bitov8080 prosto_chitatel 10.12.22 в 12:50

Премия Большая книга 2022

8 декабря в доме Пашкова государственной Российской библиотеки прошла торжественная церемония  семнадцатого сезона Национальной литературной премии Большая книга, где огласили имена победителей уходящего года.

В коротком списке были книги:

  1. «Подлинная история Анны Карениной» Павел Басинский
  2. «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергей Беляков
  3. «Имя Розанова» Алексей Варламов
  4. «Саша, привет!» Дмитрий Данилов
  5. «Родник Олафа» Олег Ермаков
  6. «Stabat Mater» Руслан Козлов
  7. «Пароход Бабелон» Афанасий Мамедов
  8. «Каждые сто лет. Роман с дневником» Анна Матвеева
  9. «Хроника Горбатого» София Синицкая
  10. «Эшелон на Самарканд» Гузель Яхина

Из которых жюри предстояло выбрать победителей сезона. Трех лучших писателей и три книги, достойные называться «большими».

Над формированием длинного и короткого списков работает Литературная академия — это жюри, в которое входит более ста человек. В этом году жюрили сто пять человек, в их числе писатели, ученые, деятели культуры, образования, журналисты, предприниматели, общественные и государственные деятели.

Итогом работы жюри стал, на первый взгляд, удивительный выбор: в этом году все призовые места достались биографиям, то есть не художественной литературе, а нон-фикшну. Ни один роман не вышел в победители впервые за все сезоны Большой книги.

Первое место у Павла Басинского с «Подлинной историей Анны Карениной». Это книга-исследование романа Льва Толстого, где читателю предлагается погрузиться в настоящий лабиринт загадок, неожиданных поворотов и отдельных знаковых слов с тем, чтобы как говорит сам Басинский, «разобраться в своих личных Аннах» .

Второе место занял ректор Литературного института, Алексей Варламов, и его «Имя Розанова» серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Книга посвящена Василию Васильевичу Розанову, русскому философу, писателю, критику и публицисту.

Третье место досталось Сергею Белякову с книгой о сыне Марины Цветаевой, Георгии Эфроне и его друге Дмитрии Сеземане, «Парижские мальчики в сталинской Москве».

Почему именно такой выбор, почему не наградили ни один художественный роман? Не выглядит ли это неким посылом жюри в наши непростые времена, мол, решили отдать все призы «нейтральным» биографиям, чтоб не связываться с современной актуальной прозой? Можно, конечно, делать разные предположения. Да и никогда не бывает так, чтоб все без исключения были довольны выбором любого жюри в любых премиях и конкурсах, но вот лично я не думаю, что сто человек сговорились, и верю в честность этого конкретного решения. 

Почему, объясню. Мне кажется, сейчас такое время, что в литературе пока не появилось по-настоящему большого, глубокого и сильного высказывания. Есть интересные, иногда даже местами увлекательные работы, есть поиски, эксперименты, есть попытки проехать на давно запряженной телеге одних и тех же приемов, сюжетов и стиля. Но вот Большой книги как-то не ощущается. Не хочется обижать авторов короткого списка и вообще, тех авторов, которые считают именно свои произведения достойными всех премий на свете, но я высказываю свое частное мнение. И оно по всей видимости, как-то пересекается с мнением жюри.

Из шорта премии я читала роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет. Роман с дневником» и, признаюсь, болела за эту книгу. Это довольно приятное чтение, история двух женщин разных эпох, рассказанная в дневниках. Наверное, это еще и некая женская солидарность, хотелось, чтоб победила именно писательница. 

Еще мне нравится, как пишет София Синицкая, но здесь речь уже не столько о "чем", а о том - "как". Нравятся ее необыкновенный стиль и слог.

Читала роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который уже получил яснополянскую премию, и показался мне страшной книгой. Это такое, знаете, кажущееся простым, и как бы тоже приятное, но одновременно я бы сказала, апокалиптическое чтение о том, как человек живет в ожидании своей смерти. И вот в этих простых диалогах, специально простом языке, в отношениях героя с окружающими, есть чувство, что ты заглядываешь в какую-то черную, бесконечную, большую и страшную воронку пустоты. Я не готова всматриваться в бездну, не находя утешения, и не готова верить в то, что человек настолько одинок в своей земной жизни. Это неправда, и не такой должна быть по моему мнению большая книга. 

Читала, конечно, Басинского, здесь нет вопросов, и премия заслужена.

Да, что касается денежной составляющей, то когда я только собиралась ехать из своих далей в Москву, крутила в голове мысль о том, что никакая книга в принципе не может сейчас «стоить» три миллиона рублей, которые дают за первое место, и полтора миллиона, которые дают за второе. Но когда оказалась практически в центре столицы с ее оживлением, несущимися машинами, огнями, звездами Кремля, дорогими витринами и блеском, подумала, что три миллиона нищим литераторам это даже мало, и что вообще нужно учреждать как можно больше денежных призов и премий для хорошей литературы. 

Которой, я надеюсь, на нашем веку будет еще достаточно.

 

#imhoch #alterlit #большая #книга #премия #выбор_жюри

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 57
    18
    496

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • mmotya

    Замечательный обзор, спасибо! 

    Очень радуюсь за Варламова.

  • capp

    Зочот за одну только первую фотку. 

    Они всегда такие трогательные - групповые снимки современных литераторов. Ошарашенные лица попаданцев, мятые штаны, грязная обувь... Их всегда хочется погладить по голове почему-то.

  • bitov8080

    Kэп абсолютно!)) именно такие, и это очень трогательно, по-моему 

  • bastet_66

    Спасибо за обзор, теперь есть чем пополнить список для чтения. Предельно ясно, кто номинирован на премию и за какие заслуги. Интересно, насколько нищие эти литераторы? Что-то сомневаюсь, что они таковыми являются. Для глубинки это огромные деньги, даже по сегодняшнему дню. А вот для Москвы, наверное, сумма смехотворная. Ну, да Бог с ними, с деньгами. Главное, что достойные произведения, как утверждает автор статьи, заняли пьедестал почета.

  • sgb

    Спасибо за обзор и особенно - ЗА ФОТО "ПОБЕДИТЕЛЕЙ",  "Душераздирающее зрелище...." - как говаривал Иа.

  • sgb

    Последние транки и Грыжа 

    в ПЕЙСАТЕЛЕ должно быть прекрасным всё! Особенно - мужские ботинки на женщине в платье. 

    (я-то знаю, что это "типа последняя коллекция "PRADA", но знает ли об этом Авторка?) 

    А кожАные штаны Яхиной Г.  невольно вызывают аллюзию - 

    "  Аллo! Галoчка? Ты сейчас умрешь. Пoтрясающая нoвoсть! Яхин брoсил свoю кикимoру, ну и угoвoрил меня лететь с ним в Гагры"

  • petrop

    Шесть Грустных Букв 

    Насчёт мужских ботинок - это ничего, бывает. Я однажды из гостей тоже в чужих туфлях домой вернулся. Правда, в мужских. Не нарочно ж, просто пьян был. Да и туфли оказались не ахти, не лучше моих собственных, так что не повезло.

  • bitov8080

    Шесть Грустных Букв ) очень трогательные все

  • modestlosik

    Мне кажется вы прекрасно написали.  И фотографии приложили достойные. (а, что правда, Сима скачет с грацией бегемота и карандаши с точилками сбрасывает по утрам. Хоть по виду её и не скажешь. И лапами тянет всё к себе)). 

  • modestlosik

    prosto_chitatel 

    Сёма передаёт Симочке привет, вытаскивая из баночки ёршики для трубок  в 4.30 утра. Потом тихонько кусает за мизинец на ноге.и лижет голову языком.  Потом тяжело бежыт пить из тазика (у него тазик) смотрит в окно на будущих птичек, ходит без дела, скрипя всем, чем можно, идёт писить и какать обязательно, скребя каг экаватор и ложится спать в ноги  ровно в семь тридцать. 

  • bitov8080

    Модест Лосик ыыыы я просто закрываю дверь на ночь, хоть убейся там в коридоре

    (с теплом в сердце, разумеется, закрываю)

  • modestlosik

    prosto_chitatel 

    Позвольте вам за это подарить популярную песню.
    https://www.youtube.com/watch?v=HXG3CPYWWQQ
    /