В стиле блюграсс

На одном крыле / On a Wind and a Prayer (2023)
Amazon Prime Video
Режиссер: Шон Макнамара
В ролях: Деннис Куэйд, Хизер Грэм

Начнем с того, с чего начинается сам фильм: с титра о том, что это рассказ о реальных событиях, случившихся в канун Пасхи в 2009-м году в небе на Флоридой, когда пилот пассажирского борта, вылетевшего с частным рейсом в Луизиану умер на взлете. Ну, то есть от земли оторвался, пошел в набор высоты, настроил автопилот — и на этом все, скоропостижно, прямо в кресле. На борту остались только пассажиры — муж с женой и две их дочери.

Хорошая новость — у мужика был опыт тренировочных полетов на Цессне. Плохая — это было давно и мало, кроме того тесное учебное одномоторное корыто мало похоже на полноценный самолет, рассчитанный на приличные расстояния и пассажиров с грузом, разве что ручка управления что-то напоминает. Паника в воздухе, паника на земле — перипетиям этого полета и посвящен фильм.

Сама история в свое время сильно нашумела. Возможно, что-то и вы слышали краем уха, а уж в Соединенных Штатах о ней и вовсе о ней знал каждый первый, примерно как у нас — про вынужденную посадку рейса Уральских авиалиний на кукурузное поле. Поэтому, собственно вопроса — разобьются? выживут? — тут нет. Самолет благополучно сел, все живы и здоровы.

Ну, хорошо, причем же тут блюграсс? — спросите вы. Непритязательная музыка, такой облегченный и слегка разболтанный мажорный акустический кантри, струнный джем с неизменными банджо, мандолиной, гитарой, скрипкой и бодрым вокалом, непременное развлечение сельских ярмарок на Среднем Западе как нельзя лучше описывает и многочисленных персонажей «На одном крыле», и сам сюжет, пусть и предсказуемый, но многонаселенный и вполне захватывающий в реализации.

Начнем с названия. Наши локализаторы упустили важный момент, произвольно отрезав от него половину. Оригинал «On a Wing and a Prayer» звучит для американского уха почти как идиома и мало того, что напоминает о военном фильме 44-го года «Wing and a Prayer» об американских летчиках на Тихом океане (конкретно — битве за Мидуэй), но и включает в контекст ментальность и ценности протестантской Америки.

Этим ценностям, вполне себе консервативным и традиционным, посвящен, например, довольно продолжительный пролог. Самолет взлетит только на 25-й минуте, а до этого мы увидим семью (в главных ролях Деннис Куэйд и Хизер Грэм) на местном конкурсе барбекю (они побеждают и раздают порции всем желающим), дома, в церкви. Религиозная составляющая была особо важна для героев событий. Они тянули с правами на экранизацию своей истории несколько лет, пока не нашли людей, готовых учесть их главное требование. «Теперь только я и Господь Бог управляем самолетом», — говорит главный герой, отключая автопилот и удерживая штурвал.

На земле, тем временем в борьбу за выживание включаются две диспетчерских вышки, пилот с солидным налетом на нужной модели выходит на связь по телефону, а еще двое детишек следят за полетом по местному флайтрадару и слушают переговоры, нелегально выйдя на нужную частоту (хм, я тоже иногда так развлекаюсь) — в общем, авторы делают все, чтобы история, известная всем в деталях, смотрелась динамично и увлекательно. И у них, не иначе каким-то чудом, это получается! Все сделано элементарно, как по учебному пособию — вовлечение, сопереживание, эмоциональные качели, череда кризисов и их разрешений по нарастающей, динамичный монтаж — но держит, не оторваться. Как увлекает и предельно простой, бесхитростный блюграсс — кто бывал на фестивалях и уличных праздниках, где он звучит — не даст соврать.

Я обещал привести примеры отечественного кино в подобном стиле? По-русски этот жанр я определяю как лубок («вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов», — сообщает нам википедия). А за примерами далеко ходить не надо. «На солнце вдоль рядов кукурузы» Сарика нашего Андреасяна как нельзя более укладывается в этот концепт. Предсказуемо, массово, элементарно до банальности, даже молитва звучит в нужный момент — и так же втягивает в свою ауру. Или, вот еще, «Иерей-сан» Баранова/Охлобыстина, вышедший в 2016-м про приключения православного батюшки-японца в российской глубинке, где тоже были традиционные ценности, «простота и доступность образов», а так же, буквально, чудо.

А если вы вспомните что-то похожее по жанру и стилю — пишите в камменты, мне, правда, интересны виражи, которые выписывает российское кино в новом веке в поисках самоидентификации.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 25
    8
    286

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.