cp
Alterlit

Ещё раз о том, почему Первый канал давно надо бы разогнать

Номинально патриотическая передача (что следует уже из названия - антитезы к циклу программ "Жизнь других"), призванная поддержать интерес к русской провинции, каким-то чудом сохранившимся элементам векового жизненного уклада, на деле просто высмеивает русскость, подрывая тем самым основы нового традиционалистского вектора в нашей политике.
Речь идёт о передаче Первого канала, знакомящей зрителя (!) со старинным русским городом - Костромой. Видеоролик опубликован на youtube. Его можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=5atxlxzio2M


Проблематика блоков в этом ролике канонична для той гадкой идеологии, что насаждалась последние 30 лет:
- жратва (сыр да соль),
- пожива (лес, ювелирка),
- развлекуха (рыбалка, швыряние топора, дрифты на вездеходе).

Самим выбором тем постулируется как данность, что зритель - быдляк, который по большому счёту ни в чём окромя жратвы и развлечения не нуждается.

Что задевает больше всего?

Во-первых, ужасающая пошлость этой затеи. Команда московских хипстеров, получив сверху указание снять цикл программ о русской глубинке, раз в месяц натягивает лживые улыбки и ездит куда-то за тыщи вёрст, чтобы там запланированно порадоваться красоте и богатству природы/обычаев/душ человеческих.
Здесь следует отдельно высказаться о пошлости. Пошлость - интеллигентское русское слово, оно не имеет идентичных аналогов в других языках. Что это значит? Это значит, что наша ментальность склонна видеть в духовном мещанстве великое зло (Пошлость - это и есть духовное мещанство). И если отследить нить высокой культуры до православных истоков, мы увидим, что основной задачей её так или иначе всегда была борьба с пошлостью. В России никогда слишком не осуждалось насилие, тугоумие или, к примеру, лень, но пошлость была презренной всегда. (Ещё раз: речь о дворянской культуре) Соответственно, можно заключить следующее: Чтобы свести русских на уровень скота, нужно изъять из языка это специфическое понятие. Так вот, последние 30 лет власть тем только и занималась, что уничтожала в нас представленье о пошлости. Если, как писал Диккенс, "миссия Америки в том, чтоб опошлить вселенную", то поражение в Холодной войне может расцениваться в качестве капитуляции перед пошлостью. А что такое развал государства в обмен на джинсы и жвачку, если не капитуляция перед пошлостью?

Во-вторых, обращает на себя внимание, сквозящее в каждом кадре, неуважение к пиплу, которому предстоит это "схавать". Сам стиль подачи материала показывает: с серыми зипунами по-прежнему никто не желает общаться как с равными. Ведь толпа строит своё отношение к власти, основываясь на том, что спускается в инфополе. И если в инфополе спускается такой вот пальцем деланный телепродукт, это значит только одно: никакого всенародного слияния перед лицом западной угрозы ожидать не стоит. На это, видимо, и уповают авторы "Жизни своих".
А ведь уже несколько лет как в Сети появился концепт "русской правды", активно эксплуатирующийся патриотами всех мастей и, исходя из этого, видимо, негласно выбранный идеологической скрепой, призванной служить делу народного единения. В ролике нет и намёка на что-то подобное. Зато есть елейно-лукавое восхваление волжских просторов и демонстрация обессмысленных увеселений, навроде посещения клуба метателей топоров или лезгинки на ложках. Допускаю, что это не политическая позиция телевизионщиков, а устоявшийся образ их жизни, остаточная инерция потреблядства, узость мышления помноженная на страшную духовную ограниченность, но если раньше можно было, не заморачиваясь, переключить на какой-нибудь "Спас", то теперь в условиях острой политической нестабильности такого рода художества всё трудней будет списывать на некомпетентность.

Уже в сам стиль повествования встроена злая издёвка.  В отвратной маске счастливого идиота ведущий ползает то на ярмарку, а то в монастырь и повсюду, с намёком на принятый недавно закон об укреплении традиционных ценностей, концентрируется на том то, что в сути своей не содержит ничего традиционного и ничего ценного - на кислых щах, на нефранцузском сыре, на доме Снегурочки. То есть между какими-то специфическими деталями местного быта, возведёнными в культ при Советах, и традиционными русскими ценностями ставится знак равенства. Очевидна подмена понятий.


Выбор локаций и вообще операторская работа только усугубит впечатление: сначала вам показывают костромской двор с гнилыми сараями (15:50), а затем - светящуюся рекламную вывеску местного клуба, в котором всё устроено по западным образцам (16:08). И что же я должен принять, как благо в показываемом? 

Единственный блок телепередачи, сделанный без снисходительной ухмылки, повествует о работе лесной отрасли. Оно и понятно: когда дело касается денег, хипстер мобилизуется. Не потому, что корыстолюбив, а потому что чутко следит за трендами. Сегодня в тренде быть алчным.

Что касается игры на старинных инструментах: эту тему можно было бы развить в традиционалистском ключе, с обращением к первоистокам, к мифологическому значению гуслей, к Садко и прочая. Вместо этого показывается сельская женщина-библиотекарь, по совместительству обучающая детей в местной школе. Женщина-то делает большое дело, не о ней речь. Речь о том, в каком эстетическом регистре всё это подано. С экрана веет гробовой затхлостью, безвозвратно канувшей стариной, вшами и пеплом. Как будто в гуслях с кокошником заключена квинтэссенция русскости! Как будто у нас не было ни Золотого, ни Серебряного века, не было великой плеяды учёных, взять хоть Выготского, хоть Вернадского, как будто не было героических завоеваний в сфере Духа, не было феномена интеллигенции, массового хождения в народ, всех наших Аввакумов и Желябовых. Вот к какому прошлому нужно было бы апеллировать! В Костроме между прочим родились меценат Павел Третьяков и основатель театра Фёдор Волков. С Костромой в той или иной мере связаны судьбы философов Василия Розанова и Павла Флоренского, актёра Михаила Пуговкина, логика Александра Зиновьева. Здесь жили Писемский и Островский, здесь часто гостил Сологуб. Все они в разной степени примыкают к дереву традиционной русской культуры, не к той примитивной, грубо сляпанной при СССР поделке под именем "русская народная культура", а к живой, передававшейся от поколения к поколению древней традиции.
А что сообщается нам в тревел-бложике Первого канала? Имеет место какая-то ублюдочная насмешка над национальным духом. И совершенно ясно, что при просмотре такой дребедени у обывателя не родится и намёка на скорое возрождение, не затеплится искра надежды о светлом будущем для потомков. К тому, что сокрыто здесь под вывеской "русское" скорее поднимется острое неприятие, нежели чувства близости или участия. А без такого участия исключается самая возможность какого бы то ни было культурного ренессанса.

Что вполне ожидаемо, выпуск завершается рэпом, то есть надиктовыванием слов на камеру с характерной для афроамериканцев жестикуляцией и сильной бит-партией. Вопрос: "Для чего это сделано? Какая связь между рэпом и русской традицией? Опять что ли заговор?" Ответ: "Дело не в пропаганде чуждой культуры и даже не в заговоре. Это сделано с тем, чтобы сгладить впечатление о Костроме. По мнению авторов она должна выглядеть современно! Понимаете, авторы смущены тем, что город с тысячелетней культурой несовременен, им это стыдно! И вот, чтоб смягчить общее впечатление, они вводят импровизированную рэп-композицию. Вы только вдумайтесь, какой свинский подход! То есть рэпом они стремятся сделать более притягательной культуру, которой уже больше тысячи лет! Легко догадаться, какой эстафетою поколений всё это должно аукнуться по их воле - от Сима к Хаму. Вот она - пошлость...

А ведь ещё в 90-х - совсем недавно - выбор эстетических регистров для серьёзного патриотического разговора с народом широк был до невыразимости. И там в Останкино, знали как умело всем этим пользоваться. И если делали что-то эдакое, то всегда с большим тактом. 
Соответственно Первый канал должно немедленно разогнать - также как было разогнано Учредительное собрание в 1918 году, ибо оно несёт те же угрозы будущему страны. 
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 27
    8
    73

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.