Рецензия на сериал «Тёмная материя» / Dark Matter

год: 2024
автор сериала: Блейк Кроуч
в ролях: Джоэл Эдгертон, Дженнифер Коннелли, Оакс Фигли, Элис Брага, Джимми Симпсон, Дайо Окенийи, Аманда Бругел


Квантовый привет зрителям!

Визионер и прирождённый экспериментатор Кристофер Нолан в своё время запечатлел на 70мм плёнку и отправил в мировой эфир гениальные строки: «чего бы ты хотел — совершить прыжок веры или умереть стариком, преисполненным сожалений?» Вероятно, эти слова стали наиболее удачным литературным выражением взаимоотношений безграничной природы человеческого разума и энтропии его тела. В теории мы можем, и может даже должны попробовать и успеть всё, но практика накладывает на наш потенциал весьма несправедливые и обидные ограничения. Этот парадокс лежит в основе интенсивности страданий любого мыслящего человека, и именно этому и посвящён новый сериал.

«Тёмная материя» рассказывает нам о приключениях физика-теоретика по имени Джейсон Дессен, живущего в пригороде Чикаго с женой по имени Даниэла и сыном. Протагонист зарабатывает на жизнь, преподавая в местном второразрядном университете, но поскольку в разработке законов термодинамики не принимал участие ни один негр, а значит теоретическая физика это явный расизм, особой популярностью его лекции не пользуются. Джейсон и сам не в восторге от своей работы и уверен, что в профессиональной деятельности мог бы достичь куда большего, но много лет назад он поступился карьерой ради семьи. Жена Джейсона, впрочем, тоже поступила на редкость честно, и после рождения ребёнка вместо бурной жизни художника-модерниста выбрала стабильную должность куратора арт-галереи. Словом, в жизни семьи Дессенов всё очень тихо, предсказуемо и посредственно.

Однажды, узнав, что его однокурсник получил престижную премию в области квантовой физики и основал стартап с миллиардной капитализацией в солнечном Сан-Франциско, Джейсон с горя хорошенько напивается, и по дороге домой подвергается нападению неизвестного преступника. Причём странному злодею в маске нужен не тощий кошелёк протагониста — вместо обычного ограбления неизвестный заставляет Джейсона прибыть в некую точку ровно в нужную минуту, и вкалывает ему наркотик. Приходит в себя Джейсон уже не в грязном заброшенном подвале, а в лаборатории крупного научного концерна.

При пробуждении некоторые люди кажутся отдалённо знакомыми, но всё вокруг выглядит перевёрнутым с ног на голову — окружающие Джейсона афроамериканцы уверяют героя, что он учёный с мировым именем, и его работа в области квантовой физики позволила корпорации Velocity построить настоящий куб Шрёдингера — машину, в теории позволяющую создавать пространственно-временные туннели. Тут я начал сомневаться, не комедийный ли это сериал, поскольку сюжетная премиса о том, что негры и латиносы покорили мультиверс это уже адски смешно. Далее выясняется, что на практике машина слегка глючит, поскольку кроме Джейсона ни один из добровольцев, вошедших в куб, не вернулся живым. 

В состоянии шока Джейсон сбегает из лаборатории, лишь для того, чтобы немедленно получить целый букет неприятных сюрпризов — выясняется, что почти все близкие и друзья тупо не узнают его, а женщина, которую он считал женой, помнит лишь о кратком романе лет 20 назад. Ну а его работодатель, сильно раздосадованный поведением своего ведущего физика, отправляет по следу Джейсона психически нестабильного наёмника, с заданием любой ценой вернуть героя корпорации и завершить эксперимент. Проблема заключается лишь в том, что Джейсон даже примерно не представляет технологию, изобретение которой ему настойчиво приписывают, и при всём желании ничем не может помочь своему боссу.

Тем временем выясняется, что неизвестный, похитивший Джейсона, оказывается самим Джейсоном из параллельной реальности, которому надоела относительно гламурная, но крайне одинокая жизнь учёного мирового уровня. Недолго думая, Джейсон-2 решил одним махом наверстать упущенное, вычислил координаты подходящей вселенной, где у него была семья, и чтобы избежать пространственно-временного парадокса, выкрал из неё Джейсона-1. Но гениальный план начал немедленно давать сбои — жена Джейсона-1, пообщавшись с новым вариантом мужа, немедленно заподозрила неладное. Посудите сами — задавленный жизнью преподаватель вдруг начал вести себя уверенно, зарабатывать миллионы на инвестициях, и даже научился играть на рояле «Мурку». Недаром говорят: баба, она сердцем чует. А сам похищенный протагонист, наконец сообразив, что лучшее место, где можно спрятаться от злобной корпорации это безграничное пространство мультиверса, хватает в охапку страхолюдную мексиканку — любовницу Джейсона-2, прыгает в квантовый колодец, и начинает долгий путь домой.

Если верить Трею Паркеру и Мэтту Стоуну, тема бесконечных параллельных реальностей настолько истощена, что наличие её в фильме свидетельствует о лености сценаристов. Однако настоящие мастера умеют как сыграть на одной струне, так и найти новое видение избитой темы, и в данном случае ключом к успеху стала не научная фантастика, революционные спецэффекты или саспенс, а старая добрая психология.

Вопрос самоидентификации человека волновал режиссёров едва ли не с первых дней кино — достаточно вспомнить амбивалентного протагониста «Андалузского пса» или оруэлловское стирание личности героя Патрика МакГоуэна в «Пленнике» — но одной из высших точек развития темы стали 90-е, подарившие зрителю великолепный «Тёмный город». В данном случае авторы задают простой и одновременно витально важный вопрос — может ли человек считаться чем-то большим, чем сумма его воспоминаний? И если единственное различие между бесконечным числом параллельных вселенных заключается в нашем восприятии действительности, существует ли эта действительность, равно как и наш собственный мир, где-нибудь, кроме биоэлектрических полей нашего мозга? Или, возможно, цепочка симулякров представляет собой не линейную прогрессию, а закольцованную бесконечность?

Невесёлым глобальным размышлениям на неоплатонические темы всецело способствует и общий стиль сериала. Любая вселенная, куда ступает нога протагониста, непременно оказывается мрачноватым, блеклым и депрессивным местом, просто излучающим безнадёжность, и дело не только в природных катаклизмах, словно специально преследующих его. Одна из основных философских максим сюжета, напрямую связанная с солипсизмом героя, всесторонне анализируется, мягко подводя аудиторию к единственному возможному выводу — счастье скрывается не в перемене обстановки или жизненных условий, насколько радикальной она бы не была, а в первую очередь в нашем отношении к миру и своей судьбе. И хотя конкретная форма выражения данной мысли не сравнится с изяществом «Потерянного рая» Мильтона, всё равно приятно видеть столь редкий в наши дни интеллектуальный уровень сценаристов.

Столь же прекрасно раскрыта извечная тема необходимости выбора и неизбежности сожаления. Мультиверс является прекрасным инструментом для углублённого анализа философских парадоксов, и неутешительный вывод, который делают авторы, близок к буддистским максимам о страдании, как продукте абсолютно любого движения ума, который, подобно коту Шрёдингера, всегда находится в суперпозиции. На примере героев, имеющих уникальную возможность пройти всеми возможными путями, демонстрируется, что человеку всегда будет казаться, что всё могло быть лучше, и эта постоянная неудовлетворённость является основной движущей силой нашей природы.
Непременно следует отметить беспрецедентную по нашим временам степень оптимизации ресурсов сериала. Очень часто бывает, что фрустрация аудитории связана не столько с низким качеством проекта, а в гораздо большей степени с его нереализованным потенциалом и потраченными впустую огромными усилиями. В случае «Тёмной материи» авторы, наоборот, практически идеально используют скромные ресурсы богатой, но прижимистой студии Apple TV+, с помощью простейших средств и концепций создавая многогранный, аутентичный и увлекательный мир сериала. Бесконечный коридор мультиверса, немедленно вызывающий в памяти «Безвыходность» Сартра, изящный символизм обыкновенной двери, как границы между различными состояниями сознания, интуиция как ключ к секретам квантовой физики — всё это снято настолько умно и обыграно столь умело, что после просмотра даже появляется скромная надежда на то, что Голливуд ещё не сказал последнее слово миру.

Говоря об актёрском составе, нельзя не признать, что «Тёмная материя» относится к той категории сериалов, кастинг которых чисто физиогномически идеально соответствует повествованию. Роли сыграны не просто хорошо — герои получились в высшей степени объёмными и живыми. У исполняющего главную роль Джоэла Эдгертона всегда отлично получались разрываемые внутренним конфликтом трагические персонажи, и многоликий, но никак не способный найти душевный покой Джейсон не стал исключением. Дженнифер Коннелли очень естественна, печальна и интеллигентна в роли его жены. Оакс Фигли весьма убедителен в роли крайне нестабильного злодея. Элис Брага успешно выполняет функцию этического компаса сериала, а Джимми Симпсон традиционно хорош в роли морально серого спектра.

Итог: интересный, очень неглупый, увлекательно и профессионально снятый, а также прекрасно сыгранный сериал. Рекомендую.

#новые_критики #тёмная_материя #джоэл_эдгертон #дженнифер_коннелли #мультивёрс

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 39
    16
    591

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.