Волшебство непроявленности
Скобцов шел по пустой и будто выгоревшей на солнце Москве. Знакомые улицы, дома, деревья казались какими-то блеклыми, утратившими свою немую, но такую важную для восприятия глазом суть. Он всегда любил утреннюю, пахнущую мокрым асфальтом, Москву. Но сейчас Москва пахла пылью и разочарованием. Впервые в жизни Скобцов почувствовал этот запах. А накатило еще там, в квартире Кати...
Катя была художником. Она жила в ежедневной борьбе с соседями, дворниками, продавцами в магазинах и еще черт знает с кем, о чем бесконечно рассказывала Скобцову.
Но когда быт прятался, уходил прочь, она словно оживала. Со Скобцовым она тоже оживала, ведь он был ей послан для того, чтобы ее любить и жалеть. Это были ее слова. Она их повторяла Скобцову как мантру — в слезах, в постели, смеясь... И он ее любил. И жалел, чувствуя ее неприспособленность к самым простым и обыденным вещам. Он словно учил ее жить с нуля. Это была очень важная миссия, которую он выполнял с ответственностью родителя, решившего подтянуть дочь-прогульщицу по основным школьным предметам.
Скобцов не был художником в полноценном смысле этого слова. Он был архитектором. Работал в строительной компании. Занимался нудной и рутинной работой, ничего общего не имеющей с творчеством. Так повелось, хотя, не такое будущее он себе рисовал, учась в МАРХИ. Но Гауди или, на худой конец, Карбюзье ему стать не довелось. Наверное, не в той стране родился. А может, характера не хватило. Или таланта. А Катя была талантлива. Ее картины, особенно графика, ему действительно нравились. В них было, как говорил сам Скобцов, волшебство непроявленности. Как и в самой Кате. Временами Скобцову казалось, что протяни он руку и дотронься до нее, она исчезнет.
Виделись они два-три раза в неделю у нее дома. Иногда гуляли в Измайловском парке, рядом с которым она жила. Катя всегда называла Скобцова по фамилии. Как-то раз назвала по имени — Илья — и звонко рассмеялась.
— Ну какой ты Илья? Ты видел себя в зеркале? Илья — простоват и мешковат, — рассуждала Катя, — а ты, ты... Ты — Виктор. Нет, Аркадий, — и опять засмеялась.
Скобцов улыбался и не спорил. Он никогда не любил свое имя. Виктор или Аркадий, возможно, лучше сочетались с ним — долговязым и почти лысым, но он предпочитал оставаться для нее Скобцовым. Было тут что-то сближающее, даже интимное.
В этот раз он припозднился. Катя его встретила растерянным взглядом.
— На работе задержали, — попытался оправдаться Скобцов.
— Я понимаю, — сказала Катя.
Скобцов знал наизусть все ее состояния. И, подходя к подъезду, уже представлял это ее — совершенно детское — лицо. Отношения с Катей, длившиеся уже два года, давно стали для Скобцова этакой игрой в «Угадайку». Но если поначалу он мог ошибиться в определении ее реакций, то сейчас точность была стопроцентная. Каждый раз он давал себе слово не обращать внимания на все эти ужимки, взгляды, слова, но только он переступал порог Катиного дома и дотрагивался до ее — всегда прохладных — губ, как забывался и в очередной раз включался в эту идиотскую игру.
Катя превзошла себя. Она ему сварила суп со звездочками. Из пакетика.
— Кать, я тебе так надоел? — слегка улыбнувшись, спросил Скобцов.
— Почему? — совершенно серьезно спросила Катя.
— Ну потому, что супом со звездочками можно кормить или того, к кому ты совершенно равнодушна, или того, к кому ты слишком неравнодушна, и хочешь отравить.
— Я к тебе неравнодушна, но отравить не хочу. Можешь не есть, — ответила Катя.
— Кать... Ну какого хрена ты на себя сейчас напялила эту глупую обиду? Тебе бы самой было приятно, если бы я встретил тебя дома супом из пакетиков?
— Я просто увидела в магазине этот суп и вспомнила, как любила его в детстве. Кусочки мяса любила оттуда выковыривать.
— Где ты там кусочки мяса увидела, чучело ты мое?
Скобцову вдруг стало очень смешно. Либо Катя его божественно троллила, либо она — столь же божественная дура. Но невероятно забавная в этих своих воспоминаниях.
— Кать, — не унимался Скобцов, — скажи, а в детстве ты играла с друзьями там или с куклами в семью? Ну — жена ждет мужа дома, жарит ему котлеты... Не настоящие, конечно. Как будто жарит. И вот так вот делает: пщщщщ... когда кладет котлеты на сковородку?
Теперь уже Катя еле сдерживала улыбку.
— Играла. Я оладушки жарила.
— Оладушки? Прекрасно просто! И как, они не подгорали? Оладушки?
— Конечно, подгорали, — засмеялась Катя, — я их поэтому тебе и не жарю.
На этом бы месте остановиться, рассмеяться вместе с Катей, но Скобцов почувствовал непонятно откуда взявшийся азарт. Он продолжал:
— То есть, за тридцать пять лет ты так и не научилась жарить оладушки? Как и котлеты... Ну ты хоть пробовала? Понимаешь, все в жизни достигается опытом, методом проб и ошибок...
Катя перестала смеяться. Она теперь смотрела на него как-то дико, как животное — на охотника, предчувствуя что-то плохое, но не очень осознавая, что именно.
— Ну что молчишь? Нет, я понимаю, ты — существо не от мира сего. Ты сама питаешься исключительно пищей духовной... Но я вот — обычный мужик. И прихожу с работы голодный. И ни разу ты мне не приготовила ни оладушки, ни котлеты. Макароны с сыром, яичница, макароны с тушенкой... опять яичница — максимум. И вот доползли до супа из пакетиков.
— Скобцов, ты охренел, — вдруг сказала Катя.
— Я? Это я охренел? Катенька, девочка моя, я в следующий раз принесу фарш, и мы поджарим с тобой вместе котлеты. Ну хотя бы для того, чтобы ты маме своей позвонила и сказала, что накормила меня в первые в жизни чем-то человеческим.
— Ты реально сейчас хочешь ругаться из-за этого дурацкого супа? Я его сейчас вылью, успокойся.
— Да не в супе дело, милая. Ты же не дура, совсем не дура.
— А в чем дело?
И тут Скобцов замолчал. Что он ей скажет? Что она его, по-видимому, не любит. Что ей все равно, что он ест, чем он живет, о чем думает... Но он это знал про нее всегда. И его это, похоже, устраивало. Он молчал, опустив голову вниз и разглядывая Катины ноги с тонюсенькой щиколоткой. Она, эта щиколотка, с ума его и свела, тогда, два года назад, в гостях у Пьера. Пьер — декоратор из Франции, его давний друг, отмечал день рождения в каком-то красивом ресторане на Покровке. Скобцов забыл название этого ресторана, он забыл почти все, что происходило в тот день, кроме знакомства с Катей. Кроме этих ее аккуратных ножек в странных туфлях на большой платформе. Она была в коротком черном платьице... Сидела в самом конце большого стола — нога на ногу — уткнувшись в телефон. Скобцов к ней подсел и зачем-то сказал, что у Кати очень красивый нос. Катя почти никак не отреагировала на его слова. Он была чем-то озабочена, нажимала на кнопки телефона.
— У вас что-то случилось? — спросил Скобцов.
— Случилось, — как-то глухо, не поднимая головы ответила Катя.
— Что же?
— У меня украли картину.
— Какую картину?
— Мою.
Чуть позже выяснилось, что картину у Кати украли в интернете. Она ее отправила по адресу покупателю, а деньги так и не получила. Покупатель уверял, что все перевел, даже чек показал... Но ничего не пришло. И чек, видимо, липовый. И вообще, она не продавец, а художник, а художнику нельзя себя продавать. Скобцов ее слушал, но мысль в голове была только одна: погладить Катю по ноге. По этой изящной ножке в бордовых чулках или колготках. Скобцов плохо разбирался, чем одно отличается от другого.
— Вы здесь? — Катя замолчала и, наконец, прямо посмотрела на Скобцова.
— Да, — очнулся Скобцов, — я очень хочу погладить вас по ноге. У вас очень красивые ноги.
— А нос? — съехидничала Катя.
— Нос чуть похуже.
Тогда все и началось. Он ее отвез домой и остался. А утром шел домой и думал, что давно так не напивался. И что девушка, у которой он провел ночь, просто дар речи потеряла от его напора и не смогла ему отказать. Он так не вел себя никогда и ни с кем. А тут — просто наваждение какое-то. Мыслей продолжать с Катей встречаться у него не было. Ему нравилась его холостяцкая жизнь. Но Катя написала сама — дня через три. Попросила ей помочь собрать стол на кухню. Скобцов не смог ей отказать. Да и не хотел.
И вот в сотый или в двухтысячный раз он сидит у нее на кухне за тем самым столом, который собирал. Она стоит напротив, у окна. Руки скрещены на груди, ноги в огромных тапках-собачьих мордах вытянуты как по струнке. Она вся напряжена, но молчит. Сзади нее, в окне, фонарь... Как раз над ее головой. Как нимб — освещает ее фигуру.
Может, она действительно — святая — проносится в его голове. Он продолжает на нее смотреть прямым взглядом. Катя смотрит в сторону, она не любит вот так — глаза в глаза. Говорит, что ей страшно увидеть в глазах смотрящего то, что она не хотела бы про него знать.
— Кааать, — вдруг говорит Скобцов, — иди сюда.
Она как-то покорно и быстро идет. Дойдя до него, встает, не понимая, что делать. Он резко дергает ее за руку и усаживает к себе на колени. Локтем Катя задевает стоящую на столе тарелку с супом, она переворачивается, и звездочки растекаются по полу. Катя смотрит на них и как-то тяжело вздыхает.
— Ничего, завтра новый сварим, — говорит Скобцов и целует Катю в губы. Она реагирует на его поцелуй всем телом, как-то по-кошачьи изгибаясь.
— Сучка ты моя маленькая, — произносит Скобцов и несет Катю в спальню.
Он проснулся очень рано, часов в шесть. Катя спала, по привычке накрывшись одеялом с головой. Скобцов подошел к окну. Солнце только вставало из-за дома напротив, освещая все вокруг ярким, но очень комфортным светом. Красиво — подумал Скобцов. И тут его словно током дернуло. Он вдруг представил всю свою нынешнюю жизнь — как съемку какого-то очень плохого фильма, мелодрамы, где он просто играет роль — себя же и играет. «Этот шмель не летит, он исполняет полет шмеля», — вертелась у него в голове строчка из песни. И все эти странные ужимки, которые с недавних пор его раздражали в Кате, на самом деле, были отражением его собственных. С каких это пор он стал ощущать себя этаким второсортным самцом, который учит девочку жить, есть и любить? Он вспомнил эту неприличную вчерашнюю сцену с супом из звездочек. Почему он, ни в чем толком не состоявшийся 45-летний человек, без семьи, детей, хоть какой-то позиции по поводу своей жизни, позволяет себе эти пошлые жесты?
Скобцов посмотрел на Катю. Вернее, на одеяло, которым она была укрыта. Самой Кати Скобцов не видел. Что он испытывал к этому белому бугорку? Он застыл в нелепой позе, боясь сделать шаг к Кате. И вот оно, уже давно поселившееся, но тщательно припрятанное всеми этими ненужными действиями и словами откровение: ни-че-го. У него там, внутри, было безмолвно и пусто.
Скобцов натянул на себя валявшиеся на полу штаны, футболку, носки засунул в карманы и пошел на кухню. Звездочки из супа, уже прилипшие к полу, создавали размытый узор. Он взял нож, отковырял их от пола, сгреб шваброй в совок и выбросил в ведро. Наверное, нужно было промыть пол, но он почему-то очень устал и сил хватило только на то, чтобы одеться.
Выходя из квартиры, он зацепил взглядом висевшую в коридоре картину Кати. На ней был изображен клоун на колесе, жонглирующий куриными яйцами. Клоун был нарисован в процессе падения. Но яйца пока еще висели в воздухе. Волшебство непроявленности...
Скобцов ухмыльнулся и вышел за дверь.
***
Катя позвонила через неделю. Попросила приехать — собрать новый комод.

-
Такая неспешная, многослойная, классная городская проза.
Есть о чём подумать...
Ассоциация возникла с "Осенним марафоном")
1 -
-
-
-
Куприн встречает Андрея Битова))
В целом, эмоция понятна. Хотя рефлексия очень сильно мешает в отношениях, потому что это бесконечно впрыскиваемый в себя яд несоответствия ожиданий и мира.
Просто отвечаешь на простой вопрос - ты любишь этого человека, хочешь с ним идти до конца? И если да - перестаёшь рефлексировать. Или уж - можно рефлексировать вместе))
1 -
-
За Битова - отдельное спасибо. Если хоть как-то приблизилась, то рада.
А что касается любви... И да, и нет... Но это очень сложный вопрос. Я знаю многих людей, которые стали заложниками своего выбора. И как бы они ни внушали себе, что все правильно, как бы ни старались выключить рефлексию, счастье не наступает. И иногда нужно убрать рефлексию, чтобы разойтись.) В общем, как всегда, единой для всех схемы нет. У каждого - свой путь
1 -
Говорящая фамилия героя настраивает на деструкцию уровня зачистки. "Пустая" и "выгоревшая" столица - усиливают. Кусок сочного вкусного мяса берет своё. Только оно оказываается в постели. Тонко постепенно текст подводит к временному торжеству быта и материи над красками и холстами. Учитывая особенности говорящих деталей: стол/комод как переход с поверхности вглубь, отношения будут развиваться.
Рисунок - беззащитный шёпот. Не молитва. Полупричитания. Хороший приём, стойкость солнца и купола с крестом в растворении остального.
Задумался у "в полноценном смысле этого слова". Хотя "полный" и "полноценный" в приципе, синонимы, но есть оттенки. "Полный" предполагает градацию меры, веса, качества - полный дурак, полная чаша. А вот "полноценный" заточен на отсутствие деструктивности функционала - полноценное исследование, полноценное произведение. И есть в нем что-то от канцелярщины. Слово, существующее вне восприятия и использования, всегда полноценно, да и сращение "в полном смысле" тянет к старой форме.
1 -
Как всегда - очень интересный анализ, если учесть, что пишу я всегда интуитивно. Но в целом - со всеми выводами согласна. И фамилия эта вылезла вдруг и закрепилась прямо. Никакого другого варианта и не хотелось.
Полноценный - более точное тут на мой взгляд. И хорошо, что немного отдаёт канцелярщиной. Это же ещё и про то, что Скобцоа хотел быть кем-то, а был никем... А "кем-то" - это же статус. Он не был полноценным художником - с точки зрения опыта, знаний, таланта, почитания. Архитектор часто - это такой недохудожник. Поэтому это как полноценный человек и калека. А полный человек - не скажешь. Другой смысл. Наполненный ещё есть. Но тут совсем другое.
1 -
Дополнение "этого слова" мешает воспринимать замысел в той мере, как задумывалось. ИМХО, автор всегда прав)
1