У Минпросвещения — летят журавли…

«Александр Невский» (1939) и «Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна. «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля, по мотивам поэмы Николая Некрасова «Русские женщины». «Кортик» (1973) Николая Калинина, по одноимённому роману Анатолия Рыбакова. «Горячий снег» (1972) Гавриила Егиазарова, по роману Юрия Бондарева. «Сотников» и «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, по повестям Василя Быкова. «Завтра была война» Юрия Кары, по повести Бориса Васильева. «Судьба человека» (1959) Сергея Бондарчука, по одноимённой повести Михаила Шолохова, и «Война и мир» по роману Льва Толстого — фильм Бондарчука получил «Оскар» в 1969 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова, по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Эти и ещё два десятка картин предложило переснять Министерство просвещения РФ «в целях производства художественных фильмов для детей и юношества, способствующих сохранению исторической памяти и формированию патриотизма».

Новость из ленты РИА принёс Евгений Баженов (BadComedian), забил тревогу и предложил начать потихоньку зажигать костры инквизиции. Все, как ведущие, так и нишевые кинопаблики, базирующиеся в социальных сетях, подхватили тревожную весть и по цепочке проинформировали аудиторию. В ветках обсуждений начался ор, который сравним лишь с боем в горах. Возмущались кинолюбители всех возрастных категорий. Кроме, пожалуй, тех, которые: «Я и старую лажу никогда не смотрел, и переснятую не буду, ыыыы». Но с таких господ спрос невелик.

Кадр из х/ф «Александр Невский» (1938), реж. Сергей Эйзенштейн. Мосфильм

Когда волнение достигло пика, Минпросвещения скорёхонько дали заднюю, выступив с опровержением. Мол, это был только лишь список фильмов, которые, по мнению министерства, важны для патриотического воспитания юного поколения. Эта стычка интересов случилась аж пятого июля, и, казалось бы, утихло и утихло — инфоповод рухнул при взлёте. Однако!

Выждав, когда поулягутся страсти, Минпросвещения вернулись с очередным уточнением:

«Речь идёт не о ремейках признанных кинокартин, а о переосмыслении литературных произведений, по которым они были экранизированы. В настоящий момент, для большего привлечения юношеской аудитории, данные произведения можно перенести на экран с использованием современных средств кинопроизводства».

Сказали и сказали. Они могут обращаться к простолюдинам с «поправками» хоть кажен день — тактика уже ясна.

Но на сей раз началась реакция так называемых «творцов». Они изучили «список рекомендуемой литературы», прикинули, как попилить бюджет, и с энтузиазмом взяли под козырёк. Неутомимый кузнец сомнительного кинопродукта Сарик Андреасян отметил, что данное предложение Минпросвещения очень даже перспективно. Сам он, недавно снявший новую версию «Онегина», где, наплевав на язык Пушкина, переписал текст поэмы в прозу, считает, что каждому поколению нужна своя версия классики. И, если честно, с этим особо не поспоришь. Но он добавил, что «Летят журавли», удостоенный «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «молодёжь не знает и никогда не посмотрит!»

«Всё требует адаптации, — добавил он. — И старые фильмы, и шедевры литературы». Сам Андреасян в ближайшее время приступит к съёмкам собственной версии «Войны и мира»…

Кадр из х/ф «Летят журавли» (1957), реж. Михаил Калатозов. Мосфильм

Фёдор Сергеевич Бондарчук — хоть бы у него рука не поднялась на «Судьбу человека» — тоже сказал, что его продюсерская кинокомпания готовит несколько экранизаций классики. И Константин Львович Эрнст пообещал «нашу» (ихнюю, то бишь) версию «одного великого русского произведения». И подчеркнул, что это будет «прорыв». С кинопродукцией Первого канала мы так или иначе знакомы, и пока, кроме прорыва штанов у бомбящего зрителя, дальше дело не заходило. 

Естественно, идейная импотенция охотно прикрывается детьми. Под лозунгом «Детей нужно спасать! Всё советское, идейно устаревшее — переснять, всё зарубежное — отменить! Во имя детей!» И условные сто миллионов, выданные на «переосмысление», простигосподи, «Кортика» — бах в сейф! Во имя своих детей, судя по всему.

Скорее всего, нас будет ждать Никита Кологривый с ведром на голове — на доспехи денег не хватило, лишканули с распилом — и деревянным мечом, орущий: «Я за это озеро стою! Кто меня знает, тот в курсе!» Потому что для признанных, элитных «распределителей кинобюджета» федеральные каналы снимут ролик, где восхищённые коллеги по цеху на красной дорожке предпоказа скажут, что они сейчас посмотрели шедевр.

А горемык из авторского кино, тех, кто действительно может вновь сделать кинематограф сильным, независимым и неподражаемым — на пушечный выстрел не подпускают к большим проектам. Из страха, что эти ребята могут оказаться куда более талантливыми, чем вся эта костюмированная звездобратия «лучших из лучших». А нам остаётся только ждать результатов. А там, глядишь, и Тарковского с Балабановым начнут переснимать. Чтобы поспособствовать сохранению исторической памяти…

Кадр из х/ф «Судьба человека» (1959), реж. Сергей Бондарчук. Мосфильм

#creativemarket #советская_классика #переосмысление_фильмов #распил_бюджета #минпросвещения

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 135
    29
    407

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.