Календарь. Системы летоисчисления. Откуда взялся «старый» новый год?

Не все знают, что же это собственно такое – календарь и какие на Руси существовали системы летоисчисления. Календами (Calendae, от латинского calare, т. е. «звать») в древнем Риме называли первый день каждого лунного месяца. А «звал» в данном случае помощник понтифика (прим. верховного жреца), который наблюдал за лунными фазами с Капитолийского холма и когда первый раз видел серп луны, то созывал народ в Капитолий, чтобы торжественно возвестить о наступлении нового месяца. Сalendarium обозначал долговую книгу, по которой должники платили деньги в первый день каждого месяца. Это название и стали применять позже применительно к календарю.
Буквально календарь означает систему исчисления больших промежутков времени, основанную на периодичности движения небесных тел, Солнца или Луны или Солнца и Луны одновременно.
В народе календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников.
Существует такое определение, как «тропический год» (также известный как «солнечный год»), это отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года, например, время от одного осеннего равноденствия до следующего, или от одного дня летнего солнцестояния до другого. Но, ни тропический год, ни время оборота Луны не заключают в себе полного числа дней, поэтому в разные времена и у разных народов появлялись разные системы времяисчисления, которые имели цель приспособить астрономические периоды к повседневной жизни человека.
![]() Старый Римский календарь в 304 дня.
|
Разные календари существовали у многих народов, древних египтян и китайцев, у индийцев и индейцев Южной Америки: ольмеков, майя и ацтеков. Какой календарь был у древних славян до христианизации, сказать точно современная наука не в состоянии, так как историки используют для восстановления древнеславянского календаря, в основном, сведения из средневековых письменных источников, а это христианские летописи и агиографическая (жанр церковной литературы, описывающей жития святых) литература. По понятным причинам эти сведения не могут быть точными. Также источником сведений является археология, но она тоже не даёт точных сведений, так как сложность вызывают споры о том, какие именно археологические культуры можно считать славянскими. Академик Б.А.Рыбаков в своих построениях опирался на керамику черняховской культуры, которая даёт обширный материал, но славянская принадлежность, которой не признается большинством археологов. Б.А. Рыбаков в монографии «Язычество древних славян» приходит к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц («луна»)). В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года (которое вполне может быть связано с христианством), 27 (тридевятое царство), 30 (тридесятое царство), 40 дней и 1600 (сорок сороков).
Некоторые маститые исследователи, например чешский археолог, этнограф и историк-славист, Любор Нидерле (1865-1944г.г.) считали, что у славян, в том числе и восточных, сколько-нибудь стройная календарная система отсутствовала. Понятия месяца у них не существовало, а были лишь сезонные определения природных явлений. Неделя (7 дней) называлась на древнерусском языке «седмица», но насколько велика древность этого названия, неизвестно. Во всяком случае, некоторые исследователи предполагают, что славяне пользовались пятидневным промежутком времени, а субботу и воскресенье они заимствовали во время христианизации. Это предположение не лишено оснований, данная теория весьма логична, учитывая, что у человека на одной руке имеется 5 пальцев и счёт гораздо проще вести до пяти. И день недели «среда» тогда действительно является серединой недели. Во всяком случае, слово «суббота» совершенно явно заимствовано из древнееврейского языка, пришло оно, вероятно, вместе с христианизацией Руси, и происходит от еврейского слова «шаббат». Аналогичное название носит этот день в других славянских и не славянских языках. Этой версии происхождения слова «суббота» есть много доказательств, в частности то, что этот день является священным для иудеев и впервые библия об особом статусе «дня седьмого» упоминает ещё в «ветхом завете», во второй главе книги Бытия, когда Бог (Иегова) благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). В дальнейшем «седьмой день» был включён в число десяти заповедей в качестве регулярного дня отдыха, посвящённого поклонению Богу (Иегове), остальные шесть дней были заняты работой, что до сих пор соблюдается в иудаизме. «Воскресенье» тоже, по всей видимости, появилось в связи с христианизацией и посвящено, собственно, воскрешению Христа. Но перейдём, собственно, к календарям.
Итак, юлианский календарь
Юлианский календарь был введён Юлием Цезарем, знаменитым римским императором, в 46 году до нашей эры, поэтому он и назван «юлианским». Он был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Год по юлианскому календарю начинался с 1 января в честь избрания консулов народным собранием, которое называлось «комиций», именно с этой даты. Месяц «январь», как и другие названия месяцев, тоже римские, январь, в частности, назван в честь двуликого бога Януса, который смотрел и в прошлое и в будущее. Народное русское название месяца январь – «просинец», этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем. Год по юлианскому календарю (в дальнейшем ЮК) состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года в ЮК присутствует високосный год, в который добавляется один день, а именно 29 февраля. Юлианский год в среднем равен 365,25 дням, его точность невелика по сравнению с тропическим годом, который равен 365,2422 дням, то есть юлианский год больше тропического примерно на 11 минут. Поэтому ЮК постепенно запаздывает по сравнению с астрономическими сменами времен года и в результате каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.
Григорианский календарь.
С течением времени ЮК всё больше расходился с тропическим годом и к XVI веку достиг 10 суток. Это очень беспокоило христианскую церковь, так как смещалась дата весеннего равноденствия, от которого зависело начало христианского праздника Пасха. В результате было принято решение разработать новый календарь, который по указанию римского папы Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий. Календарь был принят в 1592 году и, по имени римского папы, получил название «григорианского», который в дальнейшем будет называться ГК. Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки, к тому же в новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Григорианский год в среднем тоже длиннее истинного, но совсем немного, ошибка в 1 день накапливается лишь за 4240 лет. Переход на ГК начался в странах Европы с 1582 года. В России ГК введён только в 1918 году, декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января сразу следовало 14 февраля. Русская православная церковь живёт по ЮК (старому стилю).
Судя по летописям, год на Руси начинался с марта, а позднее, с 1492 года, с сентября. Древнейшие памятники русской письменности, например, «Остромирово евангелие», показывают, что месяцы в период принятия христианства, имели славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы.
При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия, для наглядности, объединённые в таблицу:
Современные названия месяцев |
Старые названия месяцев |
Январь |
сечень (время вырубки леса), просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), студень (так как становилось студено, холодно) |
Февраль |
сечень, снежень или лютый (лютые морозы) |
Март |
березозол (несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь) сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы) |
Апрель |
цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), квитень |
Май |
травень (зеленеет трава), летень, цветень |
Июнь |
червень (краснеют вишни), млечень |
Июль |
липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы) |
Август |
серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» - рев оленей, либо от слова «зарево» - холодные зори, а возможно, от «пазорей» - полярных сияний) |
Сентябрь |
вересень (цветение вереска), руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску) |
Октябрь |
октябрь - листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры - кострики конопли, название для юга России) |
Ноябрь |
грудень («груда» - мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России) |
В украинском и белорусском языках до сих пор остались старые названия месяцев, которые для наглядности тоже представлены в виде таблицы:
Современные русские названия месяцев |
Современные украинские названия месяцев |
Современные белорусские названия месяцев |
Январь |
сiчень |
студзень |
Февраль |
лютий |
люты |
Март |
березень |
сакавiк |
Апрель |
квiтень |
красавiк |
Май |
травень |
май |
Июнь |
червень |
червэнь |
Июль |
липень |
лiпань |
Август |
серпень |
жнiвень |
Сентябрь |
вересень |
верасень |
Октябрь |
жовтень |
кастрычнiк |
Ноябрь |
листопад |
лiстапад |
Декабрь |
грудень |
снежань |
Система летоисчисления на Руси в допетровскую эпоху после принятия христианства опиралась на рассмотренный выше и пришедший через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365,25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до нашей эры, и начиналась она от так называемого «сотворения мира» («рождества Адама»).
Пётр 1 своим указом повелел перенести празднование Нового года с 1 января 1700 года не от «сотворения мира», а от рождества Христова. Царский указ назывался так: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира».[1] Но юлианский календарь при этом остался. Как указывалось выше, переход на григорианский календарь произошёл в России только в 1918 году.
Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" принят на заседании Совнаркома 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В. И. Лениным. В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь". Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1, а сразу 14 февраля. А для связи времён предлагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по - старому.

Декрет Ленина о календаре
«Старый» новый год не что иное, как архаизм, дань памяти празднованию нового года в эту дату более века назад.
[1] Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том 3 (1689-1699 гг.). СПб.1830. стр. 680-681. № 1735.
-
Народное русское название месяца январь – «просинец»,(с)
.......
Уже тогда синячили, значит
3 -
-
-