marta34 Ольга Гарина 02.12.24 в 09:37

«Юнона и Авось. История любви»

Я тут собирала для одного проекта портфолио и заодно пересмотрела несколько документальных фильмов, которые мы делали для Первого канала в начале двухтысячных. С удивлением для себя обнаружила, что кино наше не отдаёт нафталином. А ведь прошло почти 20 лет. У нас, конечно, была потрясающая команда. И мы пытались делать штучные вещи, несмотря на то, что выходили в прайм-тайм на самую широкую аудиторию. 

Фильм, посвящённый 25-летию спектакля «Юнона и Авось», собирался как лоскутное одеяло. Что-то мы брали из архивов, что-то — из отснятых ранее интервью. Какие-то интервью делала я. Караченцов тогда уже был практически прикован к инвалидному креслу, и Людмила Поргина, его жена, отчаянно билась за каждый его жест, каждое слово, движение. Я знаю об этом не понаслышке. И как же она была разочарована, когда на праздновании 25-летия спектакля в театре его, Караченцова, главного (и единственного, на мой взгляд) графа Резанова, не пригласили на сцену, посчитав, что для него это будет тяжелое испытание. 

-А вы его об этом спросили? — возмущалась тогда Поргина.

В истории, связанной с рождением этого спектакля, очень много спорных, сложных и неоднозначных моментов. Обо всём этом мы говорим в фильме. Но совершенно однозначно одно: это был один из лучших спектаклей 20 века и эпохальный, абсолютно новаторский, для нашей страны. Мы дневали и ночевали в монтажной, мы понимали, что планка высока, и нам надо соответствовать. И мы создавали свою историю рождения этого спектакля. В нашем кино очень много уникальной хроники — с зарубежных гастролей театра, из закулисья.

Молодые, красивые, весёлые актёры «Ленкома» — это и был пульс, ритм нашего фильма. Ну и, конечно, музыка Алексея Рыбникова. Рок и православные молитвы... В начале восьмидесятых такое соединение было просто невозможным. И тем не менее, в спектакле Марка Захарова невозможное вдруг стало возможным на разных уровнях. Где ещё в эпоху махрового застоя можно было увидеть обнаженеую актрису на сцене? Обнаженную и при этом — абсолютно целомудренную? 

Конечно, того спектакля уже нет. На Ракова в роли Резанова я просто смотреть не могла. Впрочем, того нерва, страсти, какой-то ненасытности эмоциональной не было ни в одном из последующих Резановых. Но мы пытались быть объективными. Не знаю, насколько у нас это получилось. 

По этой ссылке — наш фильм «Юнона и Авось. История любви» — если кому интересно и не жалко потратить час времени. 

Режиссёр — Ирина Голубева. 

Автор — Ольга Гарина при участии Татьяны Павликовой. 

В следующей серии расскажу про фильм, посвящённый Аркадию Райкину.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 151
    24
    678

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • petrop
  • marta34
  • petrop
  • marta34
  • grisha1974

    Я посмотрел в Ленкоме ещё с Караченцовым, но без Шаниной. Это самое сильное мое впечатление от всего, что видел со сцены.

  • grisha1974

    Ольга Гарина 

    Думаю, так и есть. Потрясающий спектакль, замечательная музыка и невероятно трогательная и печальная история. Ну и финальная Аллилуйя просто слов не найти...

  • marta34

    grisha 

    Да-да, всё так. Спасибо, что заглянули.

  • grisha1974
  • alexeygagach

    Посмотрел наконец. Спасибо за фильм. Был бы 5 часов, смотрел бы всё это время. Немного удивила фраза жены Караченцева о том, что без Николая нельзя было продолжать. Над рок-оперой работало множество талантливых людей. И абсолютно верное решение, что эту историю любви можно увидеть и сейчас, пусть и без Караченцева. Когда первый раз смотрел оперу в Минске, какая-то группа змагаров в самом начале спектакля встала и демонстративно покинула первый ряд. Ничего глупее нельзя было придумать. Так это и выглядело. 

  • marta34
  • alexeygagach

    Постановщик 

    ... ненавистью и щами?)) 

  • Allexx

    Алексей Гагач 

    РЕЗАНОВ:

    Душой я бешено устал.

    Точно тайный горб на груди таскаю,

    Тоска такая!...

    Будто что-то случилось или случится, —

    Ниже горла высасывает ключицы...

    Российская империя — тюрьма,

    Но за границей тоже кутерьма.

    Родилось рано наше поколение,

    Чужда чужбина нам и скучен дом,

    Расформированное поколение,

    Мы в одиночку к истине бредем.

    Чего ищу?... Чего-то свежего

    Земли старые — старый сифилис,

    Начинают театры с вешалок,

    Начинаются царства с виселиц.

    Земли новые — табула раза,

    Расселю там новую расу,

    Третий мир без деньги и петли.

    Ни республики, ни короны,

    Где земли золотое лоно!

    Как по золоту пишут иконы,

    Будут лики людей светлы!

    Как по золоту пишут иконы,

    Будут лики людей светлы!


    Смешно с всемирной тупостью бороться,

    Свобода потеряла первородство.

    Ее нет ни здесь, ни там.

    Куда же плыть?...

    Не знаю, капитан...

  • neon

    Да, я видела и Караченцова. И Ракова. Ну, не стоит так... утверждать славу одного актера за счет других. Все мир останивился - после Караченцова никто!

  • marta34

    Йоко Онто 

    Не очень поняла Ваш посыл. 

  • kir_

    Много интересной фактуры о работе над оперой-спектаклем. Даже какой-то новый алгоритм сложился: Рыбников, Вознесенский, Карден, Парижские гастроли на фоне корейской трагедии, историческая Калифорния как сатилит Испании и наив Графа в попытке объединении Америки и России, американские гастроли Ленкома в 90-х, 857 смертей Караченцева на сцене в роли Резанова, исполнение Поргиной роли иконы Казанской божьей матери...О мистических совпадениях интересная ветка. Да, о роли Поргиной в реанимации своего мужа как-то думал недавно. Показалось, что там айсберга больше, чем реальной почти самаритянской добродетели долготерпения. Но..могу ошибаться, конечно..


    Рок-опера в далекие 80-е уже легла в лузу прослушивания альбома на стихи П.Неруды - "Звезды и смерти Хаокина Мурьетты". Копии на бобинах разлетались...Там был Геннадий Трофимов. Потом Ленком. 


    Понравилось, что даны разные трактовки образа главного героя. Мне ближе версия Певцова. Классные склейки в монтаже вашей документалки - потоком набегающей волны. Авторский текст не перебивает откровения актеров и участников. У автора озвучки этого текста - приятный глубинный тембр, чем-то на Чонишвили похож. Подбор фактуры из сцен спектакля к монологам всех актрис, сыгравших Кончиту - удачен, и если речь идёт об "испанской крови" Большовой, то и танец и музыка - соответствующие.

    Посмотрел с интересом. Спасибо. 

  • marta34

    Авось 

    О, какой комменатрий развернутый! Поргина продлила Караченцову жизнь. Я в этом уверена. Именно этой своей неуёмностью. Мы с ней общались до этого на съемках программы "Школа ремонта" - делали ремонт сыну Караченцова, и она была у нас в кадре. А я работала редактором. Общалась с ней много. Она - из тех женщин, которые если уж берутся помогать, тянуть, вкладываться - то делают это абсолютно забывая о себе, до конца и искренне. Так что это да, та самая самаритянскаядобродетель. Ну, по крайней мере, в случае с ее мужем.

    Кино сейчас бы иначе снимали, но тогда мы сделали все, что могли в условиях дикого цейтнота. И фильм получился, конечно. Мне сегодня даже больше его понравилось смотреть. Во многом это заслуга режиссера Иры Голубевой. Какие-то вещи на монтаже сочинялись, сразу записывались... 

    Если выбирать между Караченцовым и Певцовым, то однозначно Караченцов. Для меня с уходом Караченцова спектакль закончился. Энергия ушла... И нет ощущения натянутой до предела струны. Певцов по психотипу другой совершенно. Я смотрела разные версии.  И скучала и с Певцовым, и с Раковым. Но с Раковым - просто недоразумение.

    Закадр - Саша Груздев. Мы потом подружились) Но очень потом - в одной компании оказались. Он - актер озвучки.

    В общем, целая отдельная жизнь.

    Спасибо, что посмотрели!)