Рецензия на сериал «Декстер: Первородный грех»

Слова Конфуция о том, что в мире нет ничего приятнее, чем встретить друга, которого мы давно не видели, крайне актуальны не только в личных отношениях, но и в области массового искусства. К сожалению, талантливо снятые сериалы столь же редки, как и алмазы в пустой горной породе, поэтому неудивительно, что успешные телепроекты немедленно порождают франшизы, качество которых с каждой итерацией неизменно падает, причём в геометрической прогрессии, а друг, которого мы так хотели встретить, за годы странствий в итоге становится чужаком.

Однако существуют приятные исключения из правил, к которым относится и кинематографическая вселенная милейшего и культурнейшего серийного убийцы по имени Декстер Морган, получившая лет пять назад весьма качественный и интересный сиквел под названием «Новая кровь». Но время идёт, даже самые талантливые актёры явно не становятся моложе, и при всём желании не могут вечно сохранять привычный нам облик, а значит, главный вопрос, занимающий публику, становится весьма простым — сможет ли новичок, взятый на роль главного героя в приквеле под названием «Первородный грех», успешно заменить мастера сцены?

оригинальное название: Dexter Original Sin
год: 2024
автор сериала: Клайд Филлипс 
в ролях: Патрик Гибсон, Кристиан Слэйтер, Молли Браун, Кристина Милиан, Джеймс Мартинес, Алекс Симидзу, Рено Уилсон, Патрик Демпси, Майкл С. Холл, Сара Мишель Геллар

«Первородный грех» рассказывает нам о юных годах хорошо воспитанного и прекрасно социализированного маньяка по имени Декстер Морган. Как известно фанатам сериала, протагонист ступает на путь массовых убийств в общем-то невольно — его мать, Лора Мозер, будучи осведомителем полиции Майами, сдаёт высокопоставленных членов наркокартеля, и они решают наглядно продемонстрировать публике, что столь аморальное поведение абсолютно неприемлемо. Отловив мисс Мозер, колумбийцы распиливают её на части бензопилой прямо на глазах её малолетних детей, но вместо того, чтобы пробудить в них либертарианские идеи, как у того же Хавьера Милея, инцидент создаёт у ребятишек серьёзные психологические комплексы. Старший брат по имени Брайан, повзрослев, начинает расчленять проституток в промышленных масштабах, а младший — Декстер — и вовсе идёт работать в полицию.

Ситуация осложняется тем, что сержант полиции Майами Гарри Морган, расследующий дело картелей, одновременно крутит роман со своей осведомительницей Лорой, и после трагедии чувствует себя ответственным за её смерть. Чтобы хотя бы частично загладить вину, Гарри решает усыновить Декстера, но антисоциальные импульсы приёмного сына продолжают проявляться в полной мере — герой зачитывается романами Брета Истона Эллиса, регулярно убивает домашних животных и грозится в самое ближайшее время перейти на людей.

Видя, что дело принимает столь неприятный оборот, приёмный отец придумывает хитрый план: если инстинкты маньяка нельзя истребить, то их можно направить в более-менее приемлемое русло. Гарри разрабатывает для Декстера целый кодекс правил, согласно которым он может охотиться только на убийц, которые избежали наказания благодаря судебным ошибкам, и обязуется не причинять вреда невинным. Чтобы наиболее эффективно вести охоту на людей и всегда иметь доступ к полицейским базам данных, Декстер устраивается на работу младшим судмедэкспертом в убойный отдел, и начинает очищать Майами от всевозможных негодяев.

Соответственно, дальнейшее действие сериала быстро перетекает в привычное фанатам оригинала русло — каждую серию Декстер выбирает очередную цель, креативно отлавливает и потрошит её, а затем элегантно препарирует труп и скармливает его крокодилам, одновременно предаваясь квази-ницшеанским размышлениям о бессмысленности бытия и абсурдности человеческой жизни.

Кроме того, поскольку протагонист ещё молод и едва поступил в колледж, «Первородный грех», как и полагается молодёжной трагикомедии, непременно затрагивает и другие животрепещущие темы, такие как взросление героя, семейные отношения, алкоголь и прочие радости тинейджеров, вечеринки с одноклассниками и, разумеется, первая любовь. 

История о народном мстителе, мотивированном различными трактовками справедливости, и браво уничтожающем отбросы общества, явно не относится к категории неслыханных и регулярно эксплуатировалась на экране едва ли не со времён братьев Люмьер. Поскольку поразить аудиторию новизной самой темы в данном случае невозможно, успех каждого подобного проекта в первую очередь определяется такими факторами, как качество сценария и тщательная проработка персонажей, комбинация которых в итоге и создаёт уникальную атмосферу, затрагивающую нужную струну в сердце зрителя.

Оригинальный «Декстер» подкупал аудиторию в первую очередь интеллигентностью, скромностью и застенчивостью протагониста, создающими очевидный контраст с его истинным лицом, а также постоянным и крайне умело подаваемым чёрным юмором. Интересные повороты сюжета, обеспечивающие эмоциональное вовлечение публики, а также постоянная эволюция главного героя позволили сериалу оставаться свежим и актуальным в течение целых 8 сезонов, что даже по стандартам богоспасаемых нулевых было едва ли не рекордом. Хорошо помня успех «Декстера» и руководствуясь золотым правилом «не сломалось — не чини», продюсеры решили возродить легенду, и на первый взгляд может показаться, что это им почти удалось.

«Первородный грех» успешно и эффективно эксплуатирует лучшие элементы оригинала: Декстер мил и застенчив в общении с окружающими, и одновременно безжалостен к своим жертвам, его отношения с сестрой в равной степени умилительны и уморительны, а внутренний монолог героя всё так же меток и ироничен. Авторы не забывают и о базовых элементах морального и философского конфликта, заставляя зрителя слегка задуматься о дуалистичной природе жизни и субъективности нашего восприятия реальности.

По назначению используется также столь ценный креативный ресурс, как ностальгия — смотревшие оригинал непременно оценят молодого, но столь же весёлого Винса Масуку и совсем ещё свежую Марию ЛаГуерту, попа которой в 90-е была всё же несколько меньше колеса от «Белаза». Ночная жизнь Майами всё так же бурна и пестра, прекрасные пейзажи, регулярно заливаемые литрами крови, радуют глаз, а отличный саундтрек, охватывающий конец 80-х и начало 90-х, услаждает слух любого меломана.

Но даже собрав вместе все ингредиенты вкуснейшего блюда, повару непременно требуется некий совершенно уникальный элемент таланта, чтобы соединить их в нужной последовательности и повторить успех 20-летней давности. Нельзя утверждать, что персонажи Декстера и Дебры прописаны неряшливо, равно как и нельзя сказать, что общее направление развития сюжета неинтересно, но, как в своё время писал Булгаков, для успешной репликации красного луча нужен гений уровня профессора Персикова.

К тому же одним из ключевых элементов успеха старого «Декстера» была харизма Майкла С. Холла, идеально попадавшая в тон повествования, и без этой важнейшей специи даже отлично приготовленное блюдо всё равно будет казаться слегка пресноватым. Увы, но в столь безжалостном бизнесе, как создание качественного контента, одна йота совершенства может означать разницу между успехом и провалом.

Также, к моему большому удивлению, в отличие от оригинала, добравшись до середины первого сезона, авторы так и не удосужились порадовать аудиторию приличными антагонистами. Насколько интересен, объёмен и многогранен был Руди из оригинала, не говоря уж о таких феерических гражданах, как маньяк Троица, Ханна МакКей и русская банда «Чёрная кошка», настолько же сероват и скучен безымянный похититель детей из приквела. Авторы не ошиблись, полагая, что аудитории будут небезынтересны приключения юного Декстера, но не учли тот факт, что конфликт и преодоление героем трудностей сами по себе не дают нужного эффекта и все эти процессы желательно снимать увлекательно.

Труппа очень хороша, к тому же актёры подобраны по принципу максимального визуального сходства с оригиналом. Патрик Гибсон отлично смотрится в роли юного Декстера, и хотя ему слегка не хватает характерной челюсти и неандертальских бровей Майкла С. Холла, в целом он успешно излучает ту же энергию серийного убийцы. Сам же Холл озвучивает внутренний голос Декстера, таким образом обеспечивая преемственность поколений.

Молли Браун очаровательна в роли Дебры, хотя сам персонаж настолько благодарный, что испортить его практически невозможно. Кристиан Слэйтер, которого после пика его карьеры в конце 90-х аудитория уже успела подзабыть, удачно возвращается в крупный проект, исполняя роль Гарри Моргана. Джеймс Мартинес в роли Батисты и Алекс Симидзу в роли Масуки добавляют совершенно необходимый комедийный элемент. Ну а Сара Мишель Геллар традиционно вызывает позитивные чувства одним фактом своего присутствия на экране.

Итог: качественно снятый телепроект, одновременно выполняющий роль приквела культового сериала в глазах старшего поколения, и его рибута в глазах молодёжи. «Первородный грех» успешно рассказывает интересную историю и развлекает публику, хотя и оставляет оригинал непревзойдённым. Новичкам непременно понравится, а вот старым фанатам будет слегка неуютно без классического Декстера. В целом, вполне достойно просмотра.

#новые_критики #декстер #маньяк #патрик_гибсон #кристиан_слейтер #бабушка_баффи

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 18
    10
    577

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • mamontenkov

    Ого, не знал. Спасибо. 

  • oleg_barskij

    Хороший обзор. Не знал, что приквел, про оригинал не слышал. Досматриваю, в общем нравится, не хватает криминальной интриги и сюжетнеой изобретательности, но характеры яркие, снято хорошо. Идея "полицейские на экране воспитывают поколение маньяков" несколько оправдывает халявность сценария.  

  • udaff

    Олег Барский 

    конечно, надо оригинал посмотреть — вообще вещь

  • Psychoscum

    Олег Барский 

    Настоятельно рекомендую ознакомиться с оригиналом. Там антагонисты просто пальчики оближешь!

  • oleg_barskij
  • Anat-K

    Сериал неплохой был вначале, но я почему-то сдулся смотреть его после третьего сезона))) Показалось, что они уже начали ежа на глобус натягивать))

  • chey_tuflya

    Александр Костин Мистер Белый 

    Да, совы кончились к четвёртому сезону. А к восьмому и ежи.

  • Psychoscum

    Чей туфля? 

    Жаль, Декстер затупил и Ханну бросил. Как раз для него дама была...

  • chey_tuflya

    Александр Костин 

    Эт точно. Та ещё оторва. Я заметил, что в процессе написания сценария сценаристы "влюблялись" в свои создания. Так Ханна, которая изначально задумывалась "одноразовой" героиней, для конкретных целей, для акцента на "хорошистости" главгероя (Декстера), постепенно начала "отбеливаться", становиться белой и почти пушистой. И вроде даже это удалось, но кому-то наскучило играться в семью маньяков и они линию свернули.

  • USHELY

    Пробовал смотреть. Это для подростков и семейного просмотра. Йня, короче

  • capp

    Это что-то типа Детства Шелдона?