Япония в августе
Еще в сентябре четырнадцатого года во время первого японского путешествия я загадал желание — показать это страну своим родным. Тогда она мне представилась настолько фантастической и непохожей на всё виденное, что казалось, что так не бывает и так не живут. Шли годы, мы открывали всё новые уголки на нашей планете и каждый раз я сравнивал их с увиденным в Японии. В 2020 году получена виза, забронированы отели и куплены билеты, но пандемия вмешалась в наши планы. Мы посещали японские рестораны, заказывали японские товары, смотрели новости и потихоньку мечтали. И лишь в этом году благодаря китайским авиалиниям, когда стоимость билетов практически опустились на допандемийный уровень, мы рискнули. Стандартные протоколы по получению бесплатных виз прошли беспрепятственно, и дети считали дни до начала отпуска.
Пекинский аэропорт Дасин стал в последние два года частым хабом, и каждый раз открываем в нём что-то новое для себя. В этот приезд было знакомство с китайским садом и прудом с золотыми рыбками, стрекозами, птичками, цветущими лотосами, зреющими на ветках персиками и стилизованными под старину беседками. И всё это под открытым небом и прямо в терминале «С». Малыши нашли караоке-кабинку для снятия стресса, где надели наушники и горланили, что было мочи, разбудив спящих на креслах пакистанцев. Для них длительный перелёт — это стресс, и мы некоторые шалости им позволяем, если это не заходит за рамки приличия. К тому же Япония — страна тишины и там им будет сложнее.
Тринадцать часов в воздухе, и мы на японской земле. Уже у трапа самолета начинаешь удивляться сотруднику авиабезопасности, который в каске, маске и белых перчатках улыбается каждому пассажиру и при этом с небольшим поклоном. Но дальнейшее впечатление омрачает очередь при прохождении границы. И хотя работает четыре десятка окон, лента пассажиров перед ними извивается в семь потоков. Каждому взрослому иностранцу предлагают сдать опечатки пальцев и поделиться фотографией, а некоторым и дважды на разных подступах. Плюс надо заполнить гостевую карту и таможенную декларацию, что не добавляет оптимизма, так как адрес проживания у меня записан лишь на японском. Тут поневоле вспоминаешь уроки каллиграфии в начальной школе, чтобы вывести причудливые иероглифы.
Двигаясь со скоростью улитки к заветному столику с пограничником, узнал о штрафах за провоз семян растений. Под стать им стоимость лечения без медицинской страховки. Так вызов скорой помощи, госпитализация и лечение перелома костей нижней конечности будет стоить 7,5 миллионов йен (курс 1 йена — 60 копеек). Япония — дорогая страна, но курс национальной валюты опустился на рекордно низкий уровень за последние сорок лет и это немного добавляет уверенности.
После сорокаминутного ожидания, сдачи миграционных карточек и штампов в паспортах мы выдохнули, но преждевременно, так как наши чемоданы опечатаны карантинным инспектором. Подозрение вызвал продуктовый паёк со сгущенкой, гречкой, бородинским хлебом, зефиром и шоколадными конфетами. Но после досмотра и объяснений нас выпустили в зелёный коридор. В страну запрещен провоз свежего мяса, сыра, яиц, фруктов и овощей, но об этом я прочитал накануне и не стал рисковать.
Время уже вечернее, но в аэропорту довольно активно и нет намёков на закрытие. Обмен валюты, покупка туристической сим-карты с 10 ГБ на месяц, четырёх проездных Suica на себя и детей. Есть несколько способов добраться до города. Я выбрал Keico line и мы ныряем в подземку (дети до 12 лет платят 50%, до шести проезд бесплатный). С первых шагов отметил, что страна за десять лет почти не изменилась ни внешне, ни в деталях. Всё` также вежливо принимают и выдают наличность в пункте обмена, также здороваются с лёгким поклоном головы и улыбкой на губах и бросаются помогать, когда ты просишь о помощи. С другой стороны, страна не спешит обновлять свои транспортные средства, станции и хабы, на которых, кажется, так и не было ремонта за прошедшее десятилетие.
В этот воскресный вечер в вагонах откровенно тесно, но пассажиры, как могут, соблюдают правила приличия: не толкают и не наступают на ноги. Час двадцать, две пересадки, по 440 йен списали со взрослой карты, и мы в районе Коэндзи, где на ближайшую неделю забронирована вилла. Буквально на выходе со станции получил от хозяйки пароли и явки по заселению, выносу мусора и правилам дома. Никакого депозита или предложения переехать в другое место не поступало.
Детвора не верит, что у нас будет свой дом и вместе с нами удивляется его размерами. Ведь еще в конце двадцатого века в Японии была самая дорогая недвижимость в мире. Вероятно, и сегодня эхо «мыльного пузыря» отражается на её жителях и туристах.
Из правил проживания я узнал, что «Во-первых, пожалуйста, имейте в виду, что Япония — это страна, где особое внимание уделяется уважению и хорошим манерам, поэтому, пожалуйста, будьте осторожны в отношении соседей и соблюдайте правила.
I. Безопасность: Обязательно запирайте дверь каждый раз, когда выходите из дома. Также не позволяйте людям, которые не забронировали номер, оставаться в отеле.
II. Шум: Дома в Токио расположены очень близко друг от друга, поэтому шум легко доносится до соседей. Постарайтесь свести шум к минимуму, особенно с 9 вечера до 9 утра. Старайтесь не стоять перед домом и не разговаривать.
III. Вывоз мусора: В Японии действует сложная и строгая система вывоза мусора, поэтому, пожалуйста, следуйте инструкциям в руководстве по дому, которое вы найдете на месте, и не выносите мусор на улицу.
IV. Потребление энергии: Пожалуйста, выключайте свет, кондиционер и другие электроприборы, когда вас нет в доме.
V. Обувь: Пожалуйста, снимайте обувь, когда вы находитесь в доме, и используйте тапочки, которые можно взять у входа.
VI. Курение: Строго запрещено курить внутри. При необходимости вы можете посетить близлежащие места для курения, автостоянки или круглосуточные магазины.
Поколдовав с электронным замком, мы уверенно поднялись на второй этаж, где у нас две комнаты и коридор, а также раздельный санузел. Вилла суммарной площадью тридцать восемь квадратных метров и крупному человеку здесь было бы непросто.
Перед входом в жилую зону предупреждение о снятии обуви, тут же приготовлено пять пар тапочек в стиле унисекс. Левая комната выполнена в традиционном стиле с тремя односпальными кроватями и очистителем воздуха. Во второй на полу циновка, футоны (по два матраса и по две подушки на человека), деревянный потолок, двери-купе и раздвижные ставни, выполненные из рисовой бумаги. Традиционная для Европы плитка в доме не используется, и лишь стены снаружи покрыты мелкими кафельными квадратиками. Все поверхности оклеены обоями, либо обложены пластиком в душевой кабинке. Смеситель с установкой необходимой температуры воды, унитаз с дополнительными режимами. Из мебели крючки на стенах для одежды с металлическими плечиками, да столик для сидения на корточках, также есть садовая мебель на балконе. Бросается в глаза чистота, вкупе с электроникой и десятком средств по уходу за домом. В коридоре разместилась кухня с раковиной, двумя умывальниками в виде цветочных лепестков. Детей позабавил туалет с сенсорными датчиками движений, где при входе автоматически поднимается крышка. На балконе стиральная машинка с вертикальной загрузкой под ветками искусственного виноградника. Два плазменных телевизора, два разговаривающих кондиционера, небольшой холодильник, электрическая рисоварка, кофемашина, чайник, СВЧ-печь, индукционная плита, пылесос, швабра, набор посуды на шестерых и продукты на первое время. Технической документации по использованию приборов, описанию достопримечательностей, перечислению правил почти на три десятка страниц, но на изучение сегодня уже времени нет. Из минусов — это японские розетки, адаптером к которым я так и не нашел в Москве. Ни намёка на плесень, пыль, насекомых и я не пока не нашел к чему бы придраться.
Пока мальчики с Надей разбирали вещи, мы с дочерью сходили в магазины шаговой доступности. Порадовало, что в районе имеется круглосуточный Family Mart, а соседний с ним продуктовый работал до полуночи. После десяти часов вечера скидка на готовую продукцию составляет сорок процентов, и мы решили воспользоваться ею. Япония — морская страна и об этом лучше всего свидетельствуют её прилавки, заполненные диковинной рыбой, морепродуктами и изделиями из них. Вспомнилась наша летняя поездка на Сахалин и Кунашир, где казалось, рыбы еще больше водится, а вот прилавки морями и океанами там почти не пахнут.
Ужинали мы на террасе под шум сверчков и почти шепотом обсуждали наши дорожные приключения и первые впечатления. Удивительно, но мысли совпадали. Давно так не было комфортно по приезду на отдых. Вспоминались Сицилия, Азоры, Тенерифе, но Токио перещеголял их.
День второй
Дважды просыпался за ночь, так как организм еще не вошел в японское время, которое на шесть часов отличается от московского и на два часа от сахалинского, хотя острова расположены на одной долготе. Летом в шесть вечера здесь уже темнеет, что накладывает отпечаток на отдых. В пять утра уже не спится и в шесть отправился на пробежку, так как не терпится при свете дня оценить окрестности нашего района. Посмотрел, что в округе расположены два парка, но один оказался крошечным сквером, а второй был ухоженной аллеей, переходящей в кладбище и синтоистский храм. Единственный посетитель казалось, не удивился моему появлению и поздоровался кивком головы. Так я добежал до набережной. Внизу текла неглубокая река с прозрачной водой, плавающими утками и грациозно шагающими белыми цаплями. В одной из извилин я заметил ленивых карпов, размеры которых превышали полметра в длину. Рыбаков в округе не видать, вероятно не принято здесь. На улице уже за тридцать и я позавидовал пернатым, принимающим водные процедуры.
Затем ноги непроизвольно вынесли меня к стадиону, где шли работы по укладке нового тартана, которые, судя по объявлению, должны завершиться лишь через месяц. Повсюду указатели о запрете громких звуков, выгула собак, дымлении сигаретами, и они неукоснительно соблюдаются. Табличек о поддержании чистоты я не встретил, как и урн вообще. Вспомнилась пословица, что чисто не там, где убирают... Как и десять лет назад Япония показалось мне самой порядочной страной, где душевно отдыхаешь и не напрягаешься от отдыха и смены жизненных привычек. Старики в тени на лавочках пьют чай из термосов с домашними припасами и что-то негромко обсуждают. Детвора неспеша изучает детскую площадку и пьёт воду из фонтанчиков. Есть общественный туалет и даже бумага с мылом и полное отсутствие заборов и охранников.
В первую прогулку решено отправиться в центр Токио ко Дворцу Императора. И хоть делать там совершенно нечего, но в жару лучше всего гуляется под кронами деревьев. Заметил, что у токийцев довольно популярны охлаждающие воротнички, которые носят на шее. У многих в руках солнцезащитные зонтики с ручными вентиляторами. Те, кто работает на улице, одеты в жилетки со встроенными в области поясницы вентиляторами. Конечно же во всех помещениях и общественном транспорте имеются кондиционеры, в кафе чаще предлагаются холодный чай/кофе/какао. По моим наблюдениям, страна тратит гигантские средства на охлаждение своих граждан.
Здешние подземные переходы могут похвастаться километровыми расстояниями, комфортной температурой, всевозможными вендинговыми автомата с напитками, мороженым, сладостями, фруктовыми нарезками, магазинчиками, столиками для еды, но к ним вернуться всегда успеем.
Ворота императорского дворца закрыты по случаю выходного понедельника, и мы частично обошли его вокруг, любуясь идеальным газоном, причудливо изогнутыми столетними соснами и рвом с водой в окружении плакучих ив и сторожевых башен. От зноя спасали лишь торговые площади. Перебежками добрались до Гинзы — самого дорогого района мегаполиса. Но опять прогулка не клеилась из-за жары и большую часть времени проводили в помещениях с кондиционированным воздухом.
Решено, что надо искать парк и выбор пал на ближайший — Асакаса. Но и тут разочарование, так как на мой вопрос к полицейскому: где находится вход в парк, она достала заранее приготовленную табличку, где на английском было написано, что это не общественный парк, а территория, которая принадлежит императору и прогулки здесь запрещены. Только сейчас заметил, что высокий склон венчает забор с проводами высокого напряжения. Второй парк представлял собой чередование полей для сквоша, регби, бейсбола, между которыми построили жилые дома. Решено, что пора возвращаться на виллу.
Грусть-тоску снимали в супермаркете. Дети полюбили всевозможные онигири, суши и роллы и они стали ежедневным блюдом в их рационе, как и разнообразные диковинные лимонады. К тому же в круглосуточных магазинах шаговой доступности: Lawson, 7/11 и FamilyMart готовая продукция всегда присутствует в ассортименте, и во время длительных прогулок мы легко перекусываем. Тем более, что там для этого есть столики, стулья, СВЧ-печи, термопоты и урны. В Токио мусор надо забирать с собой домой для сортировки. Не так строго, как в Сеуле, где для разных категорий мусора продают специальные пакеты, но всё же бумагу, пластик, металл и органику требуется сепарировать.
Сегодня вечером шел спор по поводу выбора блюд на ужин, так как глаза разбегались от такого разнообразия. Непроизвольно сравниваем магазины Гонконга, Хайнаня, Москвы, Сахалина и Токио и приходим к выводу, что в Японии не так всё однозначно дорого. Фрукты, ягоды и овощи — да, так как большую часть земли страны занимают горы. Здесь они стоят на уровне цен в «Азбуке вкуса». Но вот рыба, морепродукты, яйца, молоко, бисквиты и даже любимый сыр вполне доступны для нашего бюджета и дешевле, чем на соседних Курилах.
Камакура
Ранний подъём, так как до токийского курорта-спутника ехать пятьдесят километров и карты показывают, что надо заложить час пятьдесят и девятьсот йен на дорогу с тремя пересадками. На такси выходит на пять минут быстрее, но это заметно дороже, так как в Токио довольно много платных дорог, да и стоимость топлива почти в два раза дороже чем в Москве. Судя по рекламе на автомобилях, первый километр обходится 500 йен, но вряд ли всех нас повезут в одной машине.
Метро столицы Японии нуждается в реновации. Поезда старые, хоть и чистые, линий много, линии временами расположены на нескольких этажах, на одну платформу могут приходить поезда трёх разных направлений и необходимо занимать очередь на цветной полоске. И хоть горожане при входе в вагон перевешивают рюкзаки со спины на грудь, не пользуются мобильными для разговоров, включают виброрежим, и почти не разговаривают между собой, но плотность в вагонах такая, что и не продохнуть. Да и места почти не уступают, даже в отсеках (priority seat) для стариков, беременных и детей. Может быть, поэтому мам с детскими колясками здесь почти и не встретишь. Зато на каждой станции можно оставить на хранение багаж, на платформах имеются вендинговые автоматы или мини-магазины, а возле крупных пересадочных платформ разбиты целые торговые комплексы.
Поначалу схема токийского метро вызывает лёгкий ступор. Вероятно, причина в дизайнере, который сделал её с целью напугать неподготовленного туриста, но потом адаптируешься. За десять лет она почти не изменилась. Второй минус метро — это медленный трафик. Все же после пятидесяти секунд, ждать поезд три-пять минуты, стоя на платформе по линии в колонну по одному, ещё то удовольствие. Во время дождя регулярно читаешь сообщения, что поезда приходят с опозданием. С другой стороны, токийская агломерация самая большая в мире и насчитывает сорок миллионов человек и на всех транспорта не напасёшься.
В вагонах обращаешь внимание на дресс-код и внешний вид пассажиров. Черные брюки, белые рубашки, спокойные запахи, отсутствие щетинистых и бородачей. Большинство в смартфонах, хотя вокруг всё пространство заполнено рекламой, как в Москве в начале нулевых. Лифты и эскалаторы дублируют лестницы, но к ним выстраиваются такие очереди, что пешком и быстрее и полезнее.
Почти нет и делинквентных личностей и за багаж с кошельком опасений нет. Многие пассажиры укладывают свои рюкзаки на верхнюю полочку. Вероятность забыть его там конечно присутствует, но как работает служба забытых вещей, мы в дальнейшем ещё узнаем. Вагоны довольно чистые, но дизайн и постройка чаще прошловековые, так что зарядиться в поезде не получится. Вайфай я не тестировал, но на станциях есть объявления о его присутствии.
С тремя пересадками мы доехали до Камакуры. Прямо на привокзальной площади пассажиров встречают мускулистые извозчики в обтягивающих брюках с прокаченными бицепсами. На припаркованных двуколках они развозят туристов по узким городским улочкам. О цене я не спрашивал, но популярностью они не шибко пользуются. Зато приезжие охотно облачаются в кимоно и сабо, чтобы проникнуться национальной идеей и погрузиться в прошлое. Сами японцы хоть и носят подобные одеяния, в Токио это не на каждом шагу, чаще в выходные, и преимущественно лишь женщины щеголяют в подобных одеяниях.
На пешеходной улочке Камакуры бурлит торговля и мы решили испробовать изумрудного цвета мороженое с матча, а во фруктовом киоске продегустировать арбуз в нарезке. Всё завоевало популярность, и малыши ещё не раз просили продублировать эти сладости. Тем временем к нам подошла группа школьниц вместе с учителем, чтобы попрактиковаться в английском языке и познакомиться с нами. Мы никуда не спешили и охотно отвечали на их вопросы, связанные с нашими впечатлениями от страны. Видимо они проводили еще какое-то социологическое исследование, так как интервью завершалось вопросами о наших познаниях в японских комиксах, анимэ и артистах.
Камакура насыщена храмами и буддийскими святынями и в одну из них решено зайти. Здесь на постаменте восседала статуя Будды. У его ног поставили букет и пятикилограммовый арбуз идеальной овальной формы в обрамлении цветочного букета. Детвора засыпала меня вопросами по поводу ягоды, на что ответил, что Будда съест её, когда посетители разойдутся. Заметил, что инфляция обесценивает йену, так как посещение святыни за десять лет подорожало в три раза, а за вход вовнутрь статуи — теперь просят в пять раз больше.
Следующей «обязательной» достопримечательностью курорта был магазин шкатулок, который по своей концепции напоминает музей, где почти всё можно трогать, фотографировать, а при желании ещё и приобрести. При этом два продавца довольно прохладно относятся к детским шалостям и к тому, что они могут что-то задеть. В прошлую поездку я приобрел деревянную машинку и фарфорового настенного кота, которые выдержали детские ручки и продолжают радовать нас и видом и звуком. И этот раз мы не смогли уйти отсюда с пустыми руками.
Но главное, за чем мы приехали сюда, было море, и дети уже давно прожужжали все уши, когда же мы пойдём купаться. Прогулки при температуре +35 располагали к этому и мы, успешно выполнив культурно-шоппинговую программу, охотно разделили их желание. Но на центральном пляже от солнца и посетителей не скрыться, поэтому решили поискать место поживописнее и уединённей. Рядом маячил живописный мыс и через сорок минут достигли намеченной цели. Жаль, что морская вода не шибко освежает, но делаешь поправку на субтропики.
Обратно добирались с четырьмя пересадками и в таком же плотном человекопотоке, но морально уже были к этому готовы, и детвора охотно сидела на полу, благо, что они здесь довольно чистые. Вечером исследовали пешеходные улочки Коэндзи, где много самобытных кафе и магазинов, куда не пришли еще банковские карточки, зато самые современные в мире кассовые аппараты. В какой стране мира сдачу выдают не кассиры? Опускаешь в него монеты, вставляешь банкноты, и он самостоятельно отсчитывает положенное.
Я уже начал ориентироваться в здешних ценах, да и старший сын довольно быстро освоил умножение на ноль шесть, чтобы переводить йены в рубли. Сегодня купили на ужин японскую моцареллу, камамбер и обязательные суши. Испробовали фермерские помидоры и можем сказать «аригато» мужчине, который их вырастил, и фотография которого располагалась рядом с ценником.
-
-
-
-
-
-
-
Хотелось бы больше информации по ценам, но в любом случае — автору огромное спасибо за рассказ о путешествии.
1 -
Цены на еду примерно такие:
литр молока 180-240 йен,
10 яиц 250-300 йен,
камамбер 100 гр — 340-400 йен,
двухлитровая питьевая вода — 88-110 йен,
мороженое в супермаркете или вендинговых автоматах 120-250 йен,
банка чая, кофе 60-100 йен,
в кафе кофе стоит 400 йен.
Фрукты, овощи, арбуз, дыня продают либо штучно, либо нарезкой, либо 1/8.
яблоко 250 йен,
помидор 120 йен,
огурец 80 йен,
йогурт 50-150 йен,
мюсли 1000 йен за пакет 1 кг.
Проезд в автобусе 200-230 Йен, в метро 150-350 Йен в зависимости от зоны, суточный проездной по Токио 800 Йен, Проезд Токио-Киото 14000 Йен на шинкасене, 8000 Йен на ночном автобусе и 2400 Йен на региональных поездах.
В среднем в продуктовых магазинах на еду мы тратили как и в Москве, в кафе выходило дешевле пообедать чем в Москве. Аренда жилья вышла в районе 8000₽ в сутки на пятерых.
1 -
Вот невольно сравниваю Питкяранту и японский городок, в Питкяранте тоже сосны и скалы и Ладога...
1 -
не был в Питкяранте, но теперь появился повод, чтобы сравнить и побывать.