О свите и зрителях
Сегодня хорошие новости для авантюристов цифры и хакеров биоса слов.
Игровое поле в ошибки расширяется, а это значит, влияние анныкаренинского вайба на маршрутах поездов становится сильнее. Осторожно, лучше пешком...
"Минтранс России внес в проект правил для туристических поездов положение, позволяющее пассажирам иметь до двух ошибок в билетах." 18.03.25 06:56 (gazeta.ru).
Но не об этом. Ещё раз, третий кажется - о сыне Арсения Тарковского.
Не вступаю в спор, ибо диалектика.
Короля делает свита. Материал, на котором мастер снимал свои картины - уже и без него был достаточно креативным. Что Стругацкие, что тема религии - беспроигрышная при любой власти, что Лем. Музыка, культурные стразы живописи - классическая иконопись (читай намоленные веками картины), Рублёв, его "Троица" и в "Солярисе" светит(?), Брейгели, Да Винчи, Дюрер, Рембрандт.
Эффект косплея "Дама с горностаем" на кадре дамы с собачкой в "Солярисе"

в "Зеркале" аллюзия на "Охотников на снегу" Брейгеля с кадром с горы и стоящим наверху ребёнком,

цитата на "блудного сына" Рембрандта со стоящим на пороге дома Крисом

и его же "Блудный сын в таверне", где крисоисполненый Банионис держит на коленях влюбленную в Тарковского Бондарчук

Музыка в фильмах автора - второй ударный культурный пласт (или первый) - Вячеслав Овчинников, Эдуард Артемьев, Бах и ...etc.
Из воспоминаний Артемьева - подход к музыке у режиссера почти как у продавца, только товар интеллектуальный:
" «Он сказал, что композитор как таковой ему вообще не нужен. Ему необходимо композиторское ухо и мастерство владения звуком, чтобы соединять звуки. Делать музыку шумов. Шумы, организованные композиторской волей. И в «Солярисе», и в «Зеркале», и в «Сталкере» эта задача постоянно присутствовала. Мне не нужна музыка в чистом виде. Это не концерт. Я включаю музыку там, где мне не хватает кинематографических средств. А где ему нужна была музыка, он брал Баха. Тогда я спрашивал почему? Я тоже могу написать что-то к кадру, он отвечал, что кино – очень молодое искусство. У него нет никаких корней. И чтобы создать у зрителя ощущение связи с мировым искусством, ему нужна музыка старых мастеров, как и картины старых мастеров. Они появляются на экране как-бы ни с того ни с сего. Эти приёмы позволяли относиться к фильмам как к новому типу изложения школ старых мастеров".
И главное, желатин кино, где "химия между героями" ценится больше, чем творческая жилка. У режиссёра "Зеркала" эта ступень ракеты к славе была центростремительной, экзистенциальной. Искры пылали не между исполнителями, а между ним и актрисами. Химия "Зеркала" -трудная любовь Маргариты —Тереховой к нему. "Солярис" увяз в венах Хари-Бондарчук, не сумевшей выйти из роли в одиночество безответности.
На войне и в любви все средства, но искусство не только война и любовь. Не будь зрителя, читателя, слушателя - его бы было меньше. И может быть заслуга многих мастеров именно в умении расставить сеть в этой акватории восприятия. И удачный подбор свиты в виде культурного наследия и живущих рядом людей.
Стихи его отца нравятся больше. Хотя, сравнивать кино и поэзию - наверное, глупо.
-
Да, есть такое. Не только, кстати, у Тарковского. Где-то еще попадались довольно четкие аллюзии на живопись, но сейчас не вспомню. Буду вспоминать, спасибо
1 -
-
У Триера)в Нимфоманке , например, икона на стене и много раз еще. но он подражал Тарковскому. Сюжет Антихриста — это история , которую хотел снять Тарковский, но по-другому. История про мужчину, который сжёг свою жену потому что она врала.
Но еще при жизни Тарковскому не понравилось кино Триера. Триер-- это скорее темная сторона, Тарковский же был глубоко верующим человеком и хотел чтобы искусство человека одухотворяло, возвышало.
-
А диалоги?
В Рублеве из "Братьев Карамазовых", в Солярисе "Преступление и наказание".... В Сталкере тоже сплошной Достоевский. У него фильмы наполнены аллюзиями, отсылками, символизмом. Там , что не кадр- все поэзия, живопись, литература, искусство.
-
-
О цитатах живописи в кино. Сегодня этот приём неплохо подхвачен и работает. Но не на искусство, а на кино. Этот пример нашёл уже сам, давно.
Безумная Грета, Брейгель. Картина на заднем плане в киберборделе, где услуга заканчивается обычным делом сюжета про Настасью Филипповну. Но теперь цитируется не композиция художника и не духовность, а банальное внешнее сходство центрального образа полотна и фильма. Искусство? Или финал "Идиота"? Кино, вообщем. Там, кстати и "Золотой поцелуй" бельвельдерский есть.
1 -
Как грится, нечего сказать - пихай "цитатачки и атсылачки", а интели сам себе смысолы придумают.)) Суть Тарковскера и ему подобных.
1 -
Авось, как известно, каждый сходит с ума по-своему. А ААТ не помешало бы, время от времени, расслабиться как обычному человеку. Нытиков мало кто жалует. Впрочем, это уже сослагательное наклонение.
-
Ну, если сравнить элитарный подход ААТ, его манеру замедленной растянутой съёмки, где минуты льются, как вода, то это в какой-то мере похоже на поэзию, где главная ударная сила не в словах и даже не в образах, а в их сочетании, комбинаторнтсти - умении вызвать неповторимый абрис резонанса у зрителя/читателя, то здесь синдром нытья - главный дивгатель творчества. Когда в 16 лет прочитал внеклассное у Лермонтова про сплошную смерть и людские мерзости - пару дней был в шоке. Не сочеталось с тучками небесными и жемчужными цепями и даже циником и скрытым романтиком Печориным. Поэзия на три четверти - нытьё.
1 -
Авось, есть нытьё конструктивное, когда ноющий ищет решения, а есть нытьё эскплуатационое, когда нытик ищет жилетку для соплей. В случае ААТ - второй вариант.
1 -
Любое нытьё исходит по модулю. Сначала. А потом, в зависимости от мотивации ноющего, становится либо конструктивным, либо вампирическим. Но ключик от деления в кармане автора. И если ты не понял мотивации, твое воспритие может навредить, в случае осуждения. Ну и пусть вредит...После истории с Хари-Бондарчук и парочки других сюжетов от мастера отвернулся. Уже привык к звуку падающих идолов.