bitov8080 prosto_chitatel 12.10.21 в 17:12

Обзор прошедшей книжной ярмарки, ММКЯ-34

О презентации книги "Проклятые критики" я уже писала, но хочется рассказать отдельно о самой книжной ярмарке. Впечатлений море! Самое интересное, по ходу действия они меняются от сильно замороженного минуса к крайне горячему плюсу.

Судите сами: во-первых, даты проведения ярмарки переносили. В связи с чем, видимо, было очень сложно утрясти вопросы с расписанием и спикерами. Поэтому о некоторых событиях, в частности, о самом важном для нашего издательства - презентации книги критиков, стало известно ровно за день до самого, собственно, мероприятия.

Второе следует из первого: если, предположим (что не приснится ни в каком страшном сне), вы живете прямо в апартаментах комплекса Москва-сити, ничего не стоит, приняв ванну и выпив чашечку кофе, вальяжно выползти на первый этаж в Экспоцентр и заценить новинки отечественной прозы. Но если эта ж.па мира с вялотекущей стройкой, огороженной повсеместно лесами, тебе не родная, таскаться туда каждый день, чтобы в духоте и ужасной толкучке небольших павильонов высматривать красоты литературы, захочется только если ты по-настоящему её упоротый апологет.

Вот так, упорото вращая глазами, отягощенная мыслями "да кому все это надо во времена электронных библиотек", я приехала туда, чтобы ощутить, так сказать, великолепный дух разносторонней авторской издатости. 

Мария Арбатова как раз представляла новую книгу "Вышивка по ворованной ткани", и я остановилась послушать. А пока слушала, понимала, что вот - зачем оно все это нужно. Даже не посмотреть новинки, которых в этот раз не сказать, что было как-то особенно много, а просто увидеть живых людей, которые читают. Авторов, зрителей, слушателей, вот это все живое общение - страшно подумать, что его в каком-то апокалиптическом будущем может совсем не быть. Это так важно на самом деле, когда встречаются живые люди и говорят, и спорят, и удивляются, и смеются. 

Книга Арбатовой о том, как взрослеет скромная девушка из провинциальной глубинки, чему учится, как узнает мир, куда едет в поисках счастья, и одновременно о жизни страны в 80-е - 90-е годы. Одна из зрительниц спросила, как Арбатова написала книгу, ответ был - давно в столе лежала большая стопка исписанных листов, штук семьсот -девятьсот, все как-то не было времени ее разобрать, и вот, наконец, книга вышла в свет. Тут я, признаюсь, немного позавидовала людям, у которых в столах лежат исписанные девятьсот листов романа. Где-то надо найти бездну времени, сил и ресурсов, чтобы проделать такую огромную работу и просто отложить в стол до лучших времен. 

С удовольствием послушала выступление Арбатовой и отправилась дальше. Много было на ярмарке нон-фикшна, который сейчас на самом пике популярности. Как бы подтверждая текущие тренды, следующий стенд представлял книгу психолога Литвака "7 шагов к стабильной самооценке". 

Известная фамилия ввела в заблуждение, я подумала, что издали книгу Михаила Литвака, психиатра, написавшего массу материалов по практической и прикладной психологии. Однако же, это был сын психиатра, Борис Литвак. И книга - тоже его авторства. Нахлынули смешанные чувства, поскольку Борис, взяв микрофон из рук очаровательной ведущей издательства АСТ, представился, как психолог, бизнес-коуч и тренер по развитию личности. В этом месте я поняла, что самооценкой Литвака можно накормить, как семью хлебами, множество народа, и книга, вероятно, действительно, должна лечить и исцелять. 

Если без шуток, тема самооценки мне интересна. У меня с ней не самые радужные отношения, и, если подумать, я сильно завишу от чужих оценок и мнений. Поэтому решила заглянуть в книгу и купила электронную версию. Если кому-то тоже интересно, пишите в личные сообщения, вышлю по электронной почте. 

На другом стенде шла дискуссия о патриархате, абъюзинге, травме, сексуальном просвещении в школах и бестселлере тайваньской писательницы Линь Ихань «Райский сад первой любви».

Даже не открывая саму книгу, можно предположить, о чем в ней идет речь, ну а в аннотации сказано, что речь о 12-летней девочке, которую растлевает пятидесятилетний учитель, поэт и друг семьи.

В дискуссии, посвященной нездоровым отношениям и насилию, участвовали Зара Арутюнян, социолог и психотерапевт, Анна Край - преподаватель департамента психологии факультета социальных наук ВШЭ, Дина Аккуратнова - управляющий партнёр платформы образовательных, психологических, медийных инициатив, направленных на сокращение уровня сексуального насилия над детьми «Тебе поверят» и Полина Бояркина - литературный критик, главный редактор журнала «Прочтение».

Тут, наверное, снова сделаю отступление и скажу, что тема травмы, которую поднимают сейчас многие писатели (это в своем роде некий тренд в современной литературе) меня совсем не отталкивает и не возмущает. Наоборот, не вижу причин, по которым люди не должны писать о том, что их беспокоит.  В принципе, и писать-то стоит лишь о том, что беспокоит. Другое дело, в какую обертку завернут тот или иной продукт. Здесь уже начинается история о хорошей, качественной прозе, которой никогда не стать психотерапевтическому выговариванию отдельно взятого графомана, но мы сейчас не об этом.

Мы о просто грандиознейшей презентации книги "Скрытые миры Данте", которую представил генеральный консул Италии в Москве Франческо Форте. Описать выступление словами в полной мере невозможно, потому что это было похоже на полноценный спектакль в театре под открытым небом/шатром павильона. 

Представьте огромный задник сцены, где в режиме реального времени показывают фильм, иллюстрирующий содержание книги и выступление оратора, а по сцене движется совершенно изумительно жестикулирующий Франческо и увлеченно рассказывает то, чему посвятил часть своей жизни. 

В 2020 году в Москве проходили бесплатные лекции Форте по философии Данте, вот здесь сохранены видео , и поверьте, это стоит посмотреть и послушать, если вас интересуют шедевры мировой классики, философия Средневековья, классические греческие и римские учения, и, наконец,  современные представления о реальности в теории квантовой физики. 

К писателю Алексею Иванову выстроилась вот такая очередь за автографами. Интересно, что роман "Общага-на крови", который презентовал автор, был написан в 1992-м году, а впервые издан только в 2006-м, то есть через каких-то всего ничего, четырнадцать лет. В сентябре же этого года прошла премьера фильма, снятого по мотивам романа. 

Нужно сказать, что в этот раз выставка запомнится, наверное, очень большим количеством лекций и круглых столов не о том, как УЖЕ какой-то известный автор написал и издал книгу, о чем думал, чем вдохновлялся, где искал темы и характеры персонажей, а о том, как им СТАТЬ, собственно.  Как написать, издать, продвинуть, выйти на рынок, озвучить, продать и не сойти с ума. 

В этом плане особенно отличился гигант ЛитРес с массой всяческих активностей и паблик-токов (да, меня тоже раздражают иностранные шифровки, но так проще написать)), где обсуждали, в частности: что интересно сегодняшнему читателю, самиздат в России, современные литературные аудиоформаты, кто такие книжные блогеры - критики или пиарщики писателей, чек-лист автора- что сделать, чтобы о вашей книге узнали, как писателю вести соц сети и еще многое-многое другое. Успеть на все было решительно невозможно, да и не очень нужно, наверное. 

Просто хотя бы потому, что автор этой статейки, к примеру, на всех обсуждениях подобных вопросов, занимался только тем, что разглядывал окружающих, спикеров, ведущих, переминался с ноги на ногу и прикидывал, как в двух словах ответить на вопрос лекции "Как реагировать на негатив чтецу и автору?"  

Разглядывание:

Совершенно замечательными оказались выступления на стенде под названием "Библиотеки Москвы", куда я даже не планировала заходить ввиду их заведомо унылого содержания. Ничего подобного! О Достоевском рассказывали так, словно он наш современник и просто вышел на минуточку покурить во двор Экспоцентра. Было полное ощущение, что люди живут своей работой, что на выставку они не пришли отбывать повинность, а просто горят литературой по-настоящему. И зрители - посмотрите, сколько молодежи, зрители, даже те, кто просто шел мимо, останавливались и слушали, открыв рты. 

Вот еще прекрасное, по-моему. Молодежь пришла послушать про книжки. Это ли не чудо.

Единственное, что может омрачить радость созерцания этого фото - повод: презентация неведомой мне книги "Мара и Морок" неведомой опять же (да, я темная) авторши Лии Арден. Заметьте, речь идет о подарочном издании трилогии, то есть, книгу уже расшарили, как могли, а теперь издают в подарочном варианте. 

Ладно, полюбопытствуем, пожалуй, посмотрим аннотацию от ЛитРес:

Я умерла много лет назад, но когда моя помощь понадобилась правителям Аракена, меня подняли из могилы. Таких, как я, в народе называют Марами. Когда-то давно нас было семеро. Меня и шестерых сестер были отметила сама богиня смерти Морана. Сейчас лишь немногие помнят о том, что мы избавляли леса от нечисти и отправляли неупокоенные души в потусторонний мир. Годами позже мы оказались втянуты в политику, и это нас всех и погубило. И теперь байками о Марах, скитающихся по земле с собственной головой подмышкой, пугают детей…

Но лучше оцените фрагмент самого романа:

"На лицах людей отражается весь спектр (с.ка) эмоций при виде меня: от интереса и восторга до ужаса и даже отвращения. Хотя чему удивляться? Я уверена, что не каждый день им удается увидеть ожившего мертвеца из старых сказок. Но я не желаю быть экзотическим животным (ага, именно так разговаривают мертвецы из старых сказок) на потеху публике и низко опускаю голову, а накинутый капюшон моего плаща (куда ж без капюшонов и плащей, ясное дело) позволяет игнорировать чужие взгляды (погодите, а как же ваша голова у вас вод мышкой, уважаемая?) Даже если бы я захотела, то не смогла бы скрыться от любопытных глаз. Среди серости моя длинная алая накидка издалека бросается в глаза. У меня вырвалась горькая усмешка, когда я поняла, что они специально нарядили меня в эти ритуальные одежды, чтобы выделяться на фоне зимы (с)

Что тут сказать...Сдохните, твари! (с, из недавнего опуса г-на Игната ) 

Уголок с детскими книгами стабильно украшал собой и своими автографами Юрий Норштейн. Я вижу его на каждой книжной выставке, и всегда он очень душевно и вежливо общается с читателями, подписывает книги, разговаривает, смеется. Молодец. 

Понравилась вот такая интерактивная книга, "Теремок", но на новый лад. Как видите, зверятам, которых можно достать и рассаживать по разным кармашкам, нынче доступна не просто изба о четырех углах, а двухуровневые апартаменты с комнатами и отдельной ванной.

А вот такое новое издание пока не отмененного современной этикой Даниила Хармса

Как понимаете, к этому моменту чем-то удивить было уже очень сложно, но все же ярмарка держит высокий уровень, и я набрела на целый шатер "Оккультной литературы". И чего здесь только нет! Веники волшебной дурман- травы по углам и даже вручную выполненные магические свечи разных размеров, от 400 рублей и выше. 

Вот эта книга выдавалась бесплатно, в то время, как на другом конце павильона торговали самооценкой! Все потому, что ведьмы не называют себя коучами, а честно продают свечки и талисманы, в нагрузку предлагая буквы. И правильно, я считаю. 

Снова к высокому, презентация очень красивого альбома "Серебряный век в собрании Строгановского училища"

Сейчас опять немножко будет больно, потому что это про книгу "Принцесса на всю голову", которой я, разумеется, в глаза не видела, как и ее авторши,  написавшей о том, "почему мы влюбляемся в сказочных дураков".

Впрочем, это не художественная литература с капюшонами под мышкой и спектром эмоций, а нон-фикшн, сдобренный так называемыми историями из жизни. Некая помесь кухонной философии и программ первого канала. Процитирую, девочки:

Прелюдия – это весь день. Весь день до секса – это прелюдия. Его утренняя смска: «Еду на работу, руки пахнут тобой» – это прелюдия. Его звонок днем в рабочий перерыв, который начинается с фразы: «Тут в столовке какой-то гуляш отвратительный. Я не стал есть. Скучаю по тебе и твоим фрикаделькам… я не про эти фрикадельки… хотя по этим скучаю еще больше!» – это тоже прелюдия. Он сделал крюк и заехал за мной вечером на работу – это прелюдия. Дома дал возможность понежиться в ванной – это тоже прелюдия. И когда после всего этого у нас происходит секс, я кончаю моментально, потому что прелюдия, девочки, длилась 12 часов! Катька прекратила лениво размазывать остатки чизкейка по тарелке и не отрываясь смотрела на Аню. Аня залпом закинула в себя остатки пива и добила: – А эти пресловутые их две минуты перед сексом – это не прелюдия, это издевательство. Они машину дольше прогревают, чем свою бабу, перед тем как ехать на ней!

Ну что ж, автор, Наталья Краснова, пишет о сказках, на которых воспитывают девочек, и сценариях, которые эти девочки потом претворяют в жизнь. Такого рода чтиво, возможно, приносит пользу кому-то кроме Натальи, но погружаться конкретно в эту статистику что-то совсем совсем не хочется. 

Знаете,  мне показалось, устроители ярмарки точно о чем-то догадывались. Кроме, как заботой о психическом статусе посетителей, ничем не могу объяснить внезапное расширение ассортимента булочек, чая и кофе. В этом году к ним присоединились, внимание! Водка, три вида коньяка, виски и пиво. 

То есть, прямо посреди книжных развалов через каждые пару стендов усталых путников поджидали милые, добросердечные женщины с понимающими глазами и пластиковыми стаканчиками.

Любите литературу, господа! Посещайте книжные ярмарки! 

 

*Фото: Сергей Каревский

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 36
    13
    145

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.