Дамы приглашали кавалеров
Надо, конечно, найти время и прочитать пьесу, потому что нынешние режиссеры редко ставят «как написано», а не зная первоисточника, трудно сказать насколько хорош оригинал и какой отсебятиной напичкал его постановщик.
Она появилась в 1964 году и сразу получила бешеную популярность. В это сложно поверить, но за что купил, за то и продаю: «Уже за первое полугодие 1965 года спектакли по пьесе “Мой бедный Марат” прошли в 45 театрах страны, а в 1967 году она была названа лондонскими критиками “пьесой года”, и в течение двух лет шла в тридцати английских театрах».
В интернете можно обнаружить и такие цифры: с 1965 по 1969 год эту пьесу в общей сложности сыграли 3 253 раза. «Марата» ставили по всему миру — от Франции до Мальты, от Аргентины до Пакистана.
Сегодня в эпоху cancel culture подобная судьба для современной русской пьесы просто немыслима! Тем более, какой уж там Лондон и Оксфорд...
Успех можно объяснить именем автора — Алексей Арбузов к тому времени уже был знаменитым драматургом, советским Чеховым. Его сочинения — «Таня», «Город на заре», «Иркутская история» и другие — широко шли как в театрах СССР, так и за рубежом. Но, разумеется, не только это привлекало в тексте, который сам Арбузов позднее назвал лучшим из им написанного.
Это небанальная история про трех молодых людей. Про внезапно и вопреки всем обстоятельствам возникший любовный треугольник. Про узы дружбы, долг и самопожертвование, про жизненные цели, про жажду и страх быть счастливым. Герои встречаются еще подростками, в необычное время и в необычном месте: блокадный Ленинград, уцелевшая квартира в полуразрушенном доме на Фонтанке. Первая часть сюжета разворачивается в марте 1942 года, две остальные — в марте 1946 и в декабре 1959.
Наивная и чистая девушка по имени Лика поставлена перед сложным выбором: кого из двух любящих её парней предпочесть? Надо сказать, что оба они — не подарок: давящий на жалость Леонидик, не шибко талантливый журналист и поэт, потерявший на войне руку, и гордый, своенравный, харизматичный Марат, который, отвоевав, становится строителем мостов, но не может построить личную жизнь. По всем приметам Лика любит Марата, однако становится женой Леонидика... Не буду пересказывать сюжет. Тем более, в разных постановках, а их, как вы понимаете, за 60 лет случилось много, характеры героев и мотивировки их поступков трактовались по всякому.
На днях на сцене филиала Театра им. Пушкина я посмотрел очередную версию арбузовской пьесы (говорят, в нынешнем сезоне в Москве это уже четвертая премьера по «Марату»). Спектакль, поставленный со студентами Школы-студии МХАТ, называется «Белый вальс». Его лейтмотивом становится одноименная песня Владимира Высоцкого, написанная в 1978 году, где прямым текстом сказано, что «в России дамы приглашали кавалеров». В контексте пьесы это означает, что главный выбор делает все-таки Лика.













Борис Дьяченко, режиссер, он же педагог задействованных в постановке третьекурсников мастерской Евгения Писарева, решил пьесу внятно и просто. Без современных технологий. Этот спектакль их тех, что называют актерскими, где всё внимание на исполнителях. Но оно и к лучшему.
К примеру, не так давно смотрел я эту пьесу в Театре Романа Виктюка, где режиссер Александр Тарасов в поисках новых смыслов вывел на сцену двух героев одновременно молодыми и повзрослевшими, а одного, Марата, так и оставил 17-летним. И если у автора — линейное повествование, то здесь время перепутано, действие идет параллельно, грубо и глупо разрушая замысел драматурга. В результате публика не понимает что к чему.
Я хочу прочитать пьесу еще и потому, что в разных театрах спектакли по ней имеют разный хронометраж. Если в Театре Пушкина это полтора часа, то есть и два с половиной, и даже три с минутами. Но одно дело — какие-то разумные сокращения, а другое, когда топорно нарушаются причинно-следственные связи и концы не сходятся с концами...
Но вернемся к спектаклю «Белый вальс», где нельзя не отметить мастерство, свежесть и искренность начинающих артистов. Вся троица — резкий Ян Сябряев (Марат), кудрявый красавец Артем Ляшенко (Леонидик) и хрупкая Кристина Гаспарян (Лика) — достойны высокой оценки. Если парни играют без второго состава, то в роли Лики занята и другая артистка, как говорят, весьма талантливая Ляля Анпилогова. И я даже подумал о том, что надо бы пересмотреть спектакль и с её участием.
Но прежде, конечно, прочитать пьесу.
#новые_критики #театральный_обзор #театр_пушкина #белый_вальс #алексей_арбузов #борис_дьяченко
-
-
А в нашем нервно-паралитическом семействе, плотно повязанном с театром, есть "великолепная четвёрка" почитаемых и перечитываемых советских драматургов: Володин, Вампилов, Арбузов, Розов:)
1 -
Славный эфросовский телеспектакль был "Марат, Лика и Леонидик" в 71-м году. "Ленком." Збруев, Яковлева и Круглый. А ещё по Арбузову, в ленинградском театре им. Ленсовета, в 1960-е, Игорем Владимировым, был поставлен прелестный спектакль "Таня," где Алиса Фрейндлих делала образ героини настолько выпуклым, что это уже гротеск. Спектакль просуществовал весьма долго. Одноимённый "серьёзный" кинофильм после него, у мамы, тёти и их театралок-подруг, не котировался вовсе. Наверно, как арбузовские "Сказки старого Арбата" у меня. Папье-маше какое-то.
2 -
Надо посмотреть теоеспектакль.
"Таня" - это кино высокой пробы .
"Сказки..." слащавы, на фоне текста актеры гениальные.
1 -
Вот точно. "Слащавы." Пьеса такая. Постановщики спектаклей и (особенно) фильма сахарку лишь подсыпАли. И надуманность жеманная...
1