«Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок…»

Завершает свою прокатную историю и готовится к цифровому релизу победитель кинофестиваля российского авторского кино «Маяк» — дебютная картина Анны Кузнецовой «Каникулы». Фильм был снят ещё в 2022-м и сначала Минкульт отозвал прокатное удостоверение, а потом всё-таки вернул. Российские цензоры казнят или прощают художественные произведения, не посвящая авторов в причины. «Каникулы» в некотором смысле являются переосмыслением романтической трилогии Сергея Соловьёва («Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой»). Попытка возродить жанр подросткового кино, но уже на натуре постсоветского пространства.
«Каникулы» (2022)
Жанр: Драма, комедия
Продолжительность: 1 час 59 минут
Сценарий: Екатерина Задохина, Анна Кузнецова
Постановка: Анна Кузнецова
В ролях: Дарья Савельева, Полина Кутепова, Ирина Носова, Марфа Иванова, Егор Леонтьев, Андрей Пермяков и другие
Производство: Россия, Финляндия
18+
До свиданья, лето, до свиданья!
Двенадцать детей из калужского школьного театрального кружка едут в сопровождении двух учительниц — совсем молодая педагог и режиссёр Татьяна Викторовна (Дарья Савельева) и строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) — на фестиваль в Сочи.
Отношения между ними, мягко скажем, натянутые. Дисциплинированная, гиперответственная, живущая по правилам, установленным всеразличными надзорными организациями (от Минпроса до Комобраза) Генриховна. Амбассадор душноты, занудства и назидательности. И Таня — ветер в голове. Она не сильно отличается от подростков, с которыми ставит спектакль.

Дарья Савельева («Комбинат «Надежда», «Привет, мама») и Полина Кутепова (казалось бы, звезда, а ролей подобного уровня у неё не было со времён «Насти» Георгия Данелии) показывают высший пилотаж актёрского раскрепощения.
Таня привезла спектакль «Земляничное вино». О прощании с летом — читай, с детством. Невольно вспоминается прекрасный рассказ Брэдбери «Прощай, лето» (ну и, как отголосок, «Вино из одуванчиков»).
Вы «Эйфорию» смотрели?
Подростки, особенно в количестве больше одного, особенно возомнившие себя молодыми артистами — штука неуправляемая. Их тяжело доставить даже на экскурсию в музей, что оберегает память поколений буквально через дорогу. А здесь целое путешествие на самолёте в другой город. Было бы грешно не накидать в сценарий всяческих «вояж ситуасьонов». То у одного из ребят не совпадают цифры в билете и документе, то в гостинице им выдают эпически некомфортные номера. А организаторы фестиваля вовсе выдвигают требования — «вино» из названия убрать немедленно! На детском фестивале даже упоминать это слово нельзя. Бессмысленно объяснять устроителям, что вино — в спектакле лишь образ летнего воспоминания. Его изображают светодиодные огоньки в стеклянной банке. Но на сочинском фестивале «эксперименты» на дух не нужны. Здесь дети героически-псевдопатриотическим хором орут «Россия, мы дети твои». Какое ещё вино!

Две сплетённые линии — взаимоотношения подростков, в крови которых кипит первая, как правило безответная любовь, буллинг и ворох неуместных амбиций. И отношения двух учительниц, поначалу непримиримых антагонисток.
Спектакль с думающими живыми подростками кажется организаторам неуместным. Претенциозным. «Необоснованно дерзким». Всё в этой постановке претит дирекции фестиваля. Разве может сюжет о расставании с детством и первой любви, как формулирует председательница жюри, «помочь внушить оптимизм несмотря ни на что? Наоборот!» Любимое занятие — спасти молодёжь от пагубного влияния. Как правило, спасатели эти не знают, с какой стороны подходить к ноутбуку. Вся эта россыпь недовольства только придаёт смысл скромному бунту Тани.

Инфантильная романтика их спектакля подростков волнует мало. Их тоже влечёт смелость высказывания. «Секс, наркотики, отношения — Татьяна Викторовна, вы хоть «Эйфорию» смотрели?» — спрашивают они героиню Савельевой. А ей зачем смотреть, если она сама словно вышла из этого шоу Сэма Левинсона.
В декорациях публичного одиночества
Конечно, конфликт в «Каникулах» может показаться смехотворным. Какие-то внутрицеховые страсти — за сердце Саши (Егор Леонтьев), одного из участников драмкружка, у юных «актрис» разворачивается нешуточная борьба — за пределами самодеятельного кружка мало кому покажется слишком увлекательной или хотя бы понятной.
Поэтому баланс держит линия взаимоотношений свободолюбивой и отчаянной Тани и застёгнутой на все пуговицы (в прямом и переносном смысле) Марии Генриховны. Типичная сюжетная арка, как один персонаж затягивает в водоворот «праздника непослушания» второго — слишком правильного, слишком положительного. Будут и пляски на чужой армянской свадьбе, и прыжки в море, и откровенные разговоры на рассвете.

Героине Полины Кутеповой конечно же придётся выбирать между близкой дружбой и привычной иерархией.
«Наследница по прямой»
Анна Кузнецова — одна из любимых учениц Алексея Попогребского («Коктебель», «Простые вещи»). А креативный продюсер «Каникул» — Борис Хлебников («Снегирь», «Аритмия»). Являясь их, так скажем, «наследницей по прямой», Анна сняла, пусть и пока в поисках своей личной темы, негромкое, антипафосное, человеческое кино. И он совсем не про радикальность: «Сто дней после детства» на его фоне будет выглядеть куда более радикальным. Просто, без каких-либо художественных выкрутасов «Каникулы» говорят о том, что подростки везде одинаковые. Хоть в американской «Эйфории», хоть в самодеятельном театральном кружке. В картине Кузнецовой явственно прощупывается дух времени. Но здесь это фон, а не агрессивная позиция. На позициях сейчас — как и во все времена — те, в чьих силах запретить, закрыть, отменить, проигнорировать. А всяческие попытки «поговорить» с молодёжью — посредством киновысказывания про них же — можно перебить хоровыми запевами.
#creativemarket #каникулы #анна_кузнецова #дарья_савельева #полина_кутепова
-
-
-
вот я тоже думаю. но скачать пока негде
2 -
Дмитрий Соколовский, вот, да. И на онлайн площадках тихо. Будем подождать.
1 -
-
Отлично!
Не смотря на то, что рекомендации не увидел (ни смотреть, ни не смотреть), пожалуй, поищу этот фильм.
Ведь смотрел же я «Географа.. »
2 -
Чей туфля?, "Ведь смотрел же я «Географа.. »" - кстати, ничего так фильмец.
2 -
Меня немного покоробила реалистическая составляющая. Я часто ходил в походы и представлял прекрасно, что было написано в книге и что в итоге получилось показать. Но понимал, что это немного условно, поэтому фильм получился неплохим.
2 -
Чей туфля?, ну я - небольшой спец в туризме, поэтому меня ничего особо не смутило. Ну и, как вы точно заметили, в кино ряд моментов достаточно условен. А то, будет как в рассказе Шукшина "Критики".)
3 -
-
-
Оператор финский, "Купе номер шесть" снимал. И один из продюсеров финн.
1