Экономика нарциссизма и «ресурсных» людей

Замечали, сколько за последние десять лет выросло «предпринимателей самого себя», строителей «общества достижений» и прочих энергичных личностей, в основном двадцати-тридцати лет, которые воспринимают свою жизнь как личный проект? Весь окружающий мир для них ресурс, в котором есть объекты инвестиций, монетизации и прочего, что поможет им быстро прийти к обозначенным горизонтам обогащения. Личного, разумеется.
Но счастья в мире не прибавляется. Энергичные бойкие персоны в соцсетях и чатах рвутся к счастью, а его как-то не очень, не в достатке.
В соцсети X.com (то, что Маск приобрёл), нашумела история о том, как молодой человек общался с барышней посредством ChatGPT. Ну, не лично общался — он полностью отдал это общение, которое продолжалось целый год, на аутсорсинг нейросети.
У него было обоснование «проекта» — сложно найти подходящего человека, потому что на это нужно тратить много времени и не факт, что результат будет удовлетворительным. А ему хотелось бы еще успевать работать, заниматься любимым хобби, учиться и тусоваться. Он уверяет читателей, что сам мог бы вести переписку с девушкой, но это было бы долго и нудно, не оставалось бы времени для себя, любимого. Поэтому он создал скрипт для нейросети, чтобы она за него общалась в «Тиндере»: знакомилась с девушками, переписывалась и подбирала подходящую. Примечательно, что на одном из скринов, которые он выложил для обозрения, девушка пишет, что ощущает искусственность их общения. Один из комментаторов поста молодого эгоиста спросил — а что, на свидание тоже нейросеть пойдёт?
Реалии современности — благодаря десяткам, если не сотням приложений для знакомств, «другой» порой оказывается ненужным или заменяемым, как товар с коротким сроком годности.
Живя в пространстве голема капитализма, в матрице экономических процессов, которая накрыла собой глубину человеческой психики, мы вдруг стали бизнес-партнёрами, целевой аудиторией, стали носителями «потребительского опыта» и компетенций, которые, например, помогут с выплатой ипотеки или автокредита. У многих зумеров понятие приготовления еды стало прочно ассоциироваться с доставкой. Зачем тратить время на ужин, если можно заняться «прокачкой скиллов»? Пять минут на заказ по мобильному или на сайте — и вот, через полчаса курьер привозит контейнеры с суши или лапшой.
«Предприниматель самого себя» — вот на чём сфокусировано «общество достижений». Люди воспринимают свою жизнь как личный проект, а всё вокруг, включая других людей, рассматривает как объекты инвестиций, монетизации и прочих способов обогащения и достижения успеха. Это перестраивает социокультурный ландшафт и существенно искажает изначальную природу отношений с другими людьми. Иммануил Кант сформулировал свой нравственный категорический императив: человек — это цель, а не средство. Он ясно даёт понять, что отношения между людьми теряют свою гуманистическую основу, как только один человек начинает относиться к другому исключительно с позиции каких-то меркантильных эгоистических интересов, лишая его тем самым статуса автономной личности со своей судьбой, интересами и ценностями.
Последние 15-20 лет в сфере гуманитарных наук активно используют выражение «общество нарциссизма» для описания эгоцентрической зацикленности человека на самом себе и отказа признавать в других людях самоценность. С неимоверным раздутием понятия частной жизни и усиливающейся атомизацией общества, в котором каждый сам решает, каким ему быть и как жить, появился особый стиль нарциссического индивидуализма. Появилась новая разновидность человека, уделяющего повышенное внимание себе и своему телу. Становится нормой, что человек, уверовавший в свою особенность и уникальность, культивирует в себе тот тип «нарциссического всемогущества», на котором зиждется ключевой императив эпохи «ты сам сможешь все».
Индивидуалист в капсуле нарцисса не просто достигатор, верящий в свои силы. Для этой формы индивидуализма характерен колоссальный разрыв между представлением о себе, своими фантазиями и реальным положением дел. Человек яростно верит в то, что он исключителен, имеет особую миссию, а ещё он чертовски привлекателен и талантлив. Все остальные, по его нарциссическому мнению, либо восхищённая аудитория, либо тупые хейтеры, завистники. Ему кажется, что стоит только захотеть — и он добьется чего угодно. Пришла эпоха самовлюбленных нарциссов, которых не интересует никто, кроме них самих и армии влюблённых в них фанатов в социальных сетях. Мы все видим это в бесконечном карнавале всевозможных менторов, наставников, распаковщиков и дегустаторов. Он, и только он может дать подробный и глубинный обзор «бич-пакетов» из сетевых магазинов, она, и только она, может научить дышать маткой и так далее.
Можно с пользой потратить время ( а не как обычно в смартфоне) и прочитать международное клиническое руководство по психическим расстройствам «Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders» («DSM»), и тогда природа распространяемой эпидемии станет понятней. Пример нарциссического индивидуалиста может служить поведение матери, с которым некоторые сталкивались в жизни. Под предлогом заботы о ребёнке такие матери превращают его жизнь в ад при помощи тотального контроля. Ребенок задыхается от чрезмерной опеки и подавляющей его псевдолюбви матери, которая уверена в том, что она живёт исключительно в интересах чада и делает всё для его развития.
Проникающий в идеологию «общества достижений» патологический нарциссизм создает новую норму, своего рода стандарт современного общества. Он укрепляет эгоцентризм человека и порождает множество проблем во взаимоотношениях — от различных форм созависимости до эпидемии одиночества.
Например, вот эти «точки боли», говоря языком эгоцентриков:
Безграничный рост самомнения, преувеличение людьми своих талантов и способностей, привычка постоянно лгать другим, выдавая фантазии за реальные истории. Человек рассказывает, что лично знаком со всеми знаменитостями и тысячи «френдов» хотят оказаться как можно ближе к нему, а через это — к раскрученным медийным личностям, фотомоделям и остальным «звездулькам» на час.
Мечты о славе и власти над умами, желание иметь сотни тысяч фанатов. Бесы собственного величия садятся на шею не только человека, но и его близких.
Ничем непоколебимая убежденность в своей невероятной исключительности, особой миссии, призвании, потрясающем воображение. Стремление непременно иметь такое призвание и уникальную миссию становятся платформой для формирования зацикленного на себе индивидуалиста, жертвующего любыми отношениями, которые не приносят выгоду. Миф о собственной исключительности наряду с феноменом воображаемой аудитории был описан многими психологами. Характерной чертой подобных состояний является их проявление в раннем подростковом возрасте. Подросток пытается разобраться со своим внутренним миром, понять свои чувства и желания, переживая бурную гормональную и психоэмоциональную перестройку. Этап развития личности вполне естественный для взросления, но впоследствии он становится барьером в развитии.
Сплошь и рядом — потребительское отношение к людям, использование их в качестве ресурсов и объектов манипулирования. Нет человека, есть «ресурс», есть «лайк», есть «репост». Целая армия инфлюэнсеров ежедневно признается в любви своим подписчикам в социальных сетях, уверяя всех и каждого в своих искренних чувствах, делясь интимными переживаниями и рассказами о своей жизни, но все это делается ради «удержания аудитории» и получения прибыли. Отсутствие эмпатии и простого человеческого отношения к другим снимает этические ограничения и позволяет идти по головам.
Из этого вытекает специфическая убежденность нарциссического индивидуалиста в том, что у него есть какие-то особые привилегии и права. Например, разбрасывать пятитысячные банкноты из окна офиса на Невском, как это делал Павел Дуров. Философ Мераб Мамардашвили, рассуждая о различии между инфантильным человеком и взрослой личностью, чётко сформулировал: взрослый человек не считает, что мир и другие люди ему что-то должны. Но фанаты позитивного мышления, «слышащие голос Вселенной», верят, что все их желания будут исполнены. Блиновская их наставляла так, да и не только она... Вселенная просто не имеет права не открыть «денежную чакру» и не впустить в их жизнь «денежный поток». Эта детская наивность вписывается в нарциссические фантазии о собственном всемогуществе и гениальности.
Стоит заметить, что все описанные нарциссические черты типичного воина «общества достигаторов» имеют и обратную сторону. Самовлюблённость соседствует с колоссальной неуверенностью и скрытой нелюбовью к себе. Живя в воображаемом мире собственных фантазий, на которых активно играют модные бренды, такой персонаж бесконечно далёк от реальной жизни, пока шершавая действительность не напомнит ему о себе. Люди с ярко выраженными нарциссическими чертами, стремящиеся пополнить армию достигаторов «успешного успеха» и доказать миру свою уникальность, проваливаются в депрессию, неожиданно выяснив для себя, что они не «топовые», а такие же, как все.
А что остальные? Что с миллионами тех, кто работает от 8 до 17, занимаясь зачастую скучным и нелюбимым делом, как им кажется, что с ними? Они зрители, которые наблюдают бесконечный карнавал «успешных» достигаторов, наслаждающихся жизнью на Мальдивах и в Дубае, и впадают в отчаяние от ощущения собственной никчёмности. Их накрывает, как говорят — жизнь не удалась, им не хватило амбиций и усердия, чтобы добиться таких невероятных результатов, которые они видят на миллиардах фото и видео в соцсетях.
Такое состояние общества социологи называют «коллективный нарциссизм», в котором каждый равнодушен к другим, своему прошлому и будущему, но энергично создаёт глянцевый образ себя на продажу. И когда грандиозные фантазии самовлюбленных индивидуалистов сталкиваются с жестокой реальностью, наступает специфическая форма апатии, человек сгорает от стыда и разочарования в себе. Бодрый лозунг «Ты можешь все» и позитивное мышление больше не работают.
Раздутый индивидуализм современного общества превращает «другого» либо в потребителя услуг, либо в того, кто эти услуги оказывает. Французский социолог Жиль Липовецки в книге «Империя эфемерного», посвященной миру моды, пишет: «“другой” — это мой имиджмейкер, предприниматель, который знает, как обойтись с моим “я”, как сделать мое “я” одновременно объектом инвестиций и инвестируемым капиталом. Это может быть инвестиция в знания и опыт, эстетическое переживание и психологический самоконтроль, вырастающий вокруг построения собственной гибкой идентичности...»
Это наша реальность, когда все отношения под воздействием «сервисной экономики» превращаются в коммерческие. Официанты в ресторане, люди на ресепшен в гостинице, онлайн-психотерапевты, вебкам-модель, которая за деньги ублажает похоть клиентов, туроператор, подбирающий маршрут для отпуска, и даже дейтинг-приложение, учитывающее ваши пожелания при подборе кандидатур, — всё формы сервисных отношений и деловых партнёрств, эффективно работающие для человека-потребителя. Для личности — «предпринимателя самого себя», но они по своей сути противоречат нормальному человеческому общению.
В Петербурге организовали клуб для проведения различных мероприятий — от лекций и мастер-классов до чемпионатов по настольным играм и психологических перформансов. План был прекрасен — это будет место дружеских встреч. Казалось бы, очень хороший человечный проект, но есть в этом что-то от сетевого маркетинга, когда участники сообществ «Herbalife» или «Mary Kay» активно привлекали родственников и друзей для «совместного заработка». Или другой формат общения — популярные нынче нетворкинги и бизнес-завтраки, на которых люди знакомятся исключительно с деловыми целями.
Все эти заменители нормального общения касаются и другого. В начале я говорил о поиске партнёра без необходимости выстраивать сами отношения, но есть целый ряд модных веяний и ценностных установок, которые фиксируют эту настораживающую трансформацию социальных связей. Цифровые технологии и новые формы трудовой занятости размывают грань между работой и неработой, происходит стирание границы между сугубо личными отношениями и коммерческими. Семейные, романтические и дружеские отношения комкаются, словно листы бумаги, обрушиваясь в хаос экономических и личностных отношений.
Надо противостоять подобному превращению любых отношений в коммерческие. Если близкие люди и друзья начинают друг друга использовать, то отношения разрушаются.
Рыночная психология, основанная на конкуренции, формирует поведенческие модели, в которых каждый ищет выгоду и люди априори делятся на конкурентов и бизнес-партнеров. Перефразируя известный мем — «Прости, Кант, мы всё потеряли».
Женщина выступает в роли эстетического предпринимателя, активно приводя себя в «товарный вид» с помощью косметики, фитнеса и прочих средств ухода за собой. Это её инвестиции, она убеждена, что они привлекут к ней внимание обеспеченных мужчин. Как говорят тысячи блогерш с накачанными губами и одинаково расчёсанными волосиками на прямой пробор — «Мне нужен мужчина с 15 Айфоном и “Порше”, иначе нет любви». Подтекст — за деньги «да».
В отношениях идёт гонка за прибылью. Главное — получить профит, и чем быстрее, тем лучше. Миллионы людей с чудовищным эгоизмом и зацикленностью на самом себе любимом, рыщут по приложениям и соцсетям, ища состоятельного партнера. Это так похоже на рыночный закон спроса и предложения. Рыночный закон подчиняет себе всех — и людей зрелого возраста, и молодых, активно использующих для поиска «второй половинке» самые современные цифровые технологии.
Такие знакомства предельно далеки от романтических историй в духе советской кинокартины «Вам и не снилось...». Сегодня на сцену выходят герои вроде персонажа нашумевшей документалки Netflix «Аферист из Tinder». Мошенник, выдававший себя за сына миллиардера, обкрадывал девушек и женщин из разных стран, которые не успели закопать в своём сознании белого коня. Ну, и принца тоже. Одна из героинь, взрослая женщина, говорит, что мечтала о любви, какую описывают в сказках и показывают в романтических фильмах. То есть вот так она и жила всю жизнь с установкой на то, что такая любовь есть. Ассоль же дождалась, а чем она хуже?
Психолог Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» говорит, что проблема любовных отношений заключается в том, что человек желает не любить, а быть любимым. То есть такая игра в одни ворота. Люби меня, а я уж как-нибудь там решу с тобой... Парадигма такая. В поисках подходящего партнёра мысль о том, что надо учиться строить отношения, отложена на десятое место.
Этому же способствует потребительское отношение эгоистичного индивидуалиста с чрезмерными требованиями к миру. Неспособность найти «идеального партнера» приводит к фрустрации и, как следствие, к социальной изоляции.
Зигмунт Бауман в книге «Индивидуализированное общество» пишет, что долгосрочные отношения уходят в прошлое, уступая место краткосрочным связям и постоянной смене партнеров. Всё быстро, всё по верхам, всё динамично... Даже ввели понятие «этапный брак», это когда строятся отношения на несколько лет, потом разбежались — супер, очередной жизненный этап, не надо грустить, всё идёт по плану!
Эпоха «текучей современности» создает множество препятствий долгосрочным и глубоким отношениям, загоняя человека в иллюзии, что с помощью современных технологий несложно найти друга, романтического партнера или будущего спутника жизни.
Свинцовая статистика говорит обратное. В индивидуализированном обществе одиночество становится эпидемией. ВОЗ в 2023 году провела опрос в 142 странах, результаты которого показывают, что, устоявшимся общественным установкам, одиночество чаще испытывают молодые люди до 35 лет, чем пожилые.
Только 17% пожилых людей считают себя одинокими, тогда как среди молодых от 19 до 29 лет на одиночество жалуются 27%. Практически треть от опрошенных.
Ну, да ладно — все мы знаем, что эти исследования и опросы зачастую «притянуты» к определённым задачам, и относится к ним с доверием часто не стоит.
Но всё же — раздутый эгоизм и восприятие мира как собственный ресурс, очевиден. Тренд налицо, трендсеттеры не дадут соврать. Построить личный бренд — и продавать самого себя, любимого, используя знакомых, создавая им видимость искренности и сочувствия. На самом деле, всё наоборот. Главное — «качнуть бабло», чтобы потом уехать, и желательно подальше и поюжнее.
Так и живём среди трассирующих следов «личных брендов», «самодостигаторов», «ресурсных людей» и прочего, смертельно ледяного и безликого.
-
"Индивидуалист в капсуле нарцисса не просто достигатор, верящий в свои силы. Для этой формы индивидуализма характерен колоссальный разрыв между представлением о себе, своими фантазиями и реальным положением дел."(с)
А нам точно нужно обращать на него внимание?
2 -
Хорошая статья, мне понравилось, спасибо, будут еще подобные рассуждения с удоовольствием почитаю))) Мнения изложенные в статье вполне разделяю))
1 -
В мире чудовищной российской боллитры таких павлинов не один десяток рыщет.
Правильная заметка.
2 -
Классная статья.
А почему так? Потому что мы ничего и никого не любим. Современное общество не умеет любить. Любить-это включить другого человека и другое в свое пространство, уничтожить свое эго, исчезнуть, а потом вырасти.Болезненно, конечно, но только так личность и растет. По Мамардашвили тоже самое происходит с душой человека.
Философ Мераб Мамардашвили, рассуждая о различии между инфантильным человеком и взрослой личностью, чётко сформулировал: взрослый человек не считает, что мир и другие люди ему что-то должны.(с)
Про формы у него тоже хорошо. Про умную форму.
1 -