ruukr ruukr 22.04.22 в 23:07

Горный Алтай (продолжение)

Начало https://alterlit.ru/post/27279/

Усть-Кокса – Горно-Алтайск

За прошедшие два дня Усть-Кокса изменилась. Повсюду красовались белоснежные шапки черемухи, и в этом новом наряде село показалось нарядной невестой. Даже немного жаль уезжать из него. Ведь столько здесь осталось неувиденного. Да и опция при отеле «гид с машиной» нам показалась очень симпатичной, и хотелось открывать и исследовать округу.

Сегодня в аэропорту суетливо. Полиция, батюшка, казак, гармонист и дамы в кокошниках с хлебом солью в руках и с подносом с наполненными рюмками. Из разговоров узнал, что встречают главу Горного Алтая, а также главного казака, муллу и священника. Так нам повезло увидеть и руководство республики, которое прилетело все той же авиакомпанией, что и мы. А после традиционного обряда «каравай-рюмка-песня», VIP-пассажиры сняли маски и умчались восвояси, задержав наш вылет всего на десять минут.

Горно-Алтайск нас встретил двадцатиградусным теплом и проливным дождем, который тарабанил до самого утра. Планы в городе были практичные. Заселиться в апартаменты, постирать и просушить одежду. Сходить на рынок за местными специалитетами. Посетить супермаркет и аптеку, чтобы купить прибор по удалению клещей из кожи и репелленты от насекомых. Увы, щипчики оказались в дефиците. С апартаментами вышло не так, как хотелось. Хозяйка якобы экстренно после обеда уехала в командировку, а ключи оставила в почтовом ящике, посоветовав нам из развлечений после заселения «сходить на гору Тугая». Оставалось лишь проникнуть в подъезд и открыть ящик.

На рынке у нас уже проверенные временем продавцы. Молоко, творог, сыры, колбасы, мясо диковинных зверей. Объездив многие села Горного Алтая, мы заметили, что наибольшее продуктовое разнообразие находится все же в его сердце. В мае наступил сезон черемши, и ее побеги продаются стихийными торговцами по всем периметру рынка. В остальном, ничего не изменилось. Также выпили вкусный кофе, а детвора шоколад на площади Ленина, купили десерты к чаю в пекарне «Форне», и в очередной раз получили удовольствие от самой маленькой региональной столицы в России.

КОШ-АГАЧ

— Наш полёт будет проходить на высоте четыре тысячи пятьсот метров. Ориентировочное время в пути составит один час. Просьба пристегнуть ремни! — закончил лаконичный инструктаж второй пилот самолёта L410.

Мы привычно разместились в два ряда и детвора мгновенно заснула. Утренний подъем и отсутствие полноценного тихого часа третий день подряд научило их без капризов засыпать в любую удобную минуту.

Кош-Агач встретил нас холодным пронизывающим ветром и заснеженными вершинами горных систем, которые защищают его от вторжений теплых воздушных потоков. Из нововведений, вместо веревки здесь появилась калитка и ворота, а зияющие окна деревянного здания аэропорта заколотили досками. Накануне вылета я заказал такси, сохранив номер водителя из прошлогодней поездки. Пешком до нашей гостиницы 14 км, а погода не располагала к прогулкам.

— Папа, смотри, сколько птиц! На ворон не похожи! — заметил старший сын.

— Это коршуны и ястребы!

Про себя я окрестил их местными голубями, так как по количеству соизмеримо с тем, что обычно встречаешь в городской среде.

Таксист скупо отвечал на наши вопросы, которые касались того, как добраться на Марс, где лучше перекусить, какие достопримечательности он знает, ходит ли автобус в Акташ, где пасутся верблюды с яками. Сказал, что в окрестностях села есть Одинокая гора, известная тем, что там четыре года назад проходила охота с беркутами на специально подготовленных лис, волка и прочую живность. Его это рассмешило, сказал, что волка беркуты так и не поймали, и пришлось искать доходягу по степи на мотоциклах.

В этот приезд мы забронировали на две ночи семейный люкс в гостевом доме «Островок», что по нашему мнению выше классом, чем гостиница «Заря». Приехали мы десять утра и номер еще не готов. На улицу не выйти из-за ветра и снега. Вызвали по телефону Бауржана с предложением отвезти нас на Одинокую гору. Казахское название топонима я не запомнил.

— Зима холодная была в этом году? — спросил я у него по пути на гору, так как падающий снег наводил на грустные размышления. Ведь еще неделю назад, здесь было около двадцати, и наши московские знакомые в майские праздники любовались стаями лебедей на многочисленных сельских озёрах.

— Нет, тёплая. Морозы под пятьдесят всего неделю стояли. А так тридцать-тридцать пять обычно было.

Мы проехали ракетную часть, ипподром и километра через три-четыре повернули в степь, где паслись лошади и коровки. Вскоре показалась гора.
Обычная, ничем не отличающаяся от других. Мы вышли из теплого салона, но ветер и падающий снег не располагали к восхождению.

— Туда только на УАЗике можно заехать! — отгадал наши мысли таксист, — вас подождать?

— Нет. Лучше поедем в гостиницу.
Непогода не утихла и после нашего заселения в номер.

— Бауржан, вы говорили, что можете отвезти на Марс? Мы готовы! — сказал я по телефону.

— Через тридцать минут буду!

И вот мы уже в УАЗике-таблетке мчимся по живописному Чуйскому тракту навстречу новым приключениям. Слева разлившаяся Чуя, справа небольшие горы, впереди величественные заснеженные пики. Погода постоянно меняется. Солнце, снег, дождь.

— Обычно верблюды и яки бродят вдоль дороги на Чонгар! — комментировал Бауржан вопросы детей, — но сегодня вероятно прячутся. Они у нас на свободном выпасе. Куда хотят, туда и ходят. Зато нашу дорогу регулярно перебегали домашние разнообразные животные: овцы, козы, коровы и конечно лошади, которые в силу своей непредсказуемости являются самыми опасными.

Возле Чонгара мы свернули с тракта и сразу очутились на каменистой гравийке. Село мне показалось любопытным. Во многих дворах было налажено производство котяхов, что привело малышей в неожиданный восторг, так как об этом не рассказывали в детском саду. Сам же населенный пункт мне показался небогатым, если судить по унылым постройкам и заброшенному стадиону. Хотя в его окрестностях возводились глемпинги и бабл-отели. Здесь было теплее чем в Кош-Агаче и в округе уже росли тополя и зеленела трава. С околицы мы свернули в горную степь и остановились у реки с названием Ручей. В месте брода отмечалось скопление полиции, работников МЧС и любопытных зевак. Из реки вытаскивали черный джип с барнаульскими номерами. Точнее, спасатель в костюме для химзащиты, стоя в салоне авто, комментировал, что все плохо. С его слов, судя по повреждениям, машину можно после эвакуации отправлять на запчасти. Бауржан сказал, что трагедия произошла минувшей ночью, но без жертв.

Наш УАЗик лихо преодолел Ручей, и мы поехали дальше. В таких ситуациях становится понятна любовь алтайцев к отечественному автопрому.
Вскоре показались горы, похожие на картинки из интернета, которые из-за цветных пластов глины оттенков охры и красного кирпича, именуют Марсом. Наш водитель сказал, что в его детстве, из-за дефицита краски, глину растворяли в воде и таким способом красили заборы. Но подойти ближе к Марсу невозможно. Река смыла пешеходный мост. Мы немного прошлись пешком и быстро вернулись в салон автомобиля. Все колоски и травинки были усыпаны клещами. И хоть было немного меньше нуля, иксодовые были активны, и пару особей запрыгнули на мои брючины. Запах свежего репеллента и низкая температура для них были хоть бы хны.

Ну а мы поехали на прогулку по горам. Мне показалось, что наш гид был здесь впервые, так как он постоянно кому-то звонил, то и дело останавливался, и что-то высматривал. В конце концов, мы сделали остановку и он сказал: «Вот Марс-2!» Дети и Надя остались в машине, а мы с ним пошли на исследование глиняных испещренных водными потоками гор, которые мой столичный друг назвал «мозг наизнанку». Конечно, при синем небе они бы смотрелись симпатичнее. А сегодня горы и горы. Подобные раскраски можно встретить и вдоль Чуйского тракта. Правда, здесь были разбросаны природой красивые мраморные камушки, которые я и принялся собирать для детворы.

Обратно мы выезжали долго. Ни раз и не два пересекали Ручей. Наш гид заблудился. Еще во время нашего похода по Марсу он сознался, что здесь впервые. Но нам было интересно, так как внезапно возникло еще одно приключение. Иногда мне кажется, что это местная особенность, браться за всё, что возможно, и что приносит доход, даже если ты не уверен, что можешь это сделать качественно.

— Кто проголодался? — спросил я, когда мы наконец-то выехали на полотно асфальта.

— Я! — трехкратным эхом ответили малыши, и я попросил Бауржана отвезти нас в кафе Юлдуз, которое нам рекомендовали накануне. Хотя сам водитель считал, что лучшие шашлыки он пробовал в «Мясо&Хлеб», которое открылось этой зимой.

С заведениями общепита в алтайских селах мы часто сталкиваемся. Они довольно похожи друг на друга и напоминают собой советские столовые. Скатерти клеенчатые, стулья табуретки, редко, когда есть ножи, да и салфетки в дефиците. Но есть платежные терминалы и можно оплатить через телефон. Мы выбрали шурпу и плов, а детвора для себя борщ. Сказать, что вкусно, — ничего не сказать. И можно даже простить и туалет на улице, и скромную обстановку и запахи кухни в обеденном зале.

— Ну что прогуляемся до гостиницы? — спросил я после сытного обеда.

— Да!!!

Но как только мы вышли на улицу, не раз вспомнили о такси. Проезд по селу стоит сто рублей. Зашли в супермаркет Южный, чтобы отогреться и купить продукты, а оттуда и вызвать машину. Магазины здесь отличаются от привычных сетевиков. В сегодняшнем в коробках из-под бананов лежали серо-белые гладкие камни соли для животных. Со слов продавщицы, в это время года животным не хватает этого продукта в рационе питания, вот они и продают. Заметил большой выбор подсолнечного масла, тогда как сливочное представлено спредами, в продаже комбижир и сметанные продукты. Детворе в прошлый приезд понравились баурсаки — лепешки, изготовленные во фритюре, и мы порадовали их большим пакетом.

После такого дня меня разморило в сон, что я списал на усталость от скачков по камням, акклиматизацию и пребывание в горах. И лишь затемно обнаружил на бедре впившегося клеща. Хозяин гостевого дома предложил подсолнечное масло для того, чтобы прикрыть брюшко насекомого от доступа кислорода, а затем петлей из нитки вытащить его. Но друг-инфекционист рекомендовал поехать в больницу, чтобы удалить его там и поставить инъекцию противоклещевого иммуноглобулина. В очередной раз Бауржан пришел на помощь, и мы поехали в местную больницу. Он меня успокаивал и заверял, что случай заболеть клещевым энцефалитом — один на миллион.

Больница мне понравилась. Чистая, все помещения после недавнего ремонта, вежливый персонал, который извинился, что не может сделать мне бесплатно иммуноглобулин, так как я не был застрахован от клещевого энцефалита. Медсестра усыпила клеща ватой, смоченной в растворе нашатырного спирта (не подсолнечного масла) и затем специальным прибором вытащила его из моего тела. По телефону вызвали вторую медсестру, которая составила со мной договор на оказание платных услуг и сделала внутримышечную инъекцию. А потом мы все вместе поехали в центр села, чтобы я снял деньги с карточки в банкомате Сбербанка. Есть в селе и аптека, которая работает до полуночи и где можно приобрести доксициклин для десятидневной профилактики осложнений от укуса.

***

Сегодня взяли для себя и для детей день отдыха. С неспешной прогулкой по селу, посещением кафе, магазинами, рынком, тихим часом и подготовкой к новым путешествиям. Обещанный прогнозом погоды, на сегодня снег выпал уже вчера. Но было также ветрено и минус два. Все тот же таксист доставил нас в центр села к кафе Мясо и Хлеб, которое нам показалось довольно стильным для этих мест. Диплом в рамке свидетельствовал о том, что шеф-повар занял второе место в категории рыба на проходившем в Санкт-Петербурге конкурсе. Но в приготовлении судака нам отказали, так как его «не поймали». Также не было и яблочного штруделя и многого другого. Но методом исключения мы все же выбрали себе блюда с диковинными для нас
названиями и остались довольны и едой и проведенным здесь временем.

Потратить время в городе не составляет трудов. А вот, чем занять себя в селе, где нет музея, парков, детских площадок, кино. Да ещё, когда присутствует страх поймать клеща. Все многочисленные озёра и выходы к речкам исключены из программы прогулок. Остались магазины и рынок Рахат. В прошлом году мы покупали там кашемировые и шерстяные вещи, произведенными в соседней Монголии. Границу до сих пор не открыли, так как в соседней стране «свирепствует ковид-19» и она до конца года будет на замке. К тому же ходить в ветровках при такой погоде еще то удовольствие. Поэтому мы окунулись в шопинг, который продолжили в супермаркете. Мне показалось, что сегодня я чаще слышал казахскую речь, чем русскую. И немудрено, так как славян здесь проживает менее одного процента, да и алтайцы представлены меньшинством. Тем временем ветер стих и мы, утеплившись, спокойно прогулялись до «Островка».

Заметил, что за прошедшие с нашего посещения семь месяцев в селе произошли приятные изменения: открылись новые кафе, отели, кемпинг, запустили ежедневный автобусный маршрут из Барнаула. Решили, что оставшуюся часть дня проведем в номере, из которого наблюдали за живописным закатом на фоне горных вершин и засыпали под курлыканье лебедей, которые приводнились на озеро через дорогу.

АКТАШ

Вчера на общей кухне гостевого дома познакомились с новосибирским парнем, который попал в ДТП с лошадью в октябре прошлого года. Отделался переломами и титановыми пластинами. В мае он приехал забирать свой мотоцикл. Говорит, что никаких яндекс-расписаний или вывесок движений автобусов в этой части Алтая нет. Вся необходимая информация познаётся в результате коммуникативного взаимодействия с местным населением. Так и о сегодняшнем рейсе, времени его отправления, остановки маршрутного автобуса мы узнали от таксиста Бауржана. За двадцать минут от отправления мы у здания Сбербанка. Вскоре подошла маршрутка Кош-Агач — Горно-Алтайск, и водитель разрешил пассажирам погрузку вещей и посадку.

— У вас багаж негабаритный! — комментировал мои лихорадочные действия Сергей Айтбасович, — вы не туда его ставите.

— Как сказали, — так и ставлю!

— А, что головы нет на плечах? Как мне пассажиров до города сажать?

— Откуда мне знать о ваших планах и пассажирах?

— Думать надо самому! Захочу вот и не посажу вас. Моя маршрутка, — что хочу, то и делаю!
Пожалуй, это был первый неприкрытый эпизод хамства за время нашего отдыха и забегая вперед, единственный. На Мультинских озерах водитель тоже нелицеприятно отзывался в адрес эфемерных туристов, которые жалуются на неоправданно высокие цены. Я не стал вступать ни с тем, ни с этим в перебранку и списал их слова на профессиональную деформацию, вследствие того, что человек случайно выбрал себе профессию и находился не на своем месте. Следующие полчаса мы собирали жителей села по дворам, после чего маршрутка под аккомпанемент казахских песен выехала на Чуйский
тракт.

Через десять километров дети радостно закричали: «Верблюды» и прильнули к окнам салона, наблюдая за дико пасущимися королями пустыни, которых неведомо как занесло в столь суровый регион.

В утренних планах на сегодня было посещение Гейзерного озера, осмотр Красных ворот и по возможности добраться до долины реки Чулышман Я не бронировал жилье загодя и полагался на обстоятельства. Вместе с тем шофер помог выгрузить наш багаж и пожелал хорошего отдыха, чем несколько удивил. Заплатив бабульке-кассирше в меховых галошах по сто рублей за взрослого за вход на осмотр озера, получили краткий инструктаж: «монеты в воду не бросать, не купаться, пищу там не принимать, коляски лучше оставить здесь, так как они там не проедут». Я заметил на территории турбазу «Туристский рай» и кафе, несколько летних беседок и десяток WC. Но туристов почти нет. По деревянным мосткам дошли до поляны сказок с домиком на курьих ножках, бабой Ягой и Аленушкой с козленком. Детей, конечно, развеселило, но мне концепция показалась странной и убогой. А вот осмотр уникального для России озера оставил положительные эмоции. И хоть мы следили, чтобы никто из малышей ненароком не упал в грязь и не поскользнулся на бережку, осталось некоторое время, чтобы понаблюдать за плавным перемещением голубой глины на его дне и фантастическими красками.

Со слов контролера, такси до Акташа нет, а до села по дороге всего шесть километров, и мы отправились в пешую прогулку, любуясь долиной реки с пасущимися лошадками и жеребятами, с охотящимися коршунами и приходящей весной. Машин было немного по трассе, а идти было комфортно под щебет детворы и панорамы речной долины.

В селе на автозаправке выпили кофе, какао и узнали, что до перевала Кату-Ярык ничего не ходит, что надо заранее заказывать, что это довольно дорогое удовольствие, так как «машины быстро ушатываются». Так же нам дали ориентир движения на супермаркет Мария Ра и на кафе Караван, «где детворе будет вольготно, а нам вкусно». Я прибегнул к помощи питерского друга, с которым познакомился более десяти лет назад и который работал гидом по Алтаю. Полтора часа на знакомство с селом и его магазинами и водитель Владимир уверенно везет нас на УАЗ-Патриоте по Улаганскому тракту, изредка комментируя встречающиеся достопримечательности.

— Как ваши дети переносят такие поездки? — спросил Владимир.

— Лучше многих взрослых... Чаще спят. И действительно, не доезжая Красных Ворот, они уже мирно сопели, тогда как мы любовались природой, которая стремительно менялась. Сначала мы въехали в зимнюю тайгу, по виду напомнившую места службы в Забайкалье. Подивило подворье местного чудака — демобилизованного пограничника Михалыча с установленными на спиленных кронах деревьев остовами легковушек.

— Необычный товарищ, с ярким самовыражением, — завидев наш интерес, продолжил водитель, — у него еще туалет без выгребной ямы.

— Это как?

— Над пропастью. И когда приседаешь, там нет низа, и можешь наблюдать природу.

«Жаль, что туристов туда не водят», — подумал про себя, — "было бы не хуже имения Сальвадора Дали в Cadaques.
Владимир охотно отвечал на всевозможные вопросы и при этом не снижал скорость под сопровождение хитов российского рока. Я всматривался в дорогу и ловил себя на мысли, что в ней есть что-то эпическое, а по своему колориту она запросто может дать конкуренцию соседнему тракту. Здесь почти нет грузовиков и автобусов, здесь десятилетние мальцы осваивают мопеды и мотоциклы и даже остановившие нас в райцентре Улаган сотрудники ГИБДД не проявили интереса к тому, что мы без трех детских кресел, а просто проверили водительские документы. И на автозаправке вполне хорош двойной эспрессо и довольно вежливо, хотя вчерашний сибиряк предупреждал о воинствующих нравах проживающих здесь теленгитов. На мой вопрос об этом, Владимир ответил, что пока они трезвые, — они хорошие. Да, сопротивляются нашествию цивилизации, а в силу особенностей организма плохо переносят алкоголь, а после третьей-четвертой рюмки и за ружье могут взяться.

Снега сменились ухоженными лугами и, не смотря на хмурое небо, подстриженные природой сопки с пасущимся вдоль дороги скотом, горными речками и озерным разнообразием, с выскакивающими из-под колес сусликами и курганами пазырыкской культуры радовали и умиляли. С четырьмя небольшими остановками мы доехали до спуска в долину реки Чулышман.

— Двадцать минут на прогулку и начинаем спуск! — сказал Владимир и ушел на перекус.

Созерцание долины, почти отвесных скал, цветущего на склонах багульника (маральника, алтайского рододендрона), ниспадающих потоков водопада и притаившихся внизу на берегу реки красных туристических построек «лилипутских размеров» захватывает дух. Также как спуск по четырехкилометровому серпантину под углом 14% со множеством змеек-поворотов, с ржавеющими в кустах багульника остовами кузовов тех, кто не достиг цели. Как сказал наш водитель, — виной падений был хмель. Только возле турбазы Кату-Ярык мы спокойно выдохнули.

Здесь нас встретила Дина — администратор, которая одновременно выполняла роль повара, садовника, кастелянши, маляра, гида и телефонистки. Первое, что нас расстроило — кафе на ремонте. Второе, что сотовой связи и wifi нет. Мобильная связь заканчивается в селе, что в 35-ти километрах отсюда. Можно пользоваться её вайфаем, на её телефоне, а пароль роутера она не знает и раздачу не делает. Она отвела нас к деревянному двухэтажному домику и провела небольшой инструктаж по проживанию. Главное, — это не допускать детей к воде. Пробегающая мутная речка выделялась своенравием. По следам на песке, еще пару дней назад водная гладь походила по линии беседок. Да и сегодня она бурно несла свои воды в Телецкое озеро, которое, со слов Дины, в восьмидесяти километрах от базы. Это нас тоже расстроило, как и озвученная цена заброски — десять тысяч рублей. Путешествие по озеру на катере в село Артыбаш выходило ещё в 20-25 т. р., что дает понять, что отдых на Алтае может быть недешев.

— Дрова там, туалеты там! — бодро рассказывала хозяйка, — спички, посуда есть у вас?

— Нет. Еду взяли, но надеялись на кафе.

— Хорошо, чайник, кастрюля и тарелки принесу. Готовьте на печи. Если что надо по-быстрому, — говорите мне. Питьевая вода в бидонах за кафе.

— Дина, а есть домики с электрическими розетками? — спросил я с надеждой, что может быть хоть в аилах, покрытых корой лиственницей, есть что-то отличное от изб. Мне нравился их лесной дизайн, который проявлялся во всем: мебели, беседках, постройках. Но вспоминались кемпинги Корсики, Сардинии, Окинавы, которые проигрывали по многим параметрам алтайским, но там можно было взять в прокат удлинитель, сходить в душ или воспользоваться кухней.

— Нет. Но вы не стесняйтесь, приносите мне, — я заряжу в своем.

Очарование дорогой и природой сменились разочарованиями неустроенного быта. Даже на Мультинских озерах мы не испытывали такого, я уж не говорю про европейские кемпинги. Сегодня мы почувствовали себя детьми. Надо было постоянно о чем-то просить, спрашивать. Душ не работал, в кранах умывальников текла мутная желтоватая речная вода, с туалетами на улице мы уже давно свыклись.

Чтобы согреться я занялся печкой, выполненной в кирпичной кладке, а Надя постелями и рюкзаками. Дети с удовольствием помогали и собирали щепки и палки на улице. Мы быстро разожгли печь, но чайник закипел лишь на втором часу ожидания. И лишь на третьем можно было снять с себя ветровки и свитера. Но камни по-прежнему не хотели нагреваться. И только в полночь, когда погасло пламя, мы почувствовали, что перетопили её. Малыши плакали, да и нам самим было некомфортно от излишнего жара и приходилось то и дело открывать дверь, чтобы впустить порцию свежего воздуха вместе с шумом дождя. В три часа печь охладилась, и мы спокойно заснули с твердым желанием по пробуждению отправиться в Акташ навстречу цивилизации.

***

После завтрака мы прогулялись с дочкой вдоль реки, посетив еще четыре базы, чтобы позвонить и вызвать автомобиль. В двух базах были и магазинчики и кафе с вполне адекватными ценами. Из местных нюансов – это присутствие в меню кипятка по цене 10 рублей за литр. На турбазе Эзем мы все же позвонили через wifi телефона сотрудницы и вызвали автомобиль. Это было бесплатно. Взамен работники попросили сфотографироваться с нами на фоне чучел волка, рыси и прочего зверья.

Уезжать было немного грустно, так как краски природы радовали глаз. Застрявшие в скалах облака, грибной дождь с радугой, пасущиеся на склонах домашние козы, шумящий бурлящий стремительный Чулымшан, который недавно вошёл в свое русло, оставив следы половодья на берегах. Тем временем Дина предложила трансфер с ее сыном на праворульной Хонде, пообещав, что отменит выезд авто из Акташа. Мы согласились и через двадцать минут уже поднимались по змейке серпантина. Её сын был довольно осторожным, никуда не торопился, а на протяжении всей дороги слушал алтайское горловое пение, что удачно гармонировало с видами суровой природы и нашим настроением. Я нисколько не пожалел, что выбрал этот вариант движения, так как погода изменилась, что отразилось на видах природы. Мы то въезжали в полосу густого тумана, то в стену из дождя, то любовались заснеженными вершинами перевала. На двадцать пятом километре мы встретили джип с логотипом компании Расул, которая обещала нас вывезти, и замахали им. Видимо, им не дозвонились. Реакции не последовало, и он унесся вперед. Решили, что остановимся в селе Улаган, где пообедаем и дождемся.

Обычно мы редко обедаем в заведениях общепита, но Алтай – исключение из правил. Не скажу, что здесь кухня высокого класса. Но блюда и обслуживание чаще радуют. Наша стоянка в «самом опасном месте Алтая» затянулась на два с половиной часа. За это время мы изучили райцентр, гуляя взад-вперёд в сопровождении своры дворняг. Для подвыпивших мужчин-теленгитов мы были неинтересны. А детвора забавлялась с лужами, собаками и просто резвилась, радуясь безнаказанности и вседозволенности. В итоге мы все же спустились в Акташ на белой Хонде, попросив водителя выбрать отель поприличнее, «где не надо топить печку». К сожалению, на букинге таких вариантов не оказалось. И вообще я заметил, что больше половины отелей Горного Алтая отсутствуют на этом сайте.

«Расул» - название двухзвёздочной гостиницы на ближайшую ночь и в нашем распоряжении комфортный номер с душем, двумя кроватями и шестью полотенцами. Пока что это максимум, так как их выдают либо два на пятерых, либо вообще нет. Нас выручает домашнее, которое случайно захватили в дорогу. Аквазона не работала, но были обещаны завтраки, а на территории была детская площадка и сосновый парк. Не бывает идеальных мест, так как у всего хорошего можно найти отрицательный довесок. И почти до часу ночи мы слушали песни и пляски соотечественников под окнами. Но это лучше чем борьба с печкой и холодом.

ОНГУДАЙ

От завтрака отказались, так как барнаульский автобус проходит через Акташ без десяти семь. Телефон водителя я узнал через Аю – продавца кашемира из Иогача, с которой познакомились в прошлом году. Еще раз подтвердилось правило, что на Алтае многое решают коммуникативные навыки.
В салоне мы были единственными пассажирами. Водителя звали Юрий. И для нас он стал образцом отношения к пассажиру и к профессии. Он как будто угадывал все наши смелые мысли и останавливался почти на всех достопримечательностях: Белый Бом, придорожные водопады, слияние Ини и Катуни, Памятник Кольке Снегирёву и строителям тракта. Чтобы мы размяли ноги и запечатлели красоты на фотоаппарат. Малыши радовались, когда он показывал сурков, шутил про волков и коров, застрявших на автобусной остановке. И почти все четыре часа рассказывал про Алтай, тракт, свою жизнь и охоту-рыбалку. Было жаль расставаться с ним в Онгудае.

По его совету зашли в столовую напротив остановки, так как выехали на голодный желудок, и детвора протестовала уже второй час. Заодно необходимо найти отель в селе. Уже несколько дней подряд мы путешествуем без бронирований. Это придает поездкам некоторую остроту, так как планы оформляются на ходу и по обстоятельствам.

Вилла Урсула ответила нам, что хоть и чекап в 15:00, мы можем занести свои вещи уже сейчас. Путь проходил через рынок.

— Вы откуда такие красивые? — спросила нас продавщица молочки.

— Из Москвы! — ответили дети. Я, правда, не понял, ирония у нее звучала или любопытство. Наши вещи нуждались в хорошей стирке, на кроссовках слой грязи из Кату Ярык, рюкзаки и коляски собрали пыль Улаганского тракта.

— Нам пол кило творога и маленькую баночку сливок, На мобильный банк переведу вам?

— Конечно, милок! — сказала она, — а это молочко — подарок деткам! На здоровье пейте!

Мы удивились столь щедрому презенту в виде полуторалитровой бутылки домашнего молока, и малыши запрыгали от радости. Тем временем ее соседка рассказала, чтобы были осторожны с клещами и хорошо проверяли себя после возвращения с природы. Поблагодарив за подарок и помощь, ушли по улице Советской, в конце которой располагался семейный отель, построенный в стиле фахверк. Хозяйка сказала, что номер свободен, и мы можем заселиться хоть сейчас. Спросила о наших планах и почему мы приехали к ним в село, да еще без машины.

— Просто так. Название красивое! — ответил я и нисколько не соврал.

— Мой муж может вас свозить на Путинку, показать перевал Чеке-Таман, водопады. Поездка займет пять часов.

— Спасибо. Дача Президента нас не интересует, а красоты тракта мы уже видели, когда сюда ехали. Может, подскажете, какие достопримечательности в Онгудай есть?

— Да-к никаких. Село и село. Вон можно на ту гору сходить, — показала она вершину небольшой горы, — час займет. Или на ту. Два часа. Но боюсь за вас. Тут-то мы территорию обрабатываем от клещей. А там, не знаю как.

Вилла нам определенно нравилась. Тот момент, когда можно наслаждаться ближним окружением. Через двор протекала тоненькая речушка Кырышкан, на ее берегу паслись две лошади с жеребятами. По совету хозяина мы сходили на околицу, затем прошлись в центр, заглядывая то на стадион, то в парк аттракционов, застывший в 70-х, то в интересные магазины. Краеведческий музей села оказался закрытым. Вероятно из-за понедельни

Подписывайтесь на нас в соцсетях: