ruukr ruukr 28.01.23 в 08:07

Самарканд

Самарканд

Утро начали с поиска денег. Они конечно есть, но не СКВ и не сомы. Вчера отправил перевод через корону и надеялся его сегодня получить. В ближайшем банке нам предложили заполнить анкету и подождать решение на выдачу денег пять дней. Во втором нам сказали, что государственным банкам запретили работать с клиентами из России и предложили воспользоваться такси, чтобы доехать в частный  банк. Пришлось поменять у них рубли по грабительскому курсу. Заметил, что минимальная маржа была лишь на доллары, остальные валюты мира не пользовались популярностью в этой стране.

Как словить такси в Самарканде? До сих пор можно по старинке. Выйти на улицу и взмахнуть рукой. Главное, чтобы водитель знал куда ехать, так как не все из них знают современные названия. Это касается и Душанбе. Те, кто постарше до сих пор называют их на советский манер, как и свои сомы и сомони – рублями. И  еще особенность Самарканда, – здесь туго с нумерацией домов. Она почти отсутствует. Первой нашей машиной был батончик Дамас. Ехать три километра. На мой вопрос сколько, водитель ответил десять, но когда дал сдачу, то выяснилось, что двадцать, а на второй вопрос, почему двадцать, ответ, - что по десять с человека.

В коммерческом банке тоже не работали с короной, но охранник согласился поменять нам рубли по более выгодному курсу, чем в государственном. Пытался не доложить немного мелочи на сорок тысяч сом (240 руб), но видя, что я пересчитываю, опомнился. Курс рубля почти как в обменнике на границе, но хуже чем у частников-менял. Второй водитель такси также неловко поступил с оплатой, и взял с нас в полтора раза больше. Впрочем, после московских расценок, здешнее такси соответствует проезду в нашем общественном транспорте, так что обижаться не приходится. Развитие автобусов в Самарканде пока оставляет желать лучшего. Южнокорейские ISUZU, напоминающие ПАЗики ездят вне расписания и битком набитые, так что войти с детской коляской не представляется возможным. По вчерашнему дню хождений по городу у меня сложилось впечатление, что зимний Самарканд не для слабых людей. Покрытые наледью тротуары с колдобинами и выбоинами, с арыками и припаркованными машинами требуют хорошей прокачки, чтобы переносить детскую коляску с ребенком и поклажей. Уличная служба к этому не готова, да и местному населению нет дела, так как большинство на автомобилях. Наверное, Самарканд – это самый автомобильный город, который мне доводилось встречать. Причем большинство из авто выкрашены в белый цвет.

С сомами мы отправились в магазин, где я вчера одалживал спички. Ассортимент не ах, но на поиски нет времени. Все надписи в магазине на латинице и на узбекском, но в чеке пробиваются русские слова. Да и в банках обратил внимание, что все программы на русском языке.

- Мама, папа, еда! – радостно встретили нас дети на пороге квартиры. Еще бы, вчера у них был ограниченный паёк. Надо отдать им должное, что они не капризничали, не требовали такси, кафе, йогуртов, лимонада, а довольствовались тем, что было. Мы с облегчением оплатили квартиру и по совету хозяйки воспользовались сервисом яндекс-такси, чтобы доехать до Сиабского базара. По пути я озвучил примерный план сегодняшнего дня: рынок, музей, мечеть, вокзал, магазин, кафе и катание на осликах, которых детворе не терпелось пощупать и оседлать. Последних здесь предостаточно, и я эмпирически сделал вывод, что на них должны и катать детвору где-нибудь в людном месте.

Рынок хоть и на открытом воздухе, но плюс три и при солнечной погоде по нему комфортно ходить. Многие предлагают продегустировать свой товар и малыши не стесняются и не отказываются. К тому же многое в диковинку. Особенно сладости. Даже известные нам халва, пишмани и пастила сделаны на узбекский манер. Некоторые продавцы спрашивают, откуда мы и вспоминают о своих родственниках, кто уехал в Москву. Ценников, как на рынке в Душанбе, здесь нет, но нас всё устраивает даже без торга, и мы, с трудом переключившись, выходим из торговых рядов. Впереди еще день, а корзина коляски уже полностью забита снедью. Надо срочно в музей! Тем более, что он граничит с рынком. По пути обзавелись местной сим-картой, выбрав узбекский Beeline. Все подключилось и заработало буквально сразу. Правда, пришло сообщение, что телефон в течение месяца необходимо зарегистрировать.  

В мечети Биби Ханим купили билеты и оплатили частную экскурсию, чтобы сэкономить на времени и узнать, в какой пласт истории мы погружаемся. Конечно большая часть ее стен, куполов и минаретов было разрушено временем и многочисленными войнами. И по сей день идет реставрация, которой больше шести десятков лет и конца и края ей не видно. А уж про украденные золотые ворота из входной группы я уже и не говорю. Это неподвластно ни современникам, ни будущим потомкам, если только страна не пойдет по пути Бухарского царства. Входной билет на иностранцев в десять раз дороже чем для граждан Узбекистана и составляет пятьдесят тысяч сом. Это правило распространяется и на Регистан и несколько остужает пыл. Скидок не предусмотрено. Вместо билетов выдали лишь фискальный чек, но не попросили доплачивать за фотосъемку, хотя в прейскуранте она была заявлена и соответствует цене билета.

Достопримечательностью номер один в Самарканде, а может в Узбекистане является Регистан. Это площадь, на которой расположено три медресе: Улугбека, Шердор и Тиля-Кари. От рынка к нему ведет полупешеходная улица, по которой бегают еще и туристические электрокары. От услуг извочика мы отказались, так как интересно было разглядывать сувенирные магазины и витрины, которые шли сплошной чередой по обе стороны, прерываясь лишь на кафе и рестораны.  И хоть на улице было немногим больше нуля, но детвора напомнила о мороженном, и им не в силах отказать, даже тем, кто кашлял, так как они примерно вели себя на рынке и даже помогали с выбором фруктов и овощей.

Полюбовавшись снаружи архитектурным комплексом, мы решили вызвать такси, чтобы съездить на железнодорожный вокзал, а вечером еще раз вернуться к Регистану, дабы оценить его подсветку и зайти вовнутрь. Завтра нам надо очутиться в Ташкенте, и поезд – довольно оптимальный вариант, тем более хотелось испробовать местный экспресс Афросиаб.

Здание вокзала выглядело довольно современно и стильно за исключением некоторых моментов. По периметру огорожено забором и на входе установлен пункт обязательного досмотра с использованием ренгент-аппаратуры. Билетные кассы вынесены на периферию здания, и мы устремляемся к ним. Кассовый зал оформлен по старинке и тесноват. Автоматы по продаже билетов сюда еще не дошли и следует спрашивать у кассира о наличии мест. У узбекских железных дорог довольно качественный сайт, но он показывает, что билетов на завтра в Ташкент нет. Впрочем, и кассир подтвердил эту информацию. Оставался еще автобус и автовокзал. К сожалению, последний, хоть и располагался у красивейшего по вечерней подсветке аэропорта, оказался на ремонте, а на пятачке, где останавливаются междугородние автобусы, нас атаковали бомбилы с предложениями «вам куда?». Подобное уже проходили и прибыли сюда лишь на рекогносцировку, чтобы знать, с чем столкнемся завтра, когда будем при чемоданах и рюкзаках.

Самаркандские улочки экономят на вечернем освещении, но в отличии от них стены, минареты и купола комплекса Регистан обильно скрашивает подсветка и ради этого мы заехали к нему еще раз, чтобы почувствовать дыхание великой цивилизации.

От Регистана ведет пешеходная улочка к мавзолею первого президента страны – Исламу Каримову, родиной которого является Самарканд. Он руководил страной свыше четверти века и в прошлом году для него открыли Мавзолей. Конечно, внутрь мы не смогли зайти из-за позднего часа, но полюбовались подсветкой и необычным потолком.

К отдыху в Узбекистане мы постепенно привыкаем и пытаемся найти больше плюсов, чем минусов. К сожалению, с мелким обманом мы сегодня столкнулись уже не один и не два раза, но пока это так несущественно, – что вызывает лишь улыбку.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    4
    202

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.