Samarin Роман Газета 16.08.24 в 11:44

Разгон на олимпийский рубль — удар на копейку

Вы помните 1980 год? Я помню. Родители получили квартиру: кирпичная девятиэтажка с олимпийской символикой была сдана точно в срок. Одновременно в нашем городке возник необъятный дворец пионеров с обсерваторией.

Помню открытие очередного ПТУ, стадиона, детской поликлиники. Помню пепси-колу и сигареты мальборо в гастрономе Гофмана. Гофман — это бессменный завмаг и никакой не немец. Хотя тот ещё сказочник.

Жизнь казалась радостной и бесконечной. Беззаботное время. Ключ под ковриком.

Это настроение во время просмотра держится ровно три минуты: открывающие титры под хроники Олимпиады и песенку Александры Пахмутовой. 

Только три минуты. Потому что дальше — недоумение, непонимание и вопросы. Нет, кое-какие плюсы тоже имеются; в этом смысле кино напоминает батарейку. Из плюсов —ощущение тепла и светлой ностальгии. Которое возникает не благодаря, а вопреки просмотру.

Сериал «Игры», 2024

Режиссёр Евгений Стычкин
Продюсеры — 7 шт.
Сценарная комната — 6 шт., включая Стычкина

В ролях целый иконостас известных и топовых персонажей: Игорь Костолевский (тот самый), Григорий Верник (сын), Алексей Серебряков (увы), Евгений Стычкин (вездесущий), Юрий Стоянов (шо, опять?), Алёна Бондарчук (однофамилица), Павел Майков и Мария Майкова-Слидовкер (вторая жена), Ангелина Мельникова (реальная олимпийская чемпионка в роли гимнастки), Евгения Дмитриева, Мария Карпова, Вячеслав Чепурченко, Игорь Гордин, Сергей Чонишвили, и т. д. и т. п.

Оценка Кинопоиска — 7.7

Премьера совпала с играми в Париже. Невольно напрашивается сравнение. Яркий, добрый, грандиозный праздник Олимпиады-80 — и вот это сегодняшнее.

Первая же сцена сериала всё расставляет на свои места: застрявшая в грязи туфля чиновника. Где б ни появился Серебряков, там и очередной «Левиафан».

Итак, лето 1979 года. Олимпийский оргкомитет — сплошь беспомощные бездари, поэтому повсюду аврал и недоделки. Функционеры показаны карикатурно: килограммы грима превращают их в каких-то монстров.

Диву даёшься, каким чудом всё-таки успели отгрохать просторную Олимпийскую деревню, гостиничный комплекс «Измайлово», велотрек в Крылатском, стадионы и спорткомплексы в Киеве и Таллине и многое другое.

А вот и главный герой, юный мажор-придурок: обливает валерьянкой памятник Ленину и под вопли набежавших котов декламирует похабные байки про вождя. Это сынок влиятельного чиновника, прожигатель жизни Игорь Зорин (Григорий Верник, сын Игоря Верника).

Папаша (Алексей Серебряков) готовит отпрыску карьеру в МИДе, а для разминки оформляет в тот самый оргкомитет. Как любой борец с режимом, выпускник МГИМО Игорёк с удовольствием пользуется благами, которые этот режим предоставляет.

Герой Серебрякова — глядите-ка — тоже диссидент, только латентный. «Ты что, не понимаешь, в какой стране живёшь?» — увещевает он отпрыска. Зорин-старший — целый директор продуктовой базы: сама Пугачёва приезжает к нему за деликатесами. Разумеется, с чёрного хода. Не в ту дверь, как говорится.

Не обходится без «тонкого» символизма: простой советский люд показан под закадровую песенку «Лучший город Земли», а свободолюбивый Игорёк является зрителю под джаз-рок в исполнении импортозамещённого ВИА «Гайя» из Азербайджанской ССР.

Пользуясь врождённой наглостью и хитрожо смекалкой, Игорёк осваивается на службе, заводит перспективные знакомства, несмешно хохмит и валяет дурака.

Своего руководителя Ирину (Мария Карпова) главный герой сначала воспринимает как скучную комсомолку-служаку, потом вдруг влюбляется. Синдром Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа». Ирина добросовестна, отзывчива, умна. Её отец, армейский полковник, неожиданно видит в мажоре хорошего парня — с чего бы?

Параллельно развивается глобальная линия: игры политические. Какая изящная (в кавычках) аллюзия.

За речкой, сразу за южной границей, накаляется обстановка. Советское руководство колеблется — посылать ли войска в Афганистан. В картине изображено настолько коряво и уродливо, что пересказывать не хочется — кто не брезгливый, сам посмотрит. Фронтовик Брежнев, столько лет руководивший могучей державой, показан слабоумным маразматиком. Почти как нынешний Байден. 

Политбюро сплошь трусливая безмолвная челядь. Ну а Леонид Ильич в исполнении Стоянова и подавно выглядит пародией на пародию.

Авторы замахнулись на объёмную многослойную сагу. Формально закрутили и увязали сюжетные линии грамотно и по учебникам. Но из-за перебора с количеством этих самых линий некоторые прописаны наспех, зависают, теряются из виду. Обычная болячка сценарной комнаты: как Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик письмо писали.

Нет убедительности в главных героях. Нет достоверности и в глобальных событиях, и в мелочах. В тех самых деталях, в которых кроется сами знаете кто.

Идём дальше.

Легендарный штангист Дима Сибирцев (Станислав Демушин) срывает подготовку, потому что мать злоупотребляет алкоголем (привет «Левиафану»), а органы опеки могут забрать младшего брата в интернат.

Чахлый тренер сборной (Леонид Каневский) жуёт сопли и совсем не похож на наставника. Стержня нет. И главное: он вообще не в курсе, какие проблемы у основного кандидата на победу. А так не бывает. Для пацана тренер — отец родной. Особенно когда родного нет в наличии. Тренер обязательно наведывается, знает подноготную, может помочь оформить опекунство над братом. Выбьет подопечному квартиру за золотую медаль.

Советский фехтовальщик на Спартакиаде знакомится со своим главным соперником из Италии, ждёт реванша, и вдруг итальянец звонит ему на тренировку. Проницательная вахтёрша вот-вот стуканёт куда надо: кровавая гэбня не дремлет.

Внутри Оргкомитета подрастает комсомольская элита, которая вскоре действительно начнёт рушить страну и расхищать социалистическую собственность. Золотая молодёжь плетёт интриги и пытается подставить руководителя в пресном исполнении Игоря Костолевского.

В столицу прибывает делегация журналистов из капстран, главный из которых в исполнении Стычкина загримирован почему-то под Радзинского. Иноземцев угощают сушками — ещё бы, нищета и голытьба.

Ушлый мажор Игорёк «похищает» делегацию буржуинской прессы, и вместо протокольного мероприятия тащит её в гадюшник, то есть в творческую мастерскую свободолюбивого скульптора. Там собирается цвет нации: фарца, поэты и девушки с ПСО (пониженной социальной ответственностью).

По пути Игорёк легко добывает десять билетов на Таганку и вдруг пускает слезу, наблюдая Высоцкого-Гамлета. То есть берёт и без всякой арки превращается в тонкого интеллигента. А где тонко, там и рвётся — ничем не объяснимая метаморфоза мудаковатого негодяя.

Дальше — больше. В смысле количество сюжетных линий растёт снежным комом. 

В афганском ауле (картинку снимали в Узбекистане) местный силач собирается на Олимпиаду. Интересно, как? На самом деле отбор начинается за полтора-два года: национальный чемпионат, международные соревнования, сборы, контрольные тренировки...

И так — везде и во всём.

Кстати, а юмор где? Шамкающий Стоянов? Учения по гражданской обороне и комсомольские взносы? Иностранцы, которые боятся медведей с балалайками?

Аутентичные закадровые песенки 70-х не спасают. Сериал разбалансирован по ритму, некоторые эпизоды чересчур нудны и затянуты. Иные просто недодуманы и недоделаны.

«Смелые» приёмы монтажа — поли-кадр, резкие склейки, нетрадиционные впихивания титров — не вписываются и выглядят неуклюже. 

«Игры» выкладывают по одной серии в неделю, и финал ожидается во второй половине сентября. Я точно досматривать не стану. Даже не интересно, опустятся ли авторы до экранизации анекдота про Брежнева и олимпийские кольца.

Надеяться, что повествование смогут выровнять и каким-то чудом превратить в достоверный и увлекательный кинопродукт? Ну уж нет.

«Не верю я вам!» — как говорила вышеупомянутая Людмила Прокофьевна.

#игры #олимпийские_игры #олимпиада_80 #евгений_стычкин

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 195
    25
    563

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Kulebakin

    когда Шубин в каментах устраивает срач даже Ушеля краснеет.

  • Kulebakin

    ой это про кино... я зашел не в ту дверь похоже.

  • petrop

    Чума Покс 

    Так, по слухам, сказал лорд Кардиган в Крыму, перепутав денщика с маркитанткой.

  • 1609

    Хороший обзор. Переживательный. Но без излишеств. Видно, что автору "за державу обидно".

  • Kulebakin

    Нинель Цуппербилль автору "за державу обидно".


    Ниночка, у Вас отлично получается пукать в лужу! Автору может и обидно за державу, но не за Россию точно.

  • 1609

    Чума Покс 

    Ты бы жрал меньше ханки, что ль.

  • Karl

    Стычкин в режиссёры выбился....

    Актёрский состав интересный, А Кологривого не взяли))

  • plusha

    Тоже начала смотреть ...немедленно захотелось взять валерианку и пойти облить какой-нибудь памятник...

  • Samarin

    plusha 

    за эту топорную пародию я невзлюбил Стоянова )) и теперь мне кажется, что он плохой артист

  • Samarin

    plusha 

    хотя недавно считал его оч. талант. А Брежнев - герой, фронтовик, честно "сделал карьеру", успешно руководил такой махиной - да и половиной планеты

  • plusha

    Роман Газета 

    Мне кажется, мне не стоит дальше смотреть....а то вот тоже разлюблю всех ... Надо потом критику почитать на фильм. Чего создатели хотели? Или, может, в других сериях ещё бомба какая-то заложена здоровская.... Пока, по мне, фильм не стоит вообще ничего, провальный, и какой-то странный, ну подачей....