Marginalus Игорь Скиф 06.01.25 в 11:12

«Первый номер» — пластмассовый мир победил?

«Первый номер»
(Россия, сериал, 2024, реж. Клим Козинский). IMDb 7.1; Кинопоиск: 7.9

СЮЖЕТ: 2022 год. Из страны уходят зарубежные бренды и рынок глянцевых журналов, живущих в основном на рекламе, обрушивается. Хватаясь за соломинку, владелец одного из журналов решает пригласить на должность главного редактора известного в прошлом писателя, чтобы он своим креативным подходом смог спасти ситуацию. Но не все так просто...

О ЧЁМ: Весьма яркая попытка человека, которому нечего терять, выйти на битву с «пластмассовым миром», попутно пытаясь решить собственные проблемы и заработать немного славы, денег и счастья.

КОМУ: Всей творческой интеллигенции современного формата, представителям масс-медиа и шоу-бизнеса, мальчикам и девочкам в формате кризиса среднего возраста.

ЗАЧЕМ: Не дотянув до манифеста, сериал оказался, тем не менее, вполне добротной работой уровня мировых киноплатформ. Колорит российского светского общества и сопоставление героев с реальными персонажами — добавляет интереса к просмотру. Временами смешно, временами жизненно. Учит не прогибаться под всякую фигню.

ПОДРОБНЕЕ: После выхода первых серий стали говорить, что этот сериал может стать основным кинособытием года — нежданно глянцевый сериал о порочном мире глянцевых журналов показался больше заявленной и набившей оскомину (да и устаревшей) темы. И это по сценарию Сергея Минаева…

Показалось, что после фразы одного из героев (блестяще сыгранного И. Верником)

«Как говорил Егорушка Летов: Пластмассовый мир победил? Так вот — хрен им, еще поборемся»

сериал может вырасти в многоплановое художественное высказывание, даже в манифест. Что-то типа: «надоели эти лживые рожи псевдобогемы — людям интересны настоящие люди», тем более, что и главгерой постоянно носится с этой идеей.

Игорь Верник в роли владельца журнала

Показалось что… Но — лишь показалось. Потому что к 5-6 серии (будто испугавшись возникшей глубины темы) все плавно сползло на приамурно-приальковные дела: кто кого трахнул, кто кому не дал, кто проплатил ю-туб ролик, у кого седина в бороду — бес в ребро.

Рекламный плакат сериала

Сюжет сериала (или фильма) вынашивался Сергеем Минаевым достаточно давно — и тут надо сказать «спасибо» ген. продюсеру Даниле Шарапову. Конкретные подвижки по сериалу начались в 2022 году, когда, из-за санкций, Москву начали покидать рекламные деньги зарубежных брендов — и продюсер предложил сдвинуть сюжет с тучных глянцевых нулевых на наше время. Это был дерзкий и шикарный ход, из-за которого первоначально и показалось о сериале так много хорошего.

(Справедливости ради, этот сдвиг вряд ли правдоподобен — в 2022 году рекламный рынок бумажных глянцевых журналов был уже не такой тучной коровой, как в 2012, даже сравнивать нельзя. Но кому из зрителей интересны такие формальности).

Как и ожидалось от Сергея Минаева — сюжет романтическо-сатирически переосмыслен из самой его жизни. Именно он без труда угадывается в главном герое: писатель, чей дебютный роман «Духлесс» стал «самым коммерческим дебютом в издательстве АСТ и продался тиражом свыше миллиона экземпляров; чьи последующие романы были намного более прохладно восприняты читателями; кто на кураже и без профессиональной подготовки пришел в кресло главного редактора русской версии мирового фешенебельного журнала «Esquire»; кто с удовольствиям мелькал в свое время по неоднозначным поводам в светской хронике и с удовольствием играл в эпатаж обывателя и пренебрежение к условностям бомонда.

Сергей Минаев. Нулевые годы.

Вся эта БЕЛИБЕРДА

«Мы — носители идеи, мой милый!. Друг мой, я говорю в какой-то странной надежде, что ты поймешь всю эту белиберду».
© Ф.М. Достоевский, «Подросток»

неожиданно хорошо легла в сериал и, хотя были надежды на большее, в целом-то сериал удался. В России в принципе уже научились делать сериалы и сериалы мирового уровня (впрочем — и мировой уровень изрядно опустился за последнюю пятилетку).

Одна из злодеек сериала в исполнении Александры Бортич.
Она же на рекламном плакате.

Отличный выбор Евгения Цыганова на главную роль. Главный герой, если разобраться — достаточно сомнительный тип, больше напоминающий Чичикова, чем Глеба Жеглова (к чему наше подсознание плавно подталкивают постоянные песни Высоцкого в наушниках героя). Главный герой пьет, хамит, ничего не умеет, гоняется за каждой юбкой и пользуется слабостями других. К тому же стареет и остро нуждается в средствах. Но ему фантастически везет, особенно с друзьями и женщинами, которые уже привычно вытягивают его из очередной зловещей дурнопахнущей дыры, в которую он сам радостно забрался. Весьма сомнительный герой, согласитесь. Самое же плохое: от такого сценарного героя за версту несет банальностью и пошлостью, а это криповый кринж.

И надо быть большим актером с большой харизмой, чтобы вся эта пошлость и банальность отлетала от балбеса-героя, не пачкая его в глазах зрителя, оставляя место для симпатии к нему и желания понять его «скрытый богатый внутренний мир настоящего творца» (ТМ).

Евгений Цыганов справился, Евгений Цыганов — молодец.

На этом плакате Евгений Цыганов похож на Нео, Мессию в мире глянца.

Хороши барышни-актрисы второго плана (особенно отмечу Александру Ребенок, Иду Галич и Лукерью Ильяшенко), Верник и Деревянко ожидаемо на высоте, необычен и достоверен в эпизодической роли «последнего настоящего русского писателя» Леонил Ярмольник. Профессионален режиссер Клим Козинский (которого я уже знаю с хорошей стороны по сериалу «13 клиническая») …

Последний настоящий русский писатель в исполнении Леонида Ярмольника оказался очень убедительным.

И в целом — все хорошо. Просто на первых сериях показалось, что сейчас будет что-то Большое, Яркое и Прорывное. Показалось. Реально оказался просто нормальный сериальчик.

По ощущениям, атмосфере, сюжету я бы расположил его где-то между первым сезоном «Содержанок» (который снимал К. Богомолов) и фильмом Яна Кунена «99 франков». Когда-то Сергея Минаева в каком-то глянцевом журнале назвали русским Бегбедером — что же, пусть рядом постоят.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 17
    12
    397

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • horikava_yasukiti

    Какой обстоятельный разбор.

  • oleg_barskij

    Попробовал глянуть - характеры пошловатые, все с тухляцой, ну Верник еще более-менее интересный, дешевые приколы с первого же эпизода, диалоги на 50% петросянские, какое-то польское пижонство из каждого кадра прет. Не, одной серии хватит.

    Обзор хороший, за веру в русское кино лайк)    

  • oleg_barskij

    О. Сорока 

    Происхождение гусар от орлов было научно доказано)

    С Рождеством! 

  • soroka63

    Олег Барский 

    Кем? Британскими учеными? ))

    И вас! И ВСЕХ!

  • oleg_barskij

    О. Сорока 

    Наука польска не згинела!

  • YaDI

    Посмотрел. В целом нормально, понравилось, хоть и адова небывальщина. А концовка как-то не очень, впрочем, как и вся эта шняга с "отменёнными". Ну и с тем, кому в конце посвящение, у главгероя общего, как мне кажется, только что так же синячил, как не в себя.

  • Marginalus

    ЯДИ 

    Я  думаю, что друг Минаева Багиров появился в посвящении в первую очередь потому, что как раз тогда он умер. А так, учитывая, что проект лет десять пробивался и биографию самого Минаева - он в первую очередь себя имел в виду.  Впрочем о сам об этом косвенно говорит в "фильме о фильме", уже традиционной серии о том, как снималось кино.

  • 1609

    Показалось что… Но — лишь показалось. Потому что к 5-6 серии (будто испугавшись возникшей глубины темы) все плавно сползло на приамурно-приальковные дела: кто кого трахнул, кто кому не дал, кто проплатил ю-туб ролик, у кого седина в бороду — бес в ребро(с)

    Да, абсолютно. Слоган этого сериала "Показалось". Тоже сначала понраивлось, думала "ну, классно же" и все... Да, с пятой серии начали тянуть кота за все подробности... И смазали. Ярмольник с купе в квартире--пять. Деревянко, Цыганов — пять и "взять в театр", как говорится, а остальное

    ..... Херня

  • ivanegoroww

    Спасибо за обзор! Схожие впечатления после просмотра.. Начало более мощное и многообещающее.. К середине повествование правило и к концовке так и не выправилось.. Отдельно понравилась сцена в импровизированном купе с Ярмрльником Минаевым и Цыпкиным, чем то напомнило сцену из фильма ДМБ с дембельским поездом))