Вспоминая «Большой Лебовски» или Денег Нигде Нет
Великий экзерсис американского кинематографа, фильм «Большой Лебовски» от легендарных братьев Коэнов. Что это было? Большое пиршество духа или загадочный и претенциозный фильм-спойлер? Пример сюрреализма на грани с социальной критикой? Или суровая реальность, наложенная на примитивный быт среднего класса в нашем обществе?
Кстати, когда я говорю фильм-спойлер, я имею в виду, конечно, не то, что все линии сюжета выглядят слишком очевидно, или что фильм слишком культовый, чтобы лишний раз его пересматривать, ибо и так уж он знаком наизусть. Я употребляю слово спойлер здесь в чисто политическом смысле. Как, знаете, «кандидат-спойлер». Этот термин используется политическими обозревателями при анализе выборов в суверенных демократиях. Так называется заведомо проигрышный кандидат, который часто обладает неоднозначной репутацией, но это достаточно известная и ресурсная фигура, чтобы перетянуть голоса тех избирателей, которые в теории могли бы проголосовать за основного конкурента правящего режима. Таким образом, фильм-спойлер является просто пародией на какой-то определенный жанр, в то же время пытаясь казаться гораздо осмысленнее и сложнее, чем есть на самом деле. В то же время такие фильмы специально привязаны к узнаваемой тематике, что упрощает их восприятие. Например, знаменитый «Один дома» является фильмом-спойлером относительно рождественских комедий.
И действительно, кино про «лебовски» многим кажется абсолютно надуманным и высосанным из пальца. Очень оно необычное и требовательное к зрителю, но и слишком прямолинейное в своем безумии. Сюжет его построен на основе романа «Глубокий сон» американского автора детективов Рэймонда Чандлера. Джоэл Коэн говорил, что история Лебовски задумывалась именно в стиле романов Чандлера- очень запутанная история, пародия на детектив, в которой главное раскрывается в каких-то эпизодах. Да, а эпизоды эти соревнуются между собой в комичности и сюрреализме, как вы прекрасно знаете, дорогие зрители, если вы помните фильм «Большой Лебовски».
Обычный чувак, наш герой именно чувак, никому ничем не мешавший и никому не переходящий дороги, сирота психоделической революции 60-ых, не торопясь он доживает свой век в безумной кунсткамере американских девяностых. Он такой идеальный лентяй, хиппарь из музея про хиппарей. Впрочем, в музеях ведь давно запретили курить, и нечего там делать. Другое дело кино... А здесь есть на что посмотреть, и на кого. Ветераны Вьетнама- поляки до мозга костей. Неописуемые калифорнийские полупокеры с библейским габитусом. Неудачливые псевдоолигархи, однажды удачно женившись, они теперь наживаются на благотворительных фондах. А также невменяемые шарлатаны, дилетанты от калифорнийской порнографии, выдающие себя за то ли за немецких нигилистов, то ли за горбатых эпигонов герра Геринга. Мир фантастических мразей, одним словом.
И в этом мире живет dude, наш чувак. Ему приходится отдуваться за всех, за весь Лос-Анджелес, город гребаных ангелов. Решать чужие проблемы, одним словом. За богатого однофамильца, за своих дружков- истеричного польского эмигранта и скромного одинокого Донни, самых простых американцев, попавших не в свое время. Бедный чувак, как ему не повезло! Тут повсюду шляется какой-то невменяемый ковбой, чертов рассказчик. Если бы не Сэм Эллиотт его сыграл, Сэм Эллиотт, загадочный незнакомец, лицо Дикого Запада, то фильм потерял всякий смысл. Что, спрашивается, в Лос-Анджелесе не нашлось студии для очередного сраного вестерна? Для чего нужна вся эта претенциозная драма? Вот это хороший вопрос. И вот этот ковбой и сказал: «Слава Богу, что есть чувак. Как-то спокойно на душе оттого, что он есть. Не парится за всех нас, грешных.» Только почему бедняга один должен разруливать чужие вопросы и не принимать близко к сердцу все траблы этого спятившего мира? Словно какой-то козел отпущения, честно говоря.
Чего у этого фильма никак не отнять, так это житейской приземленности, с которой нам преподносится сюжет. Такое ощущение, что можно встать из-за стола, пролить кофе себе на штаны, выплюнуть сигарету и пойти в ближайший бар, а там ты встретишь этих ребят, и вы вместе поедете катать шары. Джанет Маслин, журналистка The New York Times, сказала об актере, сыгравшем чувака, следующее:
«Черт, Джефф просто охуенно органичен в этой роли. Блин, да, многие не поняли этого простого героя. Они говорят, он слишком пассивен, чтобы поддерживать интерес к себе. Нихуя подобного. Нужно смотреть немного глубже, желтогазетная задница. Люди, позволяющие себе заявить такое о Лебовски, знаете, что я о них скажу? Они слабоваты на передовицу, вот что, йоу. Вот так. Мистер Джефф Бриджес никогда не найдет другую роль, в которой он был бы так прекрасен. Я просто тащусь. Посмотрите на этого охуенного лоботряса. Как он лениво и беспечно тащит свою ленивую жопу туда и сюда. Похуизм и изящество- вот мои слова, святое дерьмо. Похуизм и изящество, вот его пароль.»
Трудно не согласиться с Джанет, храни ее Господь. Она умеет завернуть хорошенькую колонку, но в молодости она не хуже того заворачивала джоинты. И до сих пор не умеет как следует водить машину, бедная женщина. Ей 74, и она прожила счастливую жизнь замужем за писателем, самая удачная книга которого называется «Знаменитый после смерти». Без комментариев.
Вернемся к сюжету фильма. Не очень-то важным было замечание о том, что в основу его лег некий детектив, но ведь редкий детектив не ложится на гнилую солому, верно, господа случайные зрители? Тот, кто читает истории про убийство, мошенничество и загадочные исчезновения, возможно никогда не стал бы хранить все свои сбережения в биткоинах. Нет, черт возьми, вы бы предпочли старое доброе золото. А вот у человека, который тратит время на мелодрамы, едва ли в кармане пальто найдется чековая книжка.
Да, это якобы был роман «Глубокий сон» писателя Чандлера. Ничего такого интересного в нем обнаружить не получается. Типичный бестселлер для американцев, это самое настоящее криминальное чтиво. Банально, как лужи томатного сока в фильмах Тарантино. Действие происходит в Лос-Анджелесе и не отличается оригинальностью. Примитивная паранойя обывателей: старик живет с двумя оторвами-дочерьми, одна хуже другой, позор для несчастного папаши. Шлюха-наркоманка и роковая женщина, раздающая в казино за себя, за сестру и за Федора Михайловича. Лудоманка до мозга костей, путается с гангстерами. Бедному старику приходится вытаскивать своих непутевых девочек, попавших в серьезные разборки с бандитами, которые начинают ревновать этих диких кисок и шантажировать их на огромные суммы. Спасти положение должен частный детектив. Вспоминается другой сюжет, тоже классика кино, фильм «Китайский квартал» с Николсоном в главной роли. Там тоже в центре событий оказывается частный детектив, тщетно спасающий роковую красотку.
Но «Лебовски», как мы знаем, совершенно не про любовь неуверенного в себе самца к нездоровой, красивой, но разрушительной сучке. Нет, не про это. Хотя и здесь есть мозги, красотка, наркотики, разврат и банальное бытовое варварство, от которого страдают простые добрые граждане USA. Лебовски- это старая добрая история про бабки и их неиллюзорную силу в нашем наглухо ебнутом мире. Все крутится вокруг денег, как ни крути. Американцы до безумия зациклены на своих сраных зеленых бумажках. Нация торгашей. Все усилия, все благодетели и пороки пляшут под дудку национальной резервной системы. Они печатают и печатают, не вырубают ни на секунду свой омерзительный станок, а денег им все равно не хватает. Несчастные бедные американцы. Бомжи вашу страну основали, бомжами вы и остались. Блаженными бомжами. Думаете, супергерои Марвел- символ Америки? Символ Америки- сраный вонючий хиппи с глупой обкуренной улыбочкой. Он курит косячок, ругается на копов и воняет на всю округу и слушает безбожного урода Дилана. Зато ему не нужны деньги. Высшая форма достижения для американца- ЕМУ НЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ, ОН ВЕРНУЛСЯ К КОРНЯМ! Превратился в грязного ебаного бомжа, каким всегда и хотел быть. Вот что такое просветление по-американски. Никакого красного русского коммунизма, только бизнес, бизнес в грязных тряпках, дредах и с плохой гитарой, бизнес для безумно богатых мексиканских наркобаронов.
Американцы не понимают, что мы уже всё про них знаем. Они думают, что мы не догадываемся, что у них закончились бабки. Что они делят между собой последние гроши, что вся недвижимость на вэст-кост перезаложена у русских, а на ист-кост — у индусов и пакистанцев. Денег у вас больше нет. Доллар, грязная бумажка. Нет его больше.
Американцы думают, что польские шестерки вроде Волтера Собчака, трудящиеся на них из-за комплекса собственной и параноидальной злобы на свою мать Европу, спасут положение. А Собчаки их не спасут. Они подкинут нам вместо денег чемоданишко с грязным бельем. С грязным американским бельем.
Нам не нужны ваши деньги, янки. Достаточно того, что мы уже очень хорошо порылись в вашем грязном белье. Мы очень много про вас знаем. А в будущем — узнаем еще больше.
-
-
-
Нет ничего читабельного под луной. Только вой да пир горой. Только дик маслянистый да скатерть хэндмэйд, ты иди стороной ясно-Бай. Не гуляй под луной, не гуляй
1 -
Остро и полемично. А фильмач забавный. Его иногда весело поглядеть.