Рецензия на фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga

год: 2024
режиссёр: Джордж Миллер
в ролях: Аня Тейлор-Джой, Крис Хемсворт, Алила Браун, Том Бёрк, Нэйтан Джонс, Джош Хелман, Чарли Фрейзер, Лейчи Хал


Нитро-привет зрителям!

Японский философ Цунетомэ «Дзёте» Ямамото в своём трактате «Хагакурэ» писал, что любой человек, каким бы сильным и мудрым он не был, достигнув 60-летнего возраста, начинает проявлять признаки слабоумия, что в понимании самурая клана Набасима, означало бездумное потакание своим детским желаниям. Дзёте рекомендовал пожилым самураям, которым не повезло найти славную смерть на поле боя, уйти в монастырь или стать отшельниками, чтобы избежать позора, или же, испросив разрешение главы своего клана, совершить сэппуку, чтобы подать пример молодому поколению. К сожалению, никто не догадался дать почитать «Хагакурэ» престарелому режиссёру Джорджу Миллеру, и теперь мы имеем возможность наблюдать продукт возрастной деменции под названием «Фуриоса».

Оригинальная трилогия о приключениях бывшего гаишника Макса Рокатански в постапокалиптической Австралии, снятая почти полвека назад, несмотря на свой скромный бюджет, немедленно приобрела культовый статус и миллионы поклонников. Когда же в 2015-м режиссёр оригинала Джордж Миллер объявил о перезагрузке франшизы, многие фанаты опасались того, что рибут будет представлять собой очередной клон марвеловских комиксов с минимальными косметическими изменениями, но Миллер не разочаровал и сумел удержать своё детище в рамках приличий. Несмотря на некоторые эксцессы, простительные пережившим апокалипсис людям, как персонажи, так и повествование в целом соответствовали критериям рациональности. Зрители тоже оценили этот момент, и «Дорога ярости» принесла создателям почти 400 миллионов. Но с биологией спорить бессмысленно, и если 10 лет назад мозг режиссёра ещё получал достаточное количество кислорода для нормального функционирования, то теперь Миллеру уже 80, и лейтмотивом его последнего фильма стало отсутствие даже базовой логики.

«Фуриоса» является приквелом «Дороги ярости» и рассказывает нам о юношестве и взрослении напарницы Безумного Макса. Девочке по имени Фуриоса изначально везло — родившись после ядерной войны, она выросла в нетронутом радиацией оазисе в австралийской пустыне. Оазис представлял собой матриархальное общество и управлялся сильными и независимыми женщинами, которые были настолько умны и компетентны, что, сидя на куче витально важных ресурсов, за которые жители пустоши готовы убить не раздумывая, даже не подумали выставить караулы по периметру своей территории. Надо ли говорить, что в какой-то момент удача отвернулась от постядерных феминисток, и банда байкеров, наткнувшись на оазис, похитила малолетнюю Фуриосу. Мать девочки немедленно бросилась в погоню (разумеется, одна, потому что любая сильная и независимая женщина в теории легко справится толпой здоровых мужиков), но, как назло, проклятые байкеры-мизогины не читали журнал «Космо», не знали, что будущее принадлежит двойной Х-хромосоме и вместо этого тупо расчленили мать прямо на глазах Фуриосы. 

Девочку забрал себе лидер байкеров по имени Дементус, человек в общем-то добрый, но с небольшими психическими отклонениями, и поэтому решивший, что героиня рано или поздно забудет мелкие обиды и расскажет своим новым друзьям, где искать оазис. «Не бойся, мы твоих родственников не больно зарежем», уговаривал героиню Дементус, но она молчала как партизан и даже ловко убила похитившего её бандита, чтобы тот не проболтался. Правда, не совсем понятно, почему умные антагонисты просто не поехали назад по следам байкеров, которые привезли ценную добычу, но режиссёр в тот момент очевидно, потерял ориентацию в пространстве и таким образом элегантно проигнорировал этот момент.

Словом, несмотря на то, что новый суррогатный папа расщедрился и подарил героине игрушечного медвежонка, Фуриоса упорно отказывалась демонстрировать лояльность Дементусу, и тот в итоге за 20 баранов и холодильник «Rosenlev» продал её конкурирующей организации выживальщиков, которую возглавлял Несмертный Джо, известный зрителю по «Дороге ярости». Сначала Фуриосу, как нетронутую радиацией фертильную женщину, определили в жёны Джо, но неугомонная девушка в первую же ночь сбежала, сбрила волосы, и потом 10 лет изображала немого мальчика на побегушках, постепенно набирая опыт и авторитет в организации Джо, в итоге дослужившись до механика-водителя боевой машины. Разумеется, делалось это всё не просто так, а в соответствии с хитрым планом — стравить банды друг с другом, и, воспользовавшись хаосом, отомстить Дементусу, а затем сбежать домой. Впрочем, как враги, так и союзники Фуриосы в итоге внесли в её планы значительные коррективы.

У каждого фильма есть своя целевая аудитория и свои характерные черты, поэтому неразумно требовать от романтической комедии новейших спецэффектов, от ужастика хэппи-энда, а от боевика — глубокого ума. Однако любой фильм, снятый хоть с микроскопической долей уважения к зрителю, обязан следовать определённой логике развития сюжета, в противном случае шоу превращается в натуральную пытку. К сожалению, просмотр «Фуриосы» гарантированно доставит удовольствие исключительно обладателям заключения врачебного консилиума о постановке диагноза «слабоумие» или почитателям таланта Леопольда фон Захера-Мазоха. На первый взгляд, новый фильм франшизы не сильно отличается от крайне успешной «Дороги ярости», но дьявол, как известно, скрывается в деталях.

Если в предыдущем фильме зашкаливающее количество прекрасно снятого экшена и море адреналина основывались на весьма интересных и вечно актуальных философских тезисах о борьбе порядка и хаоса, а также о неизбежной плате за прогресс, то сейчас фундаментом прекрасных визуальных элементов служит концентрированный идиотизм. Вселенная «Фуриосы» в первую очередь мультяшна и легкомысленна, и лишь затем безумна, жестока или брутальна. В мире, где промышленное производство и глобальная интеграция остались в прошлом, где любая шина, таблетка аспирина или канистра моторного масла являются незаменимыми, абсолютно все персонажи относятся к материальным ценностям просто наплевательски. В той же «Дороге ярости» мелкие детали подчёркивали ценность и реальность ресурсов — собиралось и перерабатывалось всё, от гильз и гаек, до волос и донорской крови, конвои боевых машин в обязательном порядке включали в себя бензовозы, а огнестрельное оружие было дорогим и редким удовольствием, заставляя простых пехотинцев обходиться копьями и арбалетами. «Фуриоса» же оставляет впечатление плохо сбалансированной консольной игры — бензин в машинах, включая потребляющие 300 литров на 100 км бронированные монстр-траки не заканчивается в принципе, патроны то есть, то нет (очевидно, в зависимости от загруженного уровня), воду в пустыне пить совсем не обязательно, зато добывать и перерабатывать нефть можно без каких-либо технических знаний. У мотоциклов перерезают топливные шланги — а они всё равно проезжают сотни километров. Песок в пустыне, кстати, идеально спрессован, не зыбучих песков, ни пылевых ям — хоть бы раз кто застрял, а воздушным фильтрам нипочём любые бури. 

Уровень здравомыслия персонажей не отстаёт от аркадной физики мира: у Несмертного Джо, вождя племени, который отчаянно старается спасти человечество от вырождения, пропадает ценнейший актив — молодая, нетронутая радиацией жена, за которую он только что заплатил огромную сумму — и все махнули рукой, никто её не ищет. В тот же день в племени появляется неизвестный немой мальчик — и никто не догадывается, что эти события могут быть взаимосвязаны. Как вообще в балансирующем на грани выживания обществе, где на счету каждая калория и каждая капля воды, может просто так появиться новый едок? Ок, девочка вырастает, отпускает шикарные волосы и все узнают в ней ту самую беглянку со здоровой ДНК. Так что же делает Джо? Повелевает схватить и насильно оплодотворить Фуриосу — ведь воинов у него много, а женщин нет, и Фуриоса в сотни раз ценнее как мать, чем как механик фуры? Может он хотя бы наказывает её за непослушание? Или может тайно убивает, чтобы подавить в зародыше любую возможность бунта подчинённых? Нет, что вы — вместо этого Джо делает её преторианцем, даёт собственное подразделение и осыпает подарками, а потом удивляется её предательству. Дураку же понятно, что это готовый рецепт катастрофы, и примерно настолько же рационально, как назначить известного сепаратиста, который годами воевал против тебя, главой его собственной автономной области.

Такой же идиотизм царит и в области военной тактики, столь важной во времена анархии и борьбы за ресурсы — паролей и кодовых сигналов нет и в помине (хотя в предыдущем фильме герои вовсю использовали фальшфейеры и азбуку Морзе), на охраняемый стратегический объект впускают кого угодно, координация витально важных процессов в поселениях проводится на уровне «передал весточку со случайным курьером». О десятках мелких просчётов не хочется и вспоминать — вполне в духе идиотов не менять позицию под огнём или лезть прямо в очевидные ловушки. Но особо выделяется великий подвиг Фуриосы, которая, чтобы избежать плена, отрывает себе руку по локоть, и в после этого проходит 20 километров по пустыне — очевидно, во вселенной Looney Tunes не существует таких понятий, как болевой шок, кровопотеря или обезвоживание.

Впрочем, возможно качество адреналинового действия компенсирует любые недостатки сценария? Экшн в фильме, несомненно есть, и его немало, но внимательный зритель непременно заметит, что авторы особо не напрягались, и почти все сцены погонь вплоть до раскадровок позаимствованы у предыдущих частей франшизы, что портит всё впечатление. В целом кажется, что Миллер месяцами дремал в режиссёрском кресле и его будили только когда надо было снять эпическую битву, а логику сюжета доснял за него какой-то школьник. 

Труппа в общем-то хороша, но проявить себя в столь сложных условиях им так и не удалось. Если верить интервью Ани Тейлор-Джой, режиссёр настоял, чтобы она весь фильм ходила с одним злобным выражением лица, и играть ей пришлось исключительно глазами. И хотя Аня заслуженно считается одной из самых глазастеньких актрис современного Голливуда, Фуриоса у неё получилась слегка деревянной. Крис Хемсворт оказался заложником теоремы Шварценеггера — он прекрасный актёр, но играть может только самого себя, и злодей из Дементуса вышел совсем неубедительным. Том Бёрк в роли условного любовного интереса Фуриосы успешно сливается с окружающим его зелёным экраном. Да и остальные статисты вроде Нэйтана Джонса и Чарли Фрейзера не приносят в свои роли из «Дороги ярости» ничего нового.

Итог: вторичная, утратившая остатки реализма и философии, и в целом куда более слабая версия блокбастера десятилетней давности. Маразм не щадит никого — в хрониках Безумного Макса много идиотизма, но крайне мало Макса. Все возможности для развития франшизы бездарно растрачены. Как сказал бы Несмертный Джо: 

#новые_критики #фуриоса #аня_тейлор_джой #крис_хемсворт #камеди_вумен #маразм_крепчал #mediocre

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 41
    11
    223

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    Шарлиз всяко лутьше фуриозней

    и кстати, что за имя такое мерзявое - Фуриоза - тьххубль!!!

    А посмотреть все равно посмотрю, но пока качнуть не откуда

  • Samarin

    ЯДИ 

    Фурьёза - курьёзная фурия на грузовике-длинномере

  • notkolia

    фуриоза..

    дементус..

    тьфу, млять

    пусть горят в аду!

  • Samarin

    Старичюля 

    дементус это ж байдэн

  • notkolia

    Роман Газета 

    да в рот им всем кило печенья

  • Samarin

    Старичюля 

    причём овсяного и с бодуна

  • Stavrogin138

    Из Ани Фуриоса - как из Джима Кэрри - ведьмак.

    По теме мести самое лучшее, что я видел - это "Сага о Винланде". Вот уж где где все оттенки показаны.

    И спасибо за душевный разбор - эту парашу смотреть не буду))

  • Psychoscum

    Даниил Смирнов 

    Австралийская версия Джима Кэрри как раз будет новым Геральтом. 

  • Stavrogin138

    Александр Костин 

    Да, слава Богу - это эпилог изнасилования моей любимой книги.

  • Anat-K

    Обзор четкий! 

    Но хз какую логику ждать от комиска, который изначально заточен на зрелищность?)))

    Если все сделать по уму, то тот "Оазис" тупо бы сожрали уже давно более злые байкеры, как зомби))) И всё. На этом можно было заканчивать кино😅

    Тот первый "Безумный Макс" потому и стрельнул, что это было новое в своей зрелищности и уникальности, там тупо никто не всматривался в сюжеты и ляпы, а офигевали от того, что нам дали позырыть воочию вариант развития постапокалипсиса😃причем на ламповом телевизоре, в кинозале, с толпой таких же жаждущих зрелищ, как и "ты"))) А сейчас да, сейчас мы уже стали избалованы настолько, что ищем ляпы в комиксах)))

    Сам не смотрел еще вот это вот кино, но возможно гляну одним глазом. "Дорогу ярости" уже смотрел только ради Харди, костюмов, атмосферы, техники и трюков всяких разных, без вникания в сюжет, я даже сейчас не помню уже про что там😃

  • Anat-K

    Александр Костин 

    пусть так))) я уж честно говоря и не помню про что там в первом Максе чтобы начать разбирать его))) Там и режиссер был моложе, голоднее, и злее, об чем собственно вы и пишете))) Еще раз спасибо за рецензию)) Но я лично в данном жанре ничего нового и не жду))) Потому мне и подобный "Скрежет металла" как комикс-сериал зашел на "ура" просто)))

  • Psychoscum

    Мистер Белый 

    Спасибо.

    "Скрежет металла" хорош тем, что ведёт себя честно и изначально не претендует на серьёзность.

  • Anat-K

    Александр Костин 

    здесь наверное принцип "Истина в глазах смотрящего")) Я как уже говорил выше уже с "Дороги ярости" точно смотрю как на комикс а не как продолжение или еще что-то))) По моему они уже на третьей части "Безумного Макса" с Гибсоном начали выдыхаться и нести чушь если мне память не изменяет)))

  • Tardaskin

    Для начала мне нужно будет пересмотреть "Дорогу ярости: я её видел лишь однажды в кинотеатре, на момент выхода.

    Потом доберусь и до "Фуриосы", ибо посмотрел всю фильмографию Тейлор Джой, какой бы не избирательной она ни была.

  • Psychoscum

    Продолговатый ящик 

    Желаю вам сияющего и хромированного просмотра.