Разгон на олимпийский рубль — удар на копейку
Вы помните 1980 год? Я помню. Родители получили квартиру: кирпичная девятиэтажка с олимпийской символикой была сдана точно в срок. Одновременно в нашем городке возник необъятный дворец пионеров с обсерваторией.
Помню открытие очередного ПТУ, стадиона, детской поликлиники. Помню пепси-колу и сигареты мальборо в гастрономе Гофмана. Гофман — это бессменный завмаг и никакой не немец. Хотя тот ещё сказочник.
Жизнь казалась радостной и бесконечной. Беззаботное время. Ключ под ковриком.
Это настроение во время просмотра держится ровно три минуты: открывающие титры под хроники Олимпиады и песенку Александры Пахмутовой.
Только три минуты. Потому что дальше — недоумение, непонимание и вопросы. Нет, кое-какие плюсы тоже имеются; в этом смысле кино напоминает батарейку. Из плюсов —ощущение тепла и светлой ностальгии. Которое возникает не благодаря, а вопреки просмотру.
Сериал «Игры», 2024
Режиссёр Евгений Стычкин
Продюсеры — 7 шт.
Сценарная комната — 6 шт., включая Стычкина
В ролях целый иконостас известных и топовых персонажей: Игорь Костолевский (тот самый), Григорий Верник (сын), Алексей Серебряков (увы), Евгений Стычкин (вездесущий), Юрий Стоянов (шо, опять?), Алёна Бондарчук (однофамилица), Павел Майков и Мария Майкова-Слидовкер (вторая жена), Ангелина Мельникова (реальная олимпийская чемпионка в роли гимнастки), Евгения Дмитриева, Мария Карпова, Вячеслав Чепурченко, Игорь Гордин, Сергей Чонишвили, и т. д. и т. п.
Оценка Кинопоиска — 7.7
Премьера совпала с играми в Париже. Невольно напрашивается сравнение. Яркий, добрый, грандиозный праздник Олимпиады-80 — и вот это сегодняшнее.
Первая же сцена сериала всё расставляет на свои места: застрявшая в грязи туфля чиновника. Где б ни появился Серебряков, там и очередной «Левиафан».
Итак, лето 1979 года. Олимпийский оргкомитет — сплошь беспомощные бездари, поэтому повсюду аврал и недоделки. Функционеры показаны карикатурно: килограммы грима превращают их в каких-то монстров.
Диву даёшься, каким чудом всё-таки успели отгрохать просторную Олимпийскую деревню, гостиничный комплекс «Измайлово», велотрек в Крылатском, стадионы и спорткомплексы в Киеве и Таллине и многое другое.
А вот и главный герой, юный мажор-придурок: обливает валерьянкой памятник Ленину и под вопли набежавших котов декламирует похабные байки про вождя. Это сынок влиятельного чиновника, прожигатель жизни Игорь Зорин (Григорий Верник, сын Игоря Верника).
Папаша (Алексей Серебряков) готовит отпрыску карьеру в МИДе, а для разминки оформляет в тот самый оргкомитет. Как любой борец с режимом, выпускник МГИМО Игорёк с удовольствием пользуется благами, которые этот режим предоставляет.
Герой Серебрякова — глядите-ка — тоже диссидент, только латентный. «Ты что, не понимаешь, в какой стране живёшь?» — увещевает он отпрыска. Зорин-старший — целый директор продуктовой базы: сама Пугачёва приезжает к нему за деликатесами. Разумеется, с чёрного хода. Не в ту дверь, как говорится.
Не обходится без «тонкого» символизма: простой советский люд показан под закадровую песенку «Лучший город Земли», а свободолюбивый Игорёк является зрителю под джаз-рок в исполнении импортозамещённого ВИА «Гайя» из Азербайджанской ССР.
Пользуясь врождённой наглостью и хитрожо смекалкой, Игорёк осваивается на службе, заводит перспективные знакомства, несмешно хохмит и валяет дурака.
Своего руководителя Ирину (Мария Карпова) главный герой сначала воспринимает как скучную комсомолку-служаку, потом вдруг влюбляется. Синдром Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа». Ирина добросовестна, отзывчива, умна. Её отец, армейский полковник, неожиданно видит в мажоре хорошего парня — с чего бы?
Параллельно развивается глобальная линия: игры политические. Какая изящная (в кавычках) аллюзия.
За речкой, сразу за южной границей, накаляется обстановка. Советское руководство колеблется — посылать ли войска в Афганистан. В картине изображено настолько коряво и уродливо, что пересказывать не хочется — кто не брезгливый, сам посмотрит. Фронтовик Брежнев, столько лет руководивший могучей державой, показан слабоумным маразматиком. Почти как нынешний Байден.
Политбюро сплошь трусливая безмолвная челядь. Ну а Леонид Ильич в исполнении Стоянова и подавно выглядит пародией на пародию.
Авторы замахнулись на объёмную многослойную сагу. Формально закрутили и увязали сюжетные линии грамотно и по учебникам. Но из-за перебора с количеством этих самых линий некоторые прописаны наспех, зависают, теряются из виду. Обычная болячка сценарной комнаты: как Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик письмо писали.
Нет убедительности в главных героях. Нет достоверности и в глобальных событиях, и в мелочах. В тех самых деталях, в которых кроется сами знаете кто.
Идём дальше.
Легендарный штангист Дима Сибирцев (Станислав Демушин) срывает подготовку, потому что мать злоупотребляет алкоголем (привет «Левиафану»), а органы опеки могут забрать младшего брата в интернат.
Чахлый тренер сборной (Леонид Каневский) жуёт сопли и совсем не похож на наставника. Стержня нет. И главное: он вообще не в курсе, какие проблемы у основного кандидата на победу. А так не бывает. Для пацана тренер — отец родной. Особенно когда родного нет в наличии. Тренер обязательно наведывается, знает подноготную, может помочь оформить опекунство над братом. Выбьет подопечному квартиру за золотую медаль.
Советский фехтовальщик на Спартакиаде знакомится со своим главным соперником из Италии, ждёт реванша, и вдруг итальянец звонит ему на тренировку. Проницательная вахтёрша вот-вот стуканёт куда надо: кровавая гэбня не дремлет.
Внутри Оргкомитета подрастает комсомольская элита, которая вскоре действительно начнёт рушить страну и расхищать социалистическую собственность. Золотая молодёжь плетёт интриги и пытается подставить руководителя в пресном исполнении Игоря Костолевского.
В столицу прибывает делегация журналистов из капстран, главный из которых в исполнении Стычкина загримирован почему-то под Радзинского. Иноземцев угощают сушками — ещё бы, нищета и голытьба.
Ушлый мажор Игорёк «похищает» делегацию буржуинской прессы, и вместо протокольного мероприятия тащит её в гадюшник, то есть в творческую мастерскую свободолюбивого скульптора. Там собирается цвет нации: фарца, поэты и девушки с ПСО (пониженной социальной ответственностью).
По пути Игорёк легко добывает десять билетов на Таганку и вдруг пускает слезу, наблюдая Высоцкого-Гамлета. То есть берёт и без всякой арки превращается в тонкого интеллигента. А где тонко, там и рвётся — ничем не объяснимая метаморфоза мудаковатого негодяя.
Дальше — больше. В смысле количество сюжетных линий растёт снежным комом.
В афганском ауле (картинку снимали в Узбекистане) местный силач собирается на Олимпиаду. Интересно, как? На самом деле отбор начинается за полтора-два года: национальный чемпионат, международные соревнования, сборы, контрольные тренировки...
И так — везде и во всём.
Кстати, а юмор где? Шамкающий Стоянов? Учения по гражданской обороне и комсомольские взносы? Иностранцы, которые боятся медведей с балалайками?
Аутентичные закадровые песенки 70-х не спасают. Сериал разбалансирован по ритму, некоторые эпизоды чересчур нудны и затянуты. Иные просто недодуманы и недоделаны.
«Смелые» приёмы монтажа — поли-кадр, резкие склейки, нетрадиционные впихивания титров — не вписываются и выглядят неуклюже.
«Игры» выкладывают по одной серии в неделю, и финал ожидается во второй половине сентября. Я точно досматривать не стану. Даже не интересно, опустятся ли авторы до экранизации анекдота про Брежнева и олимпийские кольца.
Надеяться, что повествование смогут выровнять и каким-то чудом превратить в достоверный и увлекательный кинопродукт? Ну уж нет.
«Не верю я вам!» — как говорила вышеупомянутая Людмила Прокофьевна.
-
-
-
Так, по слухам, сказал лорд Кардиган в Крыму, перепутав денщика с маркитанткой.
2 -
Хороший обзор. Переживательный. Но без излишеств. Видно, что автору "за державу обидно".
1 -
Нинель Цуппербилль автору "за державу обидно".
Ниночка, у Вас отлично получается пукать в лужу! Автору может и обидно за державу, но не за Россию точно.
2 -
-
Стычкин в режиссёры выбился....
Актёрский состав интересный, А Кологривого не взяли))
1 -
Тоже начала смотреть ...немедленно захотелось взять валерианку и пойти облить какой-нибудь памятник...
-
за эту топорную пародию я невзлюбил Стоянова )) и теперь мне кажется, что он плохой артист
1 -
хотя недавно считал его оч. талант. А Брежнев - герой, фронтовик, честно "сделал карьеру", успешно руководил такой махиной - да и половиной планеты
1 -
Мне кажется, мне не стоит дальше смотреть....а то вот тоже разлюблю всех ... Надо потом критику почитать на фильм. Чего создатели хотели? Или, может, в других сериях ещё бомба какая-то заложена здоровская.... Пока, по мне, фильм не стоит вообще ничего, провальный, и какой-то странный, ну подачей....
1