Вглядываясь в старое фото. Люди и судьбы. Исторический экскурс

Николай Георгиевич Осмоловский и Антонина Антоновна Комоцкая
Рассказ «Вглядываясь в старое фото» уже был закончен, когда поиски привели меня в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). По данной ветви рода Осмоловских в архиве имеются несколько описей хранения. Коротко остановлюсь на изученных материалах. В паспортную книжку Георгия Ивановича от 1895 года вписано трое детей.

Марии среди них нет, так как она 1896 г.р. Николай, Ольга, Сергей (реалист на фото из первой части). Имелся ещё старший сын – Владимир, не вписанный в паспортную книжку ввиду своего совершеннолетия. О нём мы поговорим отдельно. Николай был небезизвестным художником. В интернете имеются сайты, посвящённые Николаю Георгиевичу, но мы обратимся к первоисточникам – имеющимся в деле автобиографиям Н.Г. Бонч-Осмоловского[Боньча (Бонча, польское Bończa) – польский дворянский герб итальянского происхождения, впервые упоминаемый в 994 году] и его сына Адриана. Николай Георгиевич родился в декабре 1883-го года в городе Белая Церковь. Окончил четыре класса Минского реального училища, где обучался рисованию под руководством отца. В 1902-1905 годах на деньги отца учился живописи в Москве, в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, считалось Высшим учебным заведением царской России), у преподавателей С.А. Коровина (брата знаменитого художника К.А. Коровина) и С. В. Малютина. Художник-монументалист, живописец, график.

Будучи студентом, принимал участие в революционных событиях 1905-го года. В 1906 году отправился в Париж, где продолжал обучение в частной школе Фернана Кормона, но вынужден был вернуться в Россию в 1908-м году, в связи с ухудшением здоровья отца. Занимался жанровой, пейзажной, портретной живописью, писал обнаженную натуру. Приставка Бонч к фамилии означает буквально принадлежность к гербу, причём не абы какому, а древнему польскому, с единорогом, который присваивался дворянину литовским, а позже польским королём. Ведёт историю из Италии, с Xвека, когда Польша приняла христианскую веру. Система польских гербов – это отдельная тема.
С конца 1920-х годов Н.Г. Бонч-Осмоловский заинтересовался разработкой и химическими процессами изготовления прочных красок и грунтов для станковой и монументально-декоративной живописи, в частности огнеупорной пастели. Являлся изобретателем новых видов красок, патенты на изобретения которых хранятся в архиве. Работал художником-технологом в Управлении строительства завода мозаичных плит, на фабрике «Палитра». Также занимался книжной иллюстрацией. В его оформлении вышло несколько произведений классиков русской литературы – «Демон» М.Ю. Лермонтова, сказки А.С. Пушкина и П.П. Ершова. Работал театральным художником. В 1936 году арестован, как «участник контрреволюционной организации» и приговорён к пяти годам исправительно-трудового лагеря. За его освобождение ходатайствовали многие известные академики, скульпторы и художники. В частности академик Щусев, муж одной из дочерей старшей сестры Г.И. Осмоловского. 5 апреля 1941 года Н. Г. Бонч-Осмоловский был освобождён и выслан на север. После освобождения из ссылки поселился в Новосибирске и продолжил работать художником-технологом. В материалах архива имеется его письмо к «товарищу Сталину», в котором он пишет, что судимость мешает заниматься любимым делом и просит её снять. Но снята она была только в 1965 году, за три года до смерти художника, когда он уже вернулся в Москву. На сайтах в интернете утверждается, что творчество Н.Г. Бонч-Осмоловского представлено в российских музейных собраниях – Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В РГАЛИ хранятся некоторые произведения графики, но сразу хочу сообщить, что ничего толкового из попыток скопировать работы и разместить их здесь не получилось. Материалы выдаются в виде микрофильмов, оригиналы получить невозможно, но даже если бы выдавались оригиналы, то фотографировать и ксерокопировать их, ввиду особой ценности, нельзя. А фото с экрана допотопного фильмоскопа оставляет желать лучшего. Можно заказать цифровые копии, но стоимость копирования одного рисунка необоснованно велика. Поэтому представлен только «Портрет жены» (это цифровая копия). Необходимо сказать несколько слов о первой жене художника и её роде. Лучше всего донесут информацию строки, приведённые в автобиографии сына Николая Георгиевича – Адриана Николаевича, советского художника, проживавшего после войны в Риге (орфография и синтаксис как в оригинале): Моя мать Камоцка Антонина род.в 1887 г.в семье военных, выходцев из Польши. Её отец и мой дед был командующим Смоленским военным округом в чине генерала до 1917 г. Старшая сестра матери Варвара Камоцка была замужем за помещиком, правнуком композитора М.Глинки, который при перевозе на допрос в 1918 г. помещиков Смоленской губернии по дороге был расстрелян. Брат матери Александр Камоцкий в 1936 г. в Москве в Бутырской тюрьме по приговору тройки ГПУ был расстрелян. Среди родственников моего отца по украинской ветви были известные фамилии, такие как Зозуля и Щусевы, много приложивший сил для реабилитации отца был академик Алексей Викторович Щусев. Среди родственников, проживавших в Белоруссии жил известный религиозный деятель и священник, затем принявший католическую веру Адриан Осмоловский 1838 г.р., именем которого я был назван при крещении 5 мая 1915 года.


Сохранилось много рисунков, а также архитектурных изображений церквей и зданий авторства Георгия Ивановича Осмоловского. Имеются классические рисунки на библейские сюжеты, пейзажи, но по причинам, названным выше, приходится довольствоваться попыткой привести здесь лишь несколько рисунков.


Но даже это небольшое количество работ даёт представление о мастерстве художника.
Комоцкие
Но и данный материал не явился окончанием, а лишь началом более широкого исследования. В силу незнания или в силу «красного словца» автобиография Адриана Осмоловского имеет ряд неточностей. Отец его жены не был генералом. Он был воинским уездным начальником в чине подполковника. Участником двух турецких кампаний, кавалером многих орденов.

У композитора Глинки не было детей, соответственно внуков и правнуков тоже быть не могло. Муж Варвары, однофамилец композитора, не был расстрелян в 1918 году. Он был расстрелян в 1937 году, вместе с женой. Брат Антонины Александр действительно был расстрелян в 1936 году в Бутырской тюрьме. После длительной паузы и многочисленных согласований мне все-таки выдали следственное дело. Но этому предшествовали другие события. Поскольку Адриан Осмоловский жил в Риге, то я решил, что и потомки его должны находиться там же. В век социальных сетей найти их не представило большого труда. Внучки Адриана Николаевича Наталья и Яна помогли в поисковой работе. Нашёлся семейный альбом начала ХХ века. С уникальными фото, часть из которых будет размещена ниже.
Георгий Владимирович Осмоловский
В семейном альбоме заинтересовало фото полковника в советской форме, с рядом орденов на груди. Кто это такой, сёстры пояснить не смогли. Но сзади, через бумагу, виднелась какая-то надпись. «Давайте пробовать отделить фотокарточку, – попросил я, – суровой ниткой, осторожно». Всё получилось. Удалось разобрать надпись карандашом на задней стороне фото: «Дорогому брату от Жоржа Осмоловского». Но у Адриана не было братьев, если только двоюродные. Вспомнились слова из фильма: «Гоша, он же Гога, он же … Георгий». Георгий Осмоловский! Иконостас на груди, в частности ордена Ленина и Красного Знамени. Остальное явилось делом техники. Георгий Владимирович Осмоловский, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Красной звезды, заместитель начальника миномётного военного училища в годы войны.

Методом от «обратного» удалось разыскать сведения об его отце. Биография орденоносца и военачальника – не секрет. Родился он в 1902 году во Владивостоке. И я принялся изучать «Памятные книжки Сахалинской губернии». Так был «найден» отец Георгия (Жоржа) Осмоловского Владимир, старший сын Георгия Ивановича, считавшийся умершим в юности, полицмейстер в дальневосточном городке, эмигрировавший после октябрьского переворота в Японию. Потомки Осмоловских об этом ничего не знали. Там отдельная интересная история.
Николай Комоцкий
Но вернёмся к Комоцким. Благодаря поисковикам из ВГД (Всероссийское генеалогическое древо) удалось раскопать историю этого древнего дворянского польского рода аж до ХV века. В веке XX история рода, в основном – трагическая. Брат Антонины Александр, расстрелянный в 1936 году, с каждым допросом всё более признавал свою вину по сфабрикованному делу (полностью реабилитирован в 1955 году). Вслед за ним были арестованы ещё ряд человек, в том числе и художник Николай Георгиевич Осмоловский. Александру Комоцкому вменялась в вину помощь Ярославскому антибольшевистскому восстанию в 1918 году. Военным руководителем восстания являлся полковник (в дальнейшем генерал-майор армии Колчака) А.П. Перхуров – двоюродный брат Комоцких. В материалах дела я не нашёл никаких доказательств его причастия и вины, кроме его же личных признаний. В допросах Александр Антонович рассказал про судьбу своих братьев. Андрей, прапорщик РИА, погиб в 1917. Николай Комоцкий (по версии расстрелянного брата) пропал без вести в гражданскую войну.
Мне удалось найти сведения о Николае Антоновиче Комоцком. Выпускник кавалерийского училища, он не погиб в Гражданскую войну. Герой Первой мировой войны.

Служил в Рижском кавалерийском полку под командованием барона Врангеля. Не изменил своему командиру, царю и отечеству. Подполковник РИА, полковник «белой гвардии» в составе ВСЮР Антон Комоцкий проследовал за своим командиром бароном Врангелем в эмиграцию. Галлиполиец. Следы его теряются в 1931 году, в Белграде.

«Из дворян, сын офицера. Елисаветградское кавалерийское училище 1903. Подполковник 16-го гусарского полка. Во ВСЮР и Русской Армии в 3-м кавалерийском полку до эвакуации Крыма. Полковник. Орд. Св. Николая Чудотворца. В эмиграции в Югославии, к 1931 председатель Общества Галлиполийцев в Великом Бечкереке .» (Волков С.В. Офицеры армейской кавалерии. Москва, 2002 г.)

Фото из семейного альбома:


Можно много написать в продолжение исследования. Например, я сфотографировал материалы сфабрикованного дела против Андрея Комоцкого и Николая Осмоловского. Но, видимо, ещё не время.
-
9166272
-
-
-
-
Ну, а иначе бы откуда взялись рисунки? В тексте вроде ясно написано)
1 -
мою прабабушку немку поволожскую во время ВМВ расстреляли. ну и мне дюже интересно было - как приговор сформулирован.. пошёл я к юристам с просьбой правильно запрос в архив составить. а юристы мне сказали шышта сначала надо документально родство доказать.. а прабабушка моя в Бельгии родилась... вобщем паходу суть приговора её я так никогда и не узнаю
1 -
Не совсем так. Дела, которым более 75 лет, выдают любому (это касается следственных дел ). После согласования с соответствующими службами. Не особо хотели, но я настоял и сослался на закон. Следственное дело выдали, а дело о реабилитации 50-х годов - уже нет. Если в годы войны, то прошло 75 лет. "Часть 3 статьи 25 закона «Об архивном деле в РФ» ограничивает на 75 лет доступ к архивным документам, которые могут содержать сведения о личной и семейной тайне. Если с момента окончания дела (вынесения приговора) прошло менее 75 лет, нужно предоставить в архив цепочку свидетельств о рождениях и браках, подтверждающих ваше родство с репрессированным лицом.
Если с момента окончания дела уже прошло 75 лет, то запросить доступ к документам о репрессированном родственнике можно без подтверждения родства. Тем не менее на практике архивные учреждения не всегда выдают архивное дело человеку, который не является членом семьи репрессированного."1 -
Интересные изыскания.
Мне вообще кажется, если в семье есть такие фото старинные - обязательно есть там и интересная история за ними. Я сейчас так подумала - у меня вот такие фото остались только от одной из бабушек. И если там копнуть - такие вихри и тайны обнаружатся... Одна старинная история про наследство чего стоит или про бабушкиного брата - старого большевика, хе... А в родственниках там тоже - художники, скульпторы, причем много почему-то, хороший известный артист и даже советский писатель и его не менее известный сын, которого обменяли на видного иностранного деятеля-коммуниста когда-то, и т.д. Я думаю, в каждой семье много такого разного, интересного, если копнуть, если хочется узнать.
2 -
-
-
-