Анатомия падения
Писательницу обвиняют в убийстве мужа, и вроде бы всё против неё. Она не преступала закон, но поди, докажи это прокурору и судье! Единственный свидетель — слабовидящий сын-подросток, да безмолвная собака, которая тоже станет опосредованным свидетелем. Будет вытащена куча грязного белья из жизни семьи, где муж-красавец завидует своей успешной жене. Будут пущены в ход записи разговоров на повышенных тонах, которые муж тайно собирал на флешки, чтобы потом написать роман круче, чем у жены.
В 2023 году художественный фильм «Анатомия падения» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, в 2024 году Премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Это фильм-расследование, где на два с половиной часа зритель становится участником непрерывных судебных разбирательств, но до финала непонятно, как все было на самом деле?
Впрочем, финал тоже не очевиден. Если это детектив, то должна быть развязка, а ее нет. Зритель остается с набором фактов, которые трактуются как предположения. Адвокат твердит одно, психотерапевт − другое. Эксперты дают диаметрально противоположные заключения об уликах (каплях крови на снегу). Если это психологическая драма − то кто здесь абьюзер, а кто жертва?
Сочувствие вызывает лишь 11-летний мальчик, который вынужден решать, кто из родителей прав, кто виноват. А взрослые играют в свои игры, иногда до конца, до самого ужасного конца.
Фильм держит в напряжении: дрожит камера, актеры прячут эмоции, скупые декорации в двух помещениях (дом на снежной горе и зал суда) не дают динамики. Ничего лишнего, только поиск истины.
Но где она, в чем?
И только режиссер Жюстин Трие знает, убила ли Сандра своего мужа Самюэля или нет, но раскрывать эту информацию в ближайшее время она не собирается. «Я скажу вам через 10 лет», — в шутку сказала она журналистам.
Но почему такой ход в кино? Это необычно, мы так не привыкли! Нам надо, чтобы были названы виновные, либо оправданы ни в чем не виноватые. Но в этом фильме всё переплетено сложно: кто кого довел − надо еще разобраться! Громкая музыка Сэмюэля, вынуждавшая писательницу работать в берушах, или претензии немецкой жены к французскому мужу? Или трудности перевода довели эту пару до крайности? Отчужденность дома-шале или отсутствие таланта стали причиной трагедии?
Режиссер сама написала сценарий и получила за него Премию «Золотой глобус». На вручении награды Жюстин Трие сказала: «Это радикально и мрачно, никто не будет смотреть этот фильм. Он слишком длинный, они все время разговаривают, нет счета, пара ругается, самоубийство, собаку рвет, я имею в виду, да ладно».
Но я досмотрела до конца, и это такая картина, которая запечатлевается надолго. Необычное кино-размышление всех его действующих лиц, включая собаку, пришедшую к писательнице с утешением.
-
Спасибо, Татьяна, интересно. Я фильм не смотрела и по описанию он действительно тяжелый. А вам в целом как - понравилось? Запечатлевается в смысле, есть над чем подумать, или как непростая тема, у которой нет однозначной разгадки и это напрягает.
1 -
Конечно, понравился. Я вообще пишу рецензии в двух случаях - либо очень нравится, либо не нравится вообще.) Как писателю, мне было интересно узнать взаимоотношения в семье, где пишут оба. "Внутрисемейная зависть". Главная героиня понравилась - такая настоящая, без прикрас. Ее выдержка, умение "держать удар".
-
Татьяна, спасибо за обзор. Я смотрела этот фильм летом. Тоже думала Имхоч написать... В общем-то все снималось, на мой взгляд, ради финала. Где героиня и мальчик обнимаются. Это про доверие. И про то, что в жизни всегда есть выбор: на чьей ты стороне. Вне зависимости от того, что происходит. Финал очень человеческий, экзистенциальный. И тут вообще не важно, убийство это или самоубийство... Виновата героиня или нет. Важно то, что произошло внутри у мальчика.
А тяжёлым фильм мне не показался. Смотрится, на мой взгляд, он легко.
2 -
Кажется, в моей рецензии нет слова "тяжелый".)) Фильм и не показался мне таким. Он объемный, сложный в драматургии, в борьбе характеров. А слово "мрачный" - это эпитет от режиссера Жюстин Трие. Мне тоже не важен финал, здесь цепляет сам ход расследования, поиск причин трагедии.
1 -
"Тяжёлый" - у Жени было. Это, скорее, ответ ей. Просто в одном сообщении уж про все написала.
1 -
"финал тоже не очевиден"(с)
Это именно то, что не оставило у меня никакого впечатления о фильме.
И еще 2,5 часа, конечно. Я бы даже где-то пыткой назвал
-
Я тут смотрю как потребитель фильмопродукта. Давно уже ушел от меня интерес к авторскому кино. Теперь мне хочется, нет, не клиповости, но сюжетного. Желательно - динамичного. Еще более желательно - без сюжетных дыр и "повесточек". Это ведь не много. Я простой обыватель, без особых претензий и изысков.
Конкретно этот фильм меня очень утомил. Я позлравляю сценаристку/режиссёра, которой удалось снять фильм, который "никто не будет смотреть этот фильм. Он слишком длинный, они все время разговаривают, нет счета, пара ругается, самоубийство, собаку рвет"(с)
1 -
Я-то дилетант в кино. Но награды фильму вручают компетентные люди. Наверное они что-то знают.)) Но я не из-за наград смотрела. Случайно выбрала фильм в дальнем перелете.
1 -
А про награды я давно уже перестал говорить с пиететом. Уж лет десять точно. Достаточно вспомнить за что Оскара дают и стоновится просто стыдно, что тех долбоклюев называют "киноакадемиками".
Да и ветки с кошками и глобусами так же давно хрен пойми за что дают - проследить логику просто не представляется возможным. Помню, как Тарантино приз отхватил за "...чтиво". Фильм, конечно, классный, но где фестивальное кино и где Тарантино?
1 -
-
Ваше мнение уважаю, за оценку моего труда - спасибо!)
1 -
Тут многие высказались, я тоже скажу. Смотрел фильм в ночи на новый год. Все спали, мне не спалось.
Наверное, это очень круто - когда произведение не даёт ответов. Ну типа - вот может быть так, а может всё было совсем по-другому...
Проблема в этом ровно одна - когда кино не даёт не то чтобы прямых ответов, но даже тональностью не показывает, что здесь хорошо, а что плохо - это беда. Даже жизнь справедливее этого. Кто-то в тюрьму садится, кто-то - в высокие кабинеты.
А у нас тут - ребёнок, фактически выносящий приговор. И это мы ещё вглубь не погружались.
Я просто выключил и забыл о фильме.
1 -
Этой недосказанностью фильм и зацепил меня, об этом и пишу: "Мы так не привыкли, нам надо все разжевать!" Но я, как автор, тоже люблю открытые финалы. Пусть читатель думает, размышляет, делает выводы. У каждого своя парадигма в отношении всего.)
1