Рецензия на фильм «Грешники»

Привет зрителям!

Иногда, в процессе осмысливания и оценки некого произведения искусства, постепенно забываешь о сколько-либо объективных критериях данного процесса, и просто начинаешь получать удовольствие от совершенства любой, даже самой абсурдной формы. Сократ говорил, что тот, кто наслаждается превосходным вином, не должен винить винные бочки в том, что их уродство оскорбляет его чувства. Соответственно, и фильм, снятый в лучших традициях американского лубка, одновременно вполне способен щекотать эстетический нерв любителя аутентичного стиля Dirty South.

оригинальное название: Sinners
год: 2025
режиссёр: Райан Куглер
в ролях:  Майкл Б. Джордан, Хейли Стайнфелд, Майлз Кэйтон, Джек О’Коннелл, Делрой Линдо, Вунми Мосаку, Джейми Лоусон, Омар Бенсон Миллер

В начале 1970-х, когда в результате активного предоставления неграм в США всевозможных прав, стремительно сформировался целый новый сегмент экономически активных потребителей, голливудские кинокомпании немедленно сообразили, какой экономический потенциал могут нести в себе малобюджетные картины типа «Чёрный крёстный отец» или великолепный в своём идиотизме вестерн «Босс-ниггер». Но при всём своём примитивизме, ранние фильмы жанра "blaxploitation" были хороши своей высочайшей степенью аутентичности и непревзойдённой атмосферой весёлого абсурда, столь характерной для чёрного искусства. С тех пор прошло полвека, и свежие «Грешники» представляют собой одновременно перезагрузку и переосмысление вышеупомянутого жанра, выполненное задорно, динамично и в целом весьма профессионально.  

Сюжет фильма весьма прост и непритязателен: в 1932 году, под самый конец Сухого закона в США, негры-близнецы по имени Смоук и Стэк Мур решают сорвать большой куш, воруют у чикагской мафии целый грузовик нелегального алкоголя и перегоняют его в родной штат Миссисипи. Братья планируют открыть подпольный клуб в здании старой лесопилки и быстро продать свой товар, пока тупые клиенты не сообразили, что через пару месяцев виски можно будет купить легально и в разы дешевле. Правда, выясняется, что лесопилка принадлежит Ку-Клукс-Клану, члены которого готовы вечером с улыбкой взять у негра деньги за недвижимость, а на следующее утро бодро повесить бывшего делового партнёра. 

Но братья Мур, будучи ветеранами Первой мировой, совершенно не боятся небольшого тактического кровопролития, и вместо пустых переживаний молниеносно сколачивают прибандиченную команду из блюз-музыкантов, поваров и местных китайцев для обеспечения работы клуба и успешного ведения бизнеса.

К тому же, у героев немедленно появляются куда более важные проблемы личного характера — Смоук выясняет отношения с бывшей женой, которая одновременно является местной ведьмой, а Стэка начинает активно преследовать любовница, которую он бросил за то, что она была недостаточно чёрной. Параллельно развивается также короткая, но крайне успешная сюжетная линия о любви молодого джазмена и разбитной разведёнки.

Однако афро-американская «Санта-Барбара» продолжается недолго — на ночной клуб протагонистов нападают вампиры (потому что какой же это штат Миссисипи без вампиров) и героям приходится забыть о выяснении отношений, и вместо этого отбиваться от целой банды кровососов с помощью негритянской магии вуду. Ну а поскольку на дворе ночь, и вне солнечного света вампиры визуально не отличаются от обычных людей, перед героями встаёт проблема — как отличить врага от друга, и случайно не проткнуть осиновым колом близкого тебе человека.  

«Грешников» ни в коем случае нельзя обвинить в излишнем интеллектуальном уровне, да и сценарную премису о приключениях людей, выдерживающих осаду вампиров и старающихся дожить до первых лучей солнца, после эпической работы Роберта Родригеса не эксплуатировал только ленивый. Однако фильм Куглера представляет собой далеко не только адаптированную к новым бизнес-реалиям версию «От заката до рассвета», а в первую очередь глубоко аутентичную зарисовку фольклора американской глубинки, с поправками на необходимые по сценарию фантазийные элементы.

Прекрасно выверенной форме, и, в частности, самобытному стилю в данном случае подчинено всё — визуальный ряд, идеально копирующий эффекты заигранной плёнки 30-х; «пыльные» светофильтры, напоминающие о лучших работах Ли Дэниэлса; отлично выверенные кадры бескрайних хлопковых полей американского Юга, и ёмкие, меткие и глубоко театральные диалоги, не оставляющие, тем не менее, даже малейшего впечатления наигранности. Столь же эстетически прекрасны и одновременно функциональны персонажи — о протагонистах мы знаем ровно столько, сколько необходимо для успешного развития сюжета, но это совершенно не мешает им быть вполне объёмными и живыми.

Не отстаёт от остальных элементов повествования и не претендующий на тонкость, но тем не менее крайне эффективный абсурдный юмор — противостояние магических школ африканского вуду и заклятий ирландских вампиров, проходящее почему-то в форме состязания музыкальных стилей, регулярное скольжение действия во времени и пространстве, а также игра на контрастах дают в итоге изумительный эффект присутствия. Как в лучших домах Канн и Сандэнса, атмосфера полностью заполняет каждый кадр и в итоге начинает чуть ли не переливаться через экран.

Также приятно удивляет наличие априори лайтовой, но в целом вполне состоятельной философской базы произведения. Вампиры, с точки зрения авторов, предстают скорее не стандартными бездушными монстрами, а некой андерграундной альтернативой обществу, отвергающему любое отклонение от безумно скучного и пресного стандарта. Однако, едва успев развиться, параллельная общественная структура немедленно начинает страдать от тех же недугов, что и замещаемая ей социальная пирамида, таким образом элегантно демонстрируя поистине ницшеанский принцип бессмысленности борьбы с основными аксиомами человеческой природы.

Разумеется, фильм, содержащий столько качественных музыкальных номеров, не может обойтись без соответствующего уровня саундтрека, и, к моему приятному удивлению, композитором выступил сам Людвиг Горрансон — автор знаменитых опусов из «Мандалорца» и «Боббы Фетта» - и замечательно исполненный им синтез межпланетного опыта и классики блюза придаёт проекту дополнительное творческое измерение.

Но не одни лишь креативные аспекты делают фильм столь значимым и интересным для внимательного народного обозревателя. Сняв «Грешников», негры неопровержимо доказали, что давно переросли уровень подручных Раса Мейера и Ричарда Занука, и что совершенно самостоятельно умеют снимать интересное, оригинальное, и, главное, коммерчески успешное кино. Соответственно, у публики появляется скромная надежда на то, что теперь замена абсолютно всех классических персонажей, начиная с Белоснежки и заканчивая Гарри Поттером, больше не будет считаться неизбежно необходимой. 

Труппа, перед которой режиссёр не ставит каких-либо головокружительных задач, отрабатывает просто прекрасно и зарабатывает немало плюсов своей аутентичностью, что, впрочем, неудивительно, потому что неграм в кои-то веки дают играть негров, а не Наполеона или Анну Болейн.  

Майкл Б. Джордан, исполняющий роль братьев-близнецов Мур, явно наслаждается возможностью сыграть кого-нибудь, кроме очередного злодея из Ваканды и создаёт весьма аутентичный образ гангстера с амбициями. Хейли Стайнфелд явно выросла из роли маленькой девочки из «Настоящей хватки», и в данном случае получает возможность козырнуть своими филипино-африканскими корнями. Ветеран сцены Делрой Линдо традиционно не портит борозды, а Джек О’Коннел прекрасен в роли неоднозначного ирландского вампира.

 

Итог: весело, легко, и, несмотря на избитую тему, вполне оригинально снятый фильм. Новая стадия эволюции жанра «blaxploitation», отлично развлекающая зрителя. Рекомендую.

#новые_критики #вампиры #негры #майкл_джордан #хейли_стайнфелд

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 16
    12
    274

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    На руторе, увидав на постере загорелого нигру, немедленно прошёл мимо.

    Не, ну если не хуже "не грози  южному централу...", можно и посмотреть.

  • Samarin

    Спасибо. Буду смотреть.

  • ivan74

    "Сняв «Грешников», негры неопровержимо доказали". Автор расист походу. Фильм скачал, начал смотреть и бросил, не вкатили эти негры чё-то.

  • Psychoscum

    Tenkara 

    - А ты, Пчёла, расист!

    - Я хуже, я Ку-Клукс-Клан!

  • 1609

    Рецензия развернутая, конечно, но почему то вообще не хочется смотреть.... (((

  • Psychoscum

    Nina Yasnovskaya 

    Так и не смотри - давай лучше посмотрим на твой аватар😉

  • SergeiSedov

    В 2019 году Эдди Мерфи уже поставил крест на теме " blacksplotation" фильмом "Меня зовут Доломайт". Через 6 лет они откопали тухлый труп этого нищевого киножанра и сделали "Наш черный ответ вашему белому "От заката до рассвета".

    Этот вторичный, широпотребный до примитивизма и неинтересный  фильм может понравится только непритязательному зрителю. Из штата Луизиана.

  • ujhlsycrfz

    Вахтанг Сабурталинский 

    Ничего непонятно, но очень интересно))

  • Psychoscum

    Вахтанг Сабурталинский 

    Даже из самых простых и привычных элементов можно в итоге сложить нечто весьма интересное. На мой взгляд, в данном случае авторам это удалось.