесс развода и чистки кармы), так что его можно понять. «Лучше бы пил» — как говорят в среде поклонников «Сплина».

А вот теперь к безупречным фильмам Гая Ричи добавляю еще и «Джентльменов». Гай Ричи вернулся к своему фирменному стилю и создал очередное широкое полотно, сотканное из черного юмора, треша, угара и ...Человечности, как ни странно. Многомерное, многослойное, элегантное и взрывное кино. А введение в сюжет Юрия Шевчука (имя персонажа условное) — вообще перенесло весь фильм на кардинально другой, метафизический, уровень.

В общем — вот теперь я вижу настоящего Гая Ричи. И песенка его, судя по всему, до конца еще не спета. Фильм «Джентльмены» смело рекомендую к просмотру.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 17
    10
    472

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.