Зритель ждёт детектив, а ему подсовывают тру-крайм
Советский детектив плотно ассоциируется у меня с «Местом встречи изменить нельзя» (1979) и «Противостоянием» (1985). Не исключено, от детской впечатлительности. Ещё в связке идут «ТАСС уполномочен заявить» (1984) Владимира Фокина по Юлиану Семёнову, «Визит к минотавру» (1987) Эльдора Уразбаева по братьям Вайнерам, «Гонки по вертикали» (1982) Александра Муратова по тем же Вайнерам и «Петровка, 38» да «Огарёва, 6» (оба 1980) Бориса Григорьева — снова Юлиан Семёнов автор. Всё в этих кинокартинах мне казалось разыгранным как по нотам — с честными и неподкупными сыщиками, злодейскими злодеями и чётким следованиям жанровому кино.
Это не имеет ни малейшего отношения к новой версии «Противостояния», экранизации произведения Юлиана Семёнова. Теперь ещё стало модно определять это словом «переосмысление». Хорошее слово. Увесистое. А вот результат — не такой яркий.
«Противостояние» (сериал, 2024)
Жанр: детектив
Продолжительность: 1 сезон, 8 эпизодов по 50 минут
Сценарий: Алексей Мельников, Николай Попов, Юлиан Семёнов (автор)
Режиссёр: Тимур Алпатов
В ролях: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Дмитрий Куличков, Ангелина Поплавская, Игорь Хрипунов и другие
Производство: Россия
18+
Будущего немецкого диверсанта Кротова (Андрей Болтнев) избавляют в разведшколе от заикания, посредством экспериментального курса электрошоковой терапии. Сцену этого «лечения» забыть невозможно. Кадр из т/с «Противостояние» (1985), реж. Семён Аранович.
К просмотру «Противостояния», нового детища Первого канала под продюсерским взором Константина Эрнста, вечно обещающего зрителю какой-то там «прорыв» — я подошел без ожиданий, но и без скепсиса. Так скажем, «освежать» прежние хиты, давать о них знать новому зрителю совсем не грех. К тому же, уверен, процент аудитории, не открывавшей романа Юлиана Семёнова и понятия не имеющей о существовании советской экранизации — горестно велик. Поэтому можно и нужно. Только вот какая штука. Уже на двадцатой минуте повествования, когда следственная группа едет «брать» бывшего сидельца, работника мясокомбината Загибалова, подозреваемого в убийстве, — цветокор (солнечный летний денёк), антураж (картонные декорации частного сектора) и нежизнеспособные диалоги начали напоминать скорее мультик «Приключения Васи Куролесова» (1981) по мотивам повести Юрия Коваля, чем остросюжетный детектив.
С первых минут и вплоть до финального эпизода раздражала мультяшность этого тру-крайма — именно так Эрнст величает данное шоу, захлёбываясь хвалебными словосочетаниями. Его понять могу: продукцию, изготовленную на твоей фабрике, нахваливать необходимо. От этого зависит будущее возглавляемой тобой конторы и финансовое благополучие людей «на местах».
Полковник Костенко в исполнении Олега Басилашвили и Владимира Вдовиченкова.
Но ещё больше удивляла, если позволите, «несоветскость» персонажей. Слишком было видно, как актёры именно играют закалку, неподкупность и решительность советских милиционеров. Актёры при этом — отличные. Видимо, постановщик сериала Тимур Алпатов («Глухарь», «Годунов», «Сто дней свободы») не смог объяснить им желаемого рисунка персонажей. «Не смог и не смог», — подумали артисты. Если прораб не знает, куда тащить мешок цемента, то разнорабочий его никуда и не понесёт. И актёрскую труппу винить здесь не за что. Они на работу пришли, а не на жертвоприношение во имя киноискусства. И работу свою сделали. Во всяком случае, они на ней были — трезвые, сосредоточенные и даже, как говорил Алексей Балабанов, «выучили буквы».
Майор Жуков в исполнении Юрия Кузнецова и Дмитрия Куличкова.
Режиссёр «Противостояния» (1985) Семён Аранович открывает свою версию экранизации кадрами из нацистской Германии. Аранович вообще начинал свою деятельность с документального кино. Для него тема войны и того, что она делает с человеком, как выворачивает наизнанку, ожесточает — ключевая. В современной версии действие сразу начинается с убийства и его расследования, акцент смещён, тревога и оцепенение «старшего кинобрата» отсутствует. К тому же, в «Противостоянии» (2024) убийство происходит весной, в апреле 1979-го года. В Магадане. А в советском — зимой 1980-го. В Нардыне. Зима там мрачнейшая. А жизнь ещё хуже, чем зима.
Ну, а теперь: «К-к-к-к-рот-т-ов».
Кротов в исполнении Андрея Болтнева и Алексея Гуськова.
В том, что Алексей Гуськов может первоклассно воплотить на киноэкране образ мрази, я перестал сомневаться уже после «Таёжного романа» (2001) Александра Митты. Теперь же именно Гуськова утвердили на роль Николая Кротова, военного преступника, прошедшего школу Абвера и ныне живущего под именем Григория Милинко, морпеха, убитого им в 1945-м под Бреслау. К счастью, переиграть Болтнева у него задачи не стояло. Гуськов «создал» своего Кротова, свой рисунок роли. И это получилось.
Кротова в молодости сыграл Александр Аверин, который чудовищно переигрывал и создал портрет какого-то мясника-психопата, коим Кротов не являлся. Он нисколько не похож на Гуськова (а на покойного экстремиста Тесака подозрительно вызывающе смахивает), но зато создатели не стали извращаться с новомодными дипфейками и омолаживанием безвозвратно заматеревших актёров (вспоминаем «Ирландца» Мартина Скорсезе, пускаем слезу).
Все сцены в Абвере вообще кошмарны. Не по степени подачи, а посредством их воплощения. Словно вдруг вместо «Противостояния» начался сериал про ВОВ от телеканала «Россия 1» с прекрасной Екатериной Климовой (а это любой сериал про ВОВ). Скучно и неинтересно. Плюс сногсшибательно «цветная картинка». Не хроники из Абвера, а кинокомедия «Отпуск». В кино желательно не рассказывать, а показывать. В данном случае было бы куда выигрышнее, если бы создатели обошлись так называемыми рассказами очевидцев. В общем, флешбэки в топку. А они — главная составляющая истории.
«Мы максимально старались сделать стильно, в духе современного времени, использовали ускоренный монтаж, определённую оптику, снимали широким кадром, выбирали интересные локации, потому что история — она самодостаточна, но нужно было ещё её красиво снять и красиво представить», — признавался режиссёр проекта Тимур Алпатов. Страшные сцены из разведшколы создатели тоже, почему-то, решили снять «в духе». Так сказать, «на стильке»…
Я намеренно в сегодняшнем киномнении избежал традиционного пересказа ключевых событий сюжета, той самой обзорной части. Отчасти оттого, что знакомые с оригиналом и советской версией и без того знают «что почём». Да, новая адаптация вносит немалое количество коррективов и позволяет себе некоторые вольности. Костенко здесь больше похож не на гениального сыщика. Отступив от каноничного образа циничного и остроумного «следака», Вдовиченков играет уставшего силовика, с ворохом семейных проблем. Да и главный герой здесь больше Тадава (Денис Нурулин), который, что в книге — что в версии Арановича, был персонажем, собирающим на заднем плане важную информацию. А тут у него и любовная линия, и сам персонаж значительно моложе, и вообще он теперь Константин. А фамилия от деда досталась. И так далее, и так далее. Есть, тем не менее, сцены, снятые практически один в один с версией 1985-го года.
Ангелина Поплавская в роли журналистки Киры, которая яростно желает стать причиной любовного интереса неисправимого семьянина Костенко.
При таком зрительском запросе на стриминговую остросюжетку выход новой версии «Противостояния» был вопросом времени. Большие сомнения, что это шоу станет такой же классикой, какой стала советская версия, но шанс ему дать всё же рекомендую. Кто-то плюнет и выключит спустя пару эпизодов, но кто-то и останется: дело вкуса.
Той части зрительской аудитории, которая не имеет представления, о чём всё это время шла речь — предлагаю пойти следующим путём: роман Юлиана Семёнова, «Противостояние» (1985) и затем новая попытка рассказать эту интереснейшую детективную историю — «Противостояние» (2024).
На KINO1 TV доступны все серии. На ИВИ и КиноПоиск HD — первые два эпизода (далее по эпизоду в неделю).
#creativemarket #юлиан_семенов #противостояние #владимир_вдовиченков #алексей_гуськов
-
Посмотрел первые пять минут, увидел сосновый бор вдоль магаданской трассы, плюнул, выключил.
1 -
Пересилил себя, посмотрел полторы серии. Это такой клюкво-трэш, что аж за душу берет. Ощущение, что сценариста сам Святой Покс консультировал. Убийство происходит в середине апреля, труп прячут в лесу - травка зеленеет, ягодки колосятся. В Магадане, правда, в это время еще сугробы лежат, на лыжах катаются, но это ладно, это придирки. Дальше нам показывают морг - сыщики изучают изрядно уже подпорченные останки. А дальше - песня: охотники идут по лесу, влёт убивают медведя, зачем-то сразу вспарывают ему брюхо и находят в желудке кисть руки убиенного и расчленненного. То есть, медведь такой проснулся в апреле, пошел жратву копытить - опачки! - рука. Ну и заглотил ее целиком, не жуя, и таскался с ней в пузе фиг знает сколько дней, хранил в интересах следствия.
5 -
Tenkara Убийство происходит в середине апреля, труп прячут в лесу - травка зеленеет, ягодки колосятся.
А как зеленеет!? Какие ягодки сладкие! А вы смакуете какой свежести труп.
Мы кино по разному видим.
-
Мне и Басилашвили в первом фильме не очень.. а Кротовы оба как влитые. Отличный обзор
1 -
оригинал "Противостояния" был очень неплох. со своими косяками, где-то недостаточно мотивированными поступками (недостаток времени на раскрытие). но оно (он) был лишено традиционной современной "сопливости". характерный почерк современных говносериалов: намешать всё в одном бокале: мухи, мёд, говно и пчёлы. зачем в современном "Противостоянии" несколько любовных линий - хбз. кроме раздражения у меня не вызвало ничего.
спасибо за обзор.
2 -
-
-
Год назад пересматривал "Противостояние" - оригинал. Зима, холода, трупы в мешках, всё как мы любим.
Вот это ощущение рушащейся страны, предвестие позднесоветской чернухи - в каждом кадре. При том, что режиссёр так не задумывал - он просто зеркалил действительность. Но фильм стал свидетельством эпохи.
И над всем этим ожидание краха - умный и совсем не похожий на классического милиционера Костенко, который просто пытается в этом хаосе найти отборную, жуткую мразь. Умирающая система против порождения уже умершей. Завораживающе и страшно.
А это я смотреть не буду. Вообще никогда.
2