Обывательский взгляд на бешбармак-вестерн: «Степной волк» — вестерн или авторское кино?

«Степной волк», 2024 г. 

Режиссёр Адильхан Ержанов, Казахстан

Триллер, продолжительностью 1 час 42 минуты

В ролях: Берик Айтжанов, Анна Старченко.

 

Уже почти год как в прокат (правда, в Казахстане) вышел триллер Адильхана Ержанова «Степной волк». Я, честно сказать, думал, что наш уважаемый Лонгбокс напишет об этой работе пару строк, но не дождался. Вот, придётся самому изложить свои впечатления от увиденного не критиком, а обыкновенным потребителем кинопродукции.

Как же не быть мне степным волком и жалким отшельником в мире, ни одной цели которого я не разделяю, ни одна радость которого меня не волнует? ©

Эта цитата из романа Германа Гессе «Степной волк», а заодно и из первых кадров фильма. И это единственное, что их объединяет. На самом деле фильм не экранизация (как подумал бы homo legens) и даже не адаптация, а просто парафраз общей идеи романа. Цитата настолько ёмкая, что она подойдёт к любому фильму определенной направленности.

Мне же (как обывателю) больше нравится продолжение этой мысли Гессе: «Я долго не выдерживаю ни в театре, ни в кино, не способен читать газеты, редко читаю современные книги, я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов, на всемирных выставках, на праздничных гуляньях, на лекциях для любознательных, на стадионах — всех этих радостей, которые могли бы ведь быть мне доступны и за которые тысячи других бьются, я не понимаю, не разделяю.»

Вероятно, с возрастом, или, как в случае с Адильханом Ержановым, слегка забронзовевшим и которого некоторые критики уже окрестили «живым классиком», накапливается что-то степноволчье в каждом.

Место действия фильма, как и в прежних работах Ержанова, некий аул Каратас.

Тамара (Анна Старченко) теряет сына, скорее всего — его украли, на почве чего Тамару слегка на всю голову переклинивает и она как автомат весь фильм произносит в небольших вариациях фразы про пропавшего сына Тимку. Остекленевший взгляд, малоадекватная реакция на внешние раздражители. Сыграно на грани безупречности.

Брайюк (Берик Айтжанов), из «бывших», то ли мент, то ли следак, то ли опер, сидящий на «красной зоне» и привлекаемый сотрудниками для раскалывания контингента. Показаны последовательно: захват каких-то бандюков, потом какое-то восстание, потом восставших прессуют другие восставшие. Кто, кого и зачем нам не поясняют, зато Брайюк показан во всей красе: он абсолютно хладнокровен и мочит всех направо и налево, главное для него — выжить. Ну, и деньги, конечно.

И тут встречаются два одиночества — Тамара, разыскивающая сына и Брайюк, способный его найти. Она — не от мира сего, любовь и тоска в глазах. Он — отморозок, предельно циничный и безжалостный.

Далее всё просто: беспощадно ищем пропавшего мальчика, не обращая внимания на помехи. Перемещаемся, как в роуд-муви; перестрелки ведем, как в вестерне; кровь-кишки-и-прочее, как в триллере. Музыкальный фон практически не привлекает внимания, музыка электронная, без особой темы, как и оформление игрового пространства в стиле «Кин-дза-дзы» постсоветского периода: невзрачный пейзаж степей и предгорий или следы разрухи в аулах и городках.

Всё внимание переносится на действие актеров. И тут они нас не подводят. Это одна из причин, заставившая меня досмотреть до конца.

Скажу честно, для такого фильма 1 час 42 минуты — слишком много (ИМХО!). Если бы не кровавая жатва, постоянно происходящая на экране, то я даже не знаю, о чем мне думать, когда зависает «длинный кадр/план». Главгероев я к середине фильма узнал настолько, что чего-либо ожидать от них не приходится. О каком-то противостоянии героев говорить не приходится. Можно хоть до посинения рассуждать и спорить, что «тут мы видим противопоставление зла и добра и бла бла бла», но в целом как только прекращается мочилово, пытки и расстрелы, смотреть становиться не на что: все пейзажи и городские/деревенские места действия невыразительны и убоги.

 

Итак, игра актёров и, пожалуй, «послевкусие» от просмотра — именно это повлияет на мою общую оценку: смотреть! Что-то в этом еееесть...

Режиссёрская магия ли в том причина, актёрская или что другое — не знаю. Но знаю одно, я, поматерившись от неудовольствия, вдруг почему-то вспомнил фильм раз, другой. А это ж-ж-ж-ж — неспроста!

П. С. А еще в фильме множество аллюзий, все понять которые я не смог, не хватило общей киношной насмотренности. Вероятно, кинолюбители со стажем или кинокритики в фильме увидит больше.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 73
    20
    360

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • 1609

    Феноменально. Лопастями от вентилятора режет кисть руки, надев очки, куртка в крови, ни одной капли крови на лице и очках. Там вся морда была бы уделана с такого расстояния.

    Заезжает КАМАЗ во двор, Кмаз выше забора , его видно было, тем более перед эти в калитку выходит чувак с автоматом, камаз заезжает внезапно!)) перестрелка, граната, девушка посреди этой мясорубки во дворе, даже не задета-Бог отвел, ладно. Трое расстреливают практически в упор с калашей в маленькой камере, наш герой слегка прикрывшись телом чувака, сидит покуривает. Трое, с калашами. Даже не задело, кажется. Причем труп в положении сидя прикрывает.

    Сдается мне, что это какая то херобора

  • 1609

    кличка гога повесился 

    Это типа актуалка. Там мир после войны. И вот он , гг, это его мужская суть-- насилие психопатиз, жестокость. И эта девушка-- как вера и чот светлое среди этого ада. То есть он не понимает как по другому и для чего быть милосердным, ну или вообще проявлять человечность, и Тамара — она живёт ради веры, что сын жив. И в конце, там когда она его убивает , она делает лицом , ртом, как он делал в начале фильма — жест позевоты или типа звериного , волчьего оскала, я не знаю как это называется.Так вот это как бы говорит о том, что и он , и она это один человек, что человек двойственен. Либо они как бы сливаются , как зеркальные отражения. Тамара  его убивает. В романе Гессе  Гарри — это тень, девушка которая ему показывает земные радости-- анима тоже просит убить её. И тут типа гг- это зло злейшее, тамара- добро добрейшее. На самом деле отсылок там до хрена и к Достоевскому даже. По сути, это про нахождение современного человека в мире насилия , войны и  шизофрении(психопатии?), какой путь для выживания он выберет для себя. Путь этого , как его, забыла имя, ну мужской путь-- путь жестокости, насилия и зла, или путь добра и  веры-- женский путь.

    Либо эти двое как  двоичное восприятие мира: внешнее--это то, что мы видим в герое, внутренне-- это то, что мы видим в Тамаре.

    Но фильм мне не понравился. Это натягивание бедной совы на глобус. Всё таки роман Гессе глубже , наполнен нюансами. А тут как будто подогнали его к теме войны РФ и Украины. Россия- это вот этот герой, Украина, конечно, Тамара. Собственно думаю поэтому столько наград и восторгов.


    Это как бы выбор двух путей  жизни-- какой путь более правильный.

  • goga_1

    Nina Yasnovskaya 

    у как глыбоко! абсолютно так!

    но я подчеркиваю, что в этом обозрении показал взгляд не человека читающего, а именно обывательский взгляд

    взгляд человека, которому пох чо там кто надумал, а главное "картинка, сюжет, музыка", без всяких этих ваших умных слов.

    достоинство же фильма в том, что я всеравно о нем вспомнил (послевкусие), после того, как он мне не понравился. я честно попытался понять за что и не понял

  • 1609

    кличка гога повесился 

    Нужно будет посмотреть его второй раз. Я поздно смотрела. Когда я поздно смотрю, то не все улавливаю. Вообще, конечно, чем-то напомнил фильм "Иди и смотри". Кстати, кадры, как камера выхватывает кадры — красиво, по -тарковскому, классика даже) но всё-таки чувствуется в этом всем недоработки... И нет, как сказать, как раз таки веры в то, что снимает режиссер. Он как будто слегка и сам не понимает или даже не верит, что он снимает действительно то, что он понимает. Чего-то там не хватает.

  • YaDI

    несколько раз пытался смотреть современное казахское кино - нуегонах во веки веков. аминь

  • YaDI

    кличка гога повесился 

    Дык честно только первую серию отсмотрел, остальное аццки скролил. 

  • USHELY

    кличка гога повесился 

    Тоже нормально, кстати. Но это всё древности

  • SergeiSedov

    Ушеля кличка гога повесился 

    "идеальный фильм назовёшь?"

    "Кастинги Пьера Вудмана все"

    Не согласен! Такое впечатление что вот эта серия снята Пьером буквально через жопу.

  • goga_1

    а еще мне этот фильм показался чем-то сродни олдбою, причем в его худшем,  корейском воплощении - особенно сцена с молотком, я так и подумал, ща пистоль отбросит и ну всех крошить

  • 1609

    кличка гога повесился 

    Есть , есть такая аналогия.. Да.

  • Anat-K

    кличка гога повесился 

    Я также по обзору себя поймал на мысли что есть отсылка к Олдбою))) 

  • olifant

    Качаю))

  • kuz_ma_koznizov

    из Гессе "Степной волк" - единственное , что понравилось. Остальное - не моего ума, канеш, дело - особенно Игра все время напоминает великую сказку Андерсена про новое платье короля.

  • goga_1

    Кузьма Козницов 

    мне ваще ничего "не зашло". слишком нудным всё казалось. ну, ладно, это по-молодости, но в зрелом возрасте стало казаться самоочевидным. или спорным.

    но кто такой я и где такой Гессе.