Обзор фильма «Контакты»: Беспросветный сай-фай

Жанр: драма, фантастика

Режиссёр-постановщик: Дмитрий Моисеев

В ролях: Ирина Саликова, Сергей Гилёв, Алексей Ярмилко, Валентин Самохин, Денис Филимонов, Александр Мизёв, Дмитрий Воробьёв и другие

Продолжительность: 1 час 45 минут

Производство: Россия

Год: 2023

18+

Сай-фай на российских экранах, если он не изготовлен в рамках коммерческого развлекательного кино, гость редкий. Неизвестно по какой причине, но наследники ловкой и изобретательной советской научной фантастики пришли к выводу, что жанр этот всегда должен являться исключительно зрелищным аттракционом — «как у них». Так у нас появились всякие «Притяжения» да «Вторжения», лишённые  хоть сколько-нибудь своей концепции и художественной выразительности…  А что там у нас ещё появилось?

«Контакты» Дмитрия Моисеева тоже с ходу ринулись представлять «нашим ответом» таким зарубежным кинохитам, как «Прибытие» и «Район №9» совершенно позабыв о том, что шутка «Голливуд у нас ничего не спрашивал» стала общим местом. Но режиссёр, к счастью, никому наносить ответов не намеревался и настроил ощущения кадра в своей картине более близкими к отечественным шедеврам — «Кин-дза-дза!» и «Планета бурь».

Перед нами Россия, погружённая в минорную безнадежность авторского кино. Сорок лет назад человечество стало свидетелем инопланетного пришествия. Прошу заметить, не вторжения, а пришествия. Унылого, как лицо Александра Яценко, обыденного, как санкции, и нафиг никому не нужного, как «Шоу Воли» на ТНТ. Горемычные инопланетяне, в лучших традициях фестивального кино, на просторах нашей необъятной Родины несколько подзагрустили, запаршивели и забомжевали.

Женщина, впервые обнаружившая неопознано-летающего засланца из космоса — биопага — и окрестила его именем погибшего в Афганистане сына. Так пришельцы единогласно стали «Виталиками» (режиссёр не скрывает, что вдохновлялся мифом о «кыштымском карлике» Алёшеньке, историю о котором когда-то хотел снять Алексей Балабанов).

Человеческое пристрастие — разобрать до винтика всё, что кажется диковинным, привела к обнаружению в мозге гуманоидов животворящей жидкости — праке. Надежда на обретение волшебной пилюли вовсе искоренила всякую робость, и отношение к «Виталикам» стало варварски-эксплуатационным.

Внутри всего этого нучно-упаднического повествования живёт героиня Ирины Саликовой — медсестра Нина. Она ухаживает за онкобольным отцом. Мир её, как у любого, принявшего на себя удар — ходить за неходячим, погружён в антураж остановившейся тревоги.

Выправив себе липовые документы, Нина входит в группу медиков, исследующих биопагов. Она полна призрачных надежд исцелить с помощью прака на глазах угасающего отца. Но её немолодой молодой человек, роль которого мощно исполнил Сергей Гилёв, имеет иные планы на прак. Любой спрос порождает предложение, а чудодейственная жижа и подавно. И неважно, что лечебные свойства прака никак научно не доказаны — чёрный рынок предлагает за него внушительный ценник. Персонаж Гилёва криклив, суетлив, подозрителен и подкуривает от электрошокера. А кроткая и истощённая горем Нина вдруг привязывается к одному из безмолвных причудливых существ. И понимает, что лабораторные опыты над биопагами всё сильнее начинают напоминать пытки, нежели стремление к научному прорыву.

Если бы меня позвали в какую-нибудь Кинопанораму, в которой необходимо было бы выражаться витиеватым нарративом, а о кинопродукции не говорить, а обтекаемо щебетать, я бы назвал «Контакты» этаким «редким образцом медитативного кино с глубокой атмосферой». Но меня никуда не позвали! Поэтому медитативность — а сценарно-то история вполне неплоха, плюс безжалостные отеческие декорации — меня порой просто изничтожала при просмотре.

Я увидел в постановке кадра созерцательные интонации Андрея Тарковского. И понял, что режиссёр Моисеев Тарковского смотрел. Я замучился вслушиваться в монотонное бормотание героев и понял, что Алексея Германа режиссёр Моисеев смотрел тоже. Я и тогда, и сейчас искренне поздравляю его с богатой насмотренностью. Но это никак не повлияло на чудовищные провисания «Контактов»! Медленно! В этой киноработе неспешность мне не пришлась! Но и плюсы я для своего зрительского опыта отметил.

Понравилось, что мир киноленты, населённый пришельцами, детально продуман и терминами изобилует.  И псевдодокументальная подача понравилась. И выбор локации хорош. Обычно же принято снимать сай-фай в больших городах, чтобы подчеркнуть размах разрушений на фоне мегаполиса. В глубинке же всё раскурочено задолго до инопланетян. Это добавляет повествованию тоскливости, камерности (но и беспросветки подливает до краёв).

Ещё в «Контактах» любопытно показана пестрота в брожении умов. Представители церкви спорят с учёными, при этом ни одна из сторон не может дать внятного ответа на вопрос — зачем прилетели инопланетяне. Это формирует удобную площадку для всяческих любителей теорий заговоров и усугубляет многие пороки и суеверия «хозяев» планеты, которые относятся к ней как пьяный дворник к опостылевшей шавке.

А ведущие на ТВ предостерегают жителей, что контакт с «Виталиками» строго противопоказан: это может вызвать желание поменять жизнь, отказаться от якобы навязанных обществом правил и убежать из социума (читай, из этой невыносимой хтони). Довольно-таки хорошая сатира, направленная на беспощадные скиллы пропаганды.

Сам Дмитрий Моисеев признался, что замысел фильма у него родился из одной лишь идеи — женщина ухаживает за больным пришельцем. На этот бедненький сюжетный скелет он и нарастил весь экшн с бандитами и подпольными экспериментами. Впрочем, в первую очередь «Контакты» несёт гуманистический посыл, «леопольдовский». Своеобразная и любопытная картина!

Динамики бы я только добавил. Но это уже из меня попёрло любимое диванно-кинокритическое: «Если бы я умел снимать кино, то снял бы его так-то и так-то».

#creativemarket #контакты #сай_фай #пришельцы #хтонь

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 28
    14
    225

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.