Укиё-э великого Утагавы Хиросигэ

Прошел я сотню ри
За дальней далью облаков
Присяду отдохнуть
(Басё)
Возможно, для кого-то покажется странным, но игральные карты вдохновляли творческих людей на множество различных безумств. И тематика этой азартной ниши совершенно разнообразна. И этнический фактор использовался художниками и дизайнерами повсеместно.
Я был немало удивлён тем, что так много интересных колод посвящены Японии или выпущены в Японии.
Считается, что изобразительно искусство на игральных картах — это потраченное в пустую время, так как размер карт обычно невелик, и деклассирует его до уровня банального сувенира. И в этом есть определённая правда. Безусловно. Но только не та колода, которую я хотел бы вам предложить рассмотреть повнимательнее.
Карты, которые будут представлены в этом блоге, посвящены одному из последних великих мастеров укиё-э, Утагава Хиросигэ (1797-1858) творившим под псевдонимом Хиросигэ Андо, и, в частности, его знаменитому циклу гравюр «53 станции Токайдо».
Токайдо была главной магистралью в Японии, идущей из Эдо (ныне Токио) в Киото. В семнадцатом веке правительство создало пятьдесят три станции вдоль маршрута с конюшнями и местами для ночлега, чтобы путешественники могли отдохнуть во время пути.
Вообще, работы этого весьма интересного художника были источником вдохновения для Ваг Гога. Говорят, что он в своё время приобрёл несколько его работ и написал некоторые свои картины по их мотивам.
Искусствоведы находили некоторое эмоциональное сходство работ Хиросигэ с нашим Левитаном. Только в них было меньше типично левитановской тоски, а больше восточной созерцательности и восхищения видами Фудзи.
Впрочем, как и многие художники того времени, Хиросигэ отметился некоторым количеством картин в стиле «сюнга» которые пользовались большой популярностью у молодожёнов и всех, кто интересуется таким искусством. Потому они и имели хороший спрос и приносили неплохой доход.

Хиросигэ Андо родился в семье самурая. Правда, его отец трудился пожарным в Эдо, а не служил мечом своему господину. В то время такая работа была очень опасной, и когда отец умер, будущему художнику пришлось взять на себя все его обязанности.
Укиё-э Хиросигэ учился у Тоёхиро из школы Утагава, однако изучал также и техники школ Кано, Нанга и Сидзё.
Сам Хиросигэ считал, что истинного мастерства он достиг только к шестидесяти годам, хотя состоявшимся мастером его признавали ещё в двадцать пять. А в тридцать лет после смерти его учителя Тоёхиро, наконец, стал главой художественной школы, где когда-то начинал свой путь в живописи.
По дороге Токайдо художник ехал в составе торжественной процессии, которая должна была преподнести белого коня в дар императору. Первый тираж гравюр раскупили за пару недель, а потом он их выпустил в виде альбома, сделавшего его настоящей знаменитостью.
На мой взгляд, каждая карта — это настоящее произведение искусства. Впрочем, судите сами.
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.
(Басё)
























































-
Карты? Знаю, что в Китае и корее карты (одна из их разновидностей) упоминались еще в XII веке. Бывают даже круглые карты, в Индии встречаются.
-
Автор эрокартинки Тёбунсай Эйси (Chobunsai Eishi). Настоящее имя художника Хосода Токитоми.
https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_2015-3044-1
1 -
-
А есть там классическая колода? Типа нашей карнавальной? Нагуглила только Ханафуду из 16 века, но там про другое (не масти/числа/короли)
1 -
-
-
-
Возможно, для кого-то покажется странным, но игральные карты вдохновляли творческих людей на множество различных безумств.
"Глава Онегина вторая, сползала тихо на туза".2 -
-
-
-